8. Учение Апостола Павла

Подобно Иисусу, Павел даёт несколько весьма полезных советов относительно церковного наказания. Он признаёт те же существенные меры, что и Иисус (Матф. 18:15-17), и сообщает некоторые дополнительные детали, касающиеся последней ступени наказания — отлучение от церкви.

Предварительные действия

В отличие от Иисуса, Ап. Павел не даёт систематической, шаг за шагом разработанной процедуры установления церковного наказания. Тем не менее, он ясно высказывается, что предварительные меры, предшествующие окончательному наказанию (отлучение) существуют.

Личное (конфиденциальное) увещевание — Павел обращает внимание юного Тимофея на то, что даже если есть основания для строгого порицания, лучшим методом, порой, является просто личное увещевание (2 Тим. 4:2). Он пишет: 1 Тим. 5:1-2 — «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».

Личное увещевание помогает избежать противодействия, часто возникающего при использовании более сильных форм наказания. Оно создаёт атмосферу дружеского расположения, предлагая исправление в мягкой любящей манере. Личное увещевание — наиболее подходящая форма обличения по отношению к людям старше себя Библейские тексты подчёркивают особую важность уважительного отношения к старшим (Исх. 20:22; Втор. 5:16; Ефес. 6:2). Те же указания должны быть применимы и по отношению к пожилым женщинам.

Павел подчёркивает, что личное увещевание стоит ближе к чисто семейным отношениям, в которых состоят все члены Тела Христова.

Это видно из сравнений: «как отец, братья, как матери, как сестры» (1 Тим. 5:1-2). Кроткое поведение часто склоняет нарушителя к тому, чтобы выслушать и внять предупреждению.

Резкое порицание — В Послании к Титу, совершавшему служение на Крите, Павел отмечает. что на словах критяне «знают Бога; а делами отрекаются от Него» (Тит. 1:16). Многие из них были лжецами, бесчинствовали, приводя целые семьи в расстройство и участвуя в богослужениях из выгоды. Павел приводит слова широко известного критского поэта Эпименида (родился примерно в 600 году до Р.Х.): «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Он считал это нелестное определение справедливым. Что же делать с такими людьми в церкви? Павел советует Титу: Тит. 1:13 — «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере».

Слово «обличай» — то же самое, которое Иисус употребляет, указывая, каким должен быть первый шаг в поведении с согрешившим братом (Матф. 18:15). Это сильное слово, которое переводится, как «осветить», «разоблачить», «осудить» или «убедить». Появляется оно и в других местах со схожим текстом (например, 2 Тим. 4:2; Тит. 2:15).

Внушая Титу мысль о необходимости подобного порицания, Павел употребляет слово, происходящее от глагола «отрезать». Оно означает «кратко и круто», а в данном контексте «резко и сурово». Павел объясняет где и когда следует употреблять строгие слова порицания по отношению к нераскаявшимся грешникам-христианам. Подобный выговор должен сделать ясным, что именно он или она неправильно совершили. Это помогает довести порицание и до сознания, и до чувства согрешившего, в результате чего произойдут изменения и не только внешние. Затем следует предупредить нарушителя о грядущих последствиях, в случае продолжения им неправильного поведения. Нужно подчеркнуть и то, как высоко вы цените его, заботитесь о нём и не хотите поэтому, чтобы он страдал.

Необходимость в свидетелях — Касаясь церковного наказания, Иисус учил, что если согрешивший не будет реагировать на увещевание наедине, то необходимо сделать то же, но с привлечением двух-трёх свидетелей (Матф. 18:15-16; Втор. 17:6), чья основная задача будет не в установлении вины, а в усилении порицания самим фактом своего присутствия, что должно помочь грешнику быстрее прийти к раскаянию. В соответствии с замечаниями, сделанными Христом, апостол Павел также признаёт необходимость свидетелей для обвинения пресвитеров. Он пишет молодому Тимофею: 1 Тим. 15:19 — «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях».

Ап. Павел предлагает также принять меры, чтобы пресвитер не подвергался клевете или личным нападкам. Требование присутствия свидетелей должно было служить мерой предосторожности против непроверенных или несправедливых обвинений.

Хотя Павел давал свои советы Тимофею в связи с взаимоотношениями последнего с церковными служителями, слова апостола применимы и к проблеме церковных взысканий вообще. Без всякого сомнения, он делает упор на применении принципов учения Иисуса о церковных взысканиях к пресвитерам. Он целиком заимствует всё, что относится к необходимости участия свидетелей в процессе обсуждения, а также исправления согрешившего христианина. Однако цель такого участия — не выступление на публичном судебном процессе, а призыв к грешнику проявить ответственность и поощрить истинное раскаяние.

Публичное порицание

Если предварительные меры церковного взыскания не достигают цели, нужно, считает Павел, в соответствии с учением Христа, передать вопрос на рассмотрение церкви (Матф. 18:17). Он пишет: 1 Тим. 5:20 — «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».

Слово «обличай» — то же, что и употреблённое Иисусом (Матф. 18:15); и самим Павлом в другом месте (Тит. 1:13). Обличение предназначено для того, чтобы указать на грех, обсудить его и убедить грешника в необходимости раскаяния.

Цель публичного порицания — не в том, чтобы наложить на нарушителя тяжёлое бремя. Не предназначено оно и для того, чтобы устыдить, унизить или наказать грешного христианина. Правильнее считать, что порицание, сделанное перед всей паствой, должно показать членам церкви, что то, что совершил их отступившийся собрат во Христе, не встречает одобрения у Господа и Его церкви. Такое публичное обличение должно быть не просто изложением фактических подробностей греха, но выражением озабоченности о христианине, который настолько ослеплён и ожесточён грехом, что даже не раскаивается в нём.

Павел не просто пишет о публичном порицании. Он сам применял его будучи учителем в Антиохийской церкви. Когда он находился в Антиохии, туда с визитом прибыл апостол Пётр (Деян. 13:1). Апостол Пётр, будучи наученным ранее через видение, которое он имел перед посещением дома Корнилия, не почитав никого из людей нечистым или не святым (Деян. 10:28), а потому он свободно ел за одним столом с верующими язычниками. Однако, когда из Иерусалима пришли верующие иудеи, апостол Пётр «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал. 2:12). Это заставило других евреев также лицемерить и делать вид, что они не общаются с верующими язычниками.

Что же сделал апостол Павел, заметив это лицемерие? Хотя апостол Павел ничего не говорит о том, обличал ли он апостола Петра наедине, маловероятно, чтобы он не сделал этого предварительного шага дисциплинарного взыскания, хотя, возможно, он мог умышленно этого не делать, учитывая серьёзность сложившейся ситуации из-за того, что Пётр, благодаря своему высокому положению в церкви, оказывал на многих сильное влияние. В любом случае, апостол Павел «лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» (Гал. 2:11). Апостол Пётр проявил непостоянство. Он знал, что Бог принимает и верующих язычников, но, поддавшись влиянию некоторых видных верующих евреев, стал выдавать себя за скрупулёзного иудея, избегающего любого контакта с язычниками.

В Гал. 2:14 апостол Павел говорит нам, что он публично обличил апостола Петра в том, что тот допустил грех.

Гал. 2:14 — «Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?».

Хотя апостол Пётр не учил словесно, что язычники должны исполнять иудейские обычаи, своими действиями он внушал эту мысль другим.

Хотя апостол Павел не пишет, как Пётр отнёсся к его обличению, можно предполагать, что его реакция была положительной. Позже, на Иерусалимском соборе он поддержал Павла в том, что язычникам не следует исполнять иудейские обряды и правила (см. Деян. 15:7-11).

Вполне очевидно, что публичное обличение Павла в том, что Пётр лицемерил, восстановило уклонившегося от истины апостола.

Отлучение от церкви

Мы уверены, что Ап. Павел был весьма удовлетворён позитивным отзывом Ап. Петра, но что было бы, если бы апостол Пётр прореагировал отрицательно? Что если бы Пётр отказался послушаться обличения? Иисус Христос указывал на последний шаг в процессе церковного дисциплинирования, который предназначен для восстановления святых.

И этот шаг — отлучение от церкви в результате чего согрешивший теряет право на членство в церкви, на общение с верующими и на участие в вечере Господней (Матф. 18:17). Апостол Павел в посланиях к филиппийской и коринфской церквям говорит то же самое по отношению к согрешающим святым.

Удаления от общения как средство дисциплинирования

Многие коринфские верующие очевидно находились под сильным влиянием древнегреческого дуализма, считавшего, что тело человека принадлежит к материальному миру, и что оно по своей природе испорчено и зло. Душа же человека принадлежит к нематериальному миру и по своей сути добрая, и в ней сокрыта сущность жизни. Веря в то, что только душа наследует бессмертие (1 Кор. 15), некоторые верующие коринфяне считали, что то, что они делают в своём теле, не будет иметь никаких последствий для жизни вечной. «То, чего желает тело, нужно ему дать» — утверждали такие верующие (1 Кор. 6:12). Апостол Павел отверг такие аргументы указав: «Тело же не для блуда, но для Господа…» (1 Кор. 6:13). Поскольку тела верующих воскреснут и будут находиться в вечности (6:14), христиане не должны совершать аморальных поступков или общаться с теми верующими, которые их совершают.

В 1 Кор. 5:9 апостол Павел напоминает коринфянам данное им ранее указание относительной церковной дисциплины: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками».

Однако, не желая, чтобы коринфяне поняли его неправильно, а именно: будто бы он призывает верующих избегать всяких контактов с неверующими, апостола Павел уточняет своё повеление словами: 1 Кор. 5:11 — «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».

Другими словами, они должны были избегать только тех, кто называл себя христианами, но не жил по-христиански.

В Фессалоникийской церкви положение было иным. Там проблема была не в аморальности, а в церковном беспорядке. Очевидно, что некоторые лжеучители убеждали верующих, что «день Господень» уже наступает (2 Фес. 2:2). Веря в то, что Господь придёт с минуты на минуту, некоторые члены церкви впали в крайность, бросили работу и стали жить беспорядочной жизнью (2 Фес. 3:12).

Апостол Павел указал на то, что такое беспорядочное поведение не соответствует тому, чему он их учил, равно как и тому, что он показал им на личном примере (2 Фес. 3:6). Сам Павел во время своего служения в Фессалониках работал «день и ночь», не желая обременять членов церкви. В ответ на такое поведение некоторых членов церкви, апостол Павел пишет фессалоникийцам, призывая их удаляться…

2 Фес. 3:6 — «…от всякого брата, поступающего бесчинно».

А в стихе 14 он заявляет: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его». Таким образом, всякий член церкви, не желающий придерживаться церковного порядка, должен быть подвержен дисциплинарному взысканию!

Выражение «не сообщайтесь с ним» встречается только в 1 Кор. 5:11 и 2 Фес. 3:14. Буквально оно означает «не смешивайтесь с такими». Очевидно, что апостол Павел запрещает общение с теми, кто на словах исповедует Иисуса Христа, а на деле отрекается от Него.

Это повеление не сообщаться в некоторых церквах понимают, как необходимость «избегать» таких верующих. В связи с этим возникает два вопроса. Во-первых, отличается ли эта форма церковного наказания от исключения из церкви (отлучения от церкви)? И во-вторых, в каких случаях это наказание должно применяться?

Некоторые считают, что в данном случае апостол Павел говорит о более мягком церковном наказании чем то, о котором говорил Иисус Христос в Матф. 18:17. Многие понимают это как предварительную внутрицерковную изоляцию, предшествующую полному исключению из церкви.

Такая точка зрения основана на некоторых других подобных местах в посланиях апостола Павла. Так например, в Послании к Римлянам он пишет: Рим. 16:17 — «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».

А в Послании к Тимофею он пишет: 2 Тим. 3:5 — «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, таковых удаляйся».

Однако, в контексте 1 Кор. 5 глава можно рассматривать разбираемое повеление апостола Павла, как окончательный шаг, о котором говорит Иисус Христос в Матф. 18:17. И это видно из 13 стиха: «Итак извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5:13). «Не сообщаться» с непокаявшимися грешниками — это логическое следствие исключения человека из сообщества святых. Такое исключение согрешившего лишает его любого христианского общения или служения до тех пор, пока он должным образом рассчитается с своим грехом. Как кажется, просто невозможно. чтобы брат или сестра подвергшиеся изоляции, оставались в церкви. Это противоречило бы самим принципам общения и сущности внутрицерковной жизни (Деян. 2:42).

Но что же означает практически повеление «не сообщаться» с неправильно поступающими христианами? Некоторые настаивают на том, что в таком случае не должно быть абсолютно никаких контактов между верующими и согрешившим христианином. Ленно Симрис, например, распространяет это правило даже на семью и семейные взаимоотношения.

На ранней стадии меннонитского движения у жениха и невесты перед их бракосочетанием спрашивали, готовы ли они будут оставить своего супруга или супругу, если тот будет отлучен от церкви, и оба должны были дать положительный ответ. Другие верующие рассматривают это повеление как необходимость избегать ненужных социальных контактов с согрешившим святым. Другими словами, жена может общаться, если это необходимо, но они должны избегать дружеских, ободряющих бесед.

Вторая точка зрения не только более соответствует духу исправления, чем духу наказания, но и более подходит к тому. что говорит апостол Павел во 2 Фес. 3:14. Выражение «не сообщайтесь» в контексте ассоциируется с повелением иметь некоторые контакты с согрешившим.

Апостол пишет: 2 Кор. 3:14-15 — «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».

Апостол Павел призывает «не сообщатся» с согрешившим, но в то же самое время «увещевать» его. Вполне очевидно, что в таком случае должны сохраниться определённые контакты. Общение не должно носить тёплый дружеский характер, но оно должно быть искренним. Оно должно выражать идею, что согрешивший находится вне церковного общения, и что церковь хочет, чтобы он покаялся. Библейское уклонение от общения должно заставить или поощрить согрешившего вновь вернуться в число Христовых учеников. Но в то же самое время оно должно показывать согрешившему, что восстановление в церкви возможно только на основании исповедания и покаяния.

Апостол Павел призывает верующих не продолжать находиться в близких и дружественных отношениях с согрешившим, чтобы церковь не подумала, что церковное наказание не влечёт за собою никаких неприятных последствий, а согрешивший не подумал, что церковь относится несерьёзно к исключению из числа членов.

Отдать в руки сатане

В 1 Коринфянам, в 5-ой главе апостол Павел упрекает верующих в том, что они не выполнили его указаний (1 Кор. 5:9) по отношению к человеку, вступившему в брак со своею сводною матерью. Поэтому он берёт это дело в свои руки, пользуясь данной ему апостольской властью.

В пятом стихе он пишет о согрешившем и о своём решении: 1 Кор. 5:5 — «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа».

Многие верующие на протяжении всей церковной истории считали, что в данном случае речь идёт о более суровом наказании, чем исключение из церкви, о котором говорил Иисус Христос в Матф. 18:17. В данном стихе из послания апостола Павла ключевые две фразы: «предать сатане» и «во измождение плоти».

Что имел в виду апостол, призывая «предать сатане»? Подобное выражение встречается ещё только в 1 Тим. 1:20, где Павел пишет, что он предал сатане Именея и Александра, чтобы они научились не богохульствовать. Выражение, сказанное в 1 Кор. 5:9, по-видимому, ответ на слова, сказанные во 2 стихе: «…дабы изъят был из среды вас, сделавший такое дело». Предать сатане — это значит отлучить от церкви.

Сатана «мироправитель тьмы века сего» (Иоан. 12:32) и «князь мира сего» (2 Кор. 4:4). Апостол Иоанн говорит: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоан. 5:19). Отлучить от церкви — это значит предать в «царство тьмы» (Кол. 1:13), где правит сатана. Быть в царстве сатаны — это значит, быть более уязвимым по отношению к нападкам сатаны, от которых христиане защищены силой Бога.

Измождение плоти

Наиболее трудно объяснить значение слов «во измождение плоти».

Многие богословы считают, что апостол Павел имел в виду физические страдания. Слово «плоть» можно отнести к человеческому телу. «Измождение плоти» в этом случае можно понимать, как телесные страдания (а, может, даже смерть), которые должны были бы привести согрешившего к покаянию. В самом деле, связь между телесными страданиями и грехом можно видеть из таких мест, как: Иоан. 5:14; 1 Кор. 11:30 и Иак. 5:13-16. Однако, трудно понять, как исключение из церкви может способствовать возникновению физических страданий и даже причинить смерть.

Другие богословы считают, что слово «плоть» нужно понимать не в физическом смысле, а как ветхую природу, находящуюся внутри человека. Слова апостола Павла об измождении плоти, в таком случае, могут означать уничтожение греховных похотей. Трудность, возникающая в данном случае, заключается, однако, в том, как объяснить то, что в царстве сатаны плотские похоти будут угасать, вместо того, чтобы ещё больше разжигаться.

Один греческий богослов предложил объяснение, что под словом «плоть» (саркс) нужно понимать чувство «самоудовлетворения». Он говорит, что ст. 5 нужно рассматривать в свете предыдущего употребления слова «плоть» в 1 Кор. 3:1-3. Апостол Павел рассматривал коринфян как возгордившихся и хвалящихся самими собою (5:2, 6), и в таком случае слово «плоть» в 1 Кор. 5:5 может означать их самомнение. Такое самомнение, гордость и самодовольство толкают людей на многие грехи.

Как контекст, в котором находится ст. 5, так и случаи другого употребления слова «плоть» убедительно говорят о том, что апостол Павел говорил об уничтожении самомнения, плотского самоудовлетворения и гордости некающегося грешника. Цель дисциплинарного взыскания, наложенного на такого грешника, изложена в заключительной фразе этого стиха: «…чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа». В данном случае слово «дух», возможно, относится не к человеческому духу, а к его внутреннему «я» или к его личности (ср. 2 Кор. 2:13). Человек, встретившись с Господом и имея такую греховную жизнь, мало чем сможет похвалиться (1 Кор. 3:10-15; 2 Кор. 5:10). Однако, если дисциплинарное воздействие будет успешным, то раскаявшийся грешник снова сможет получить высокую оценку, когда предстанет пред судилище Христово.

Учёт обстоятельств при дисциплинировании

Поскольку меры церковного дисциплинарного воздействия рассчитаны на исправление, а не наказание, то всегда должны приниматься во внимание обстоятельства, в которых находится согрешивший, его духовная чувствительность и форма покаяния. Это, конечно, не означает, что в некоторых случаях мы можем «закрывать глаза» на совершенный грех, тогда, как в других — нет. Верующие и церковное руководство всегда должны рассматривать грех, как грех и стараться исправлять согрешающих святых. Однако, дисциплинарные меры, применяемые мною по отношению к моим детям, зависят от их отношения к моим попыткам помочь им исправиться. Я имею в виду, что тот же самый принцип должен применяться и в случае поддержания церковной дисциплины.

Из посланий апостола Павла можно заключить, что он сам проявлял чуткость, когда речь шла о поддержании церковной дисциплины и никогда не подходил к данному конкретному случаю с предвзятым мнением и шаблонными мерками. Имея дело с недисциплинированными фессалоникийцами, которые оставили свои работы и суетились по-пустому, Павел пишет: «…кто не хочет трудиться, то и не ешь» (2 Фес. 3:10). Конечно, апостол не включал в это число тех, кто не мог работать и обеспечивать самого себя всем необходимым для жизни. Однако, осуждая тех, кто не хотел работать, он призвал не злоупотреблять принципом благотворительности. Те, кто просто отказывается работать, не должны, в таком случае, и есть. Чувства, с которыми голодный человек ложится спать, побуждают большинство людей возвратиться на работу!

Отказ кормить лодырей, способных обеспечивать самих себя, представляется творческим подходом к вопросу церковной дисциплины. Скорее всего, этой акции предшествовала личная беседа и увещевание. Однако, этот пример можно рассматривать и как позволение к принятию более решительных мер, если в отдельных особых случаях того требует ситуация.

Вполне возможно, что в некоторых случаях дисциплинарные меры, однако, не требующие отлучения от церкви. Это может относиться к алкоголикам и наркоманам. Такие люди могут оставаться членами церкви, но должны начать лечение. Еретику же, возможно, следует предложить пройти заочный курс обучения по богословию. Отказ от этих предложений должен повлечь за собою принятие окончательной меры — исключение из церкви.

Один пастор, касаясь вопроса церковной дисциплины, пишет: «Мне часто приходится делать не то, что я делал раньше, и это говорит об уникальности каждого отдельного случая». Можно предложить некоторые общие указания, однако разработать детали поведения в каждом конкретном случае — это очень сложная задача. Мы уже рассмотрели важные вопросы. Шаги по поддержанию церковной дисциплины, рассмотренные выше, нужно воспринимать, как общее руководство.

Нужно всегда оставлять место для действия Духа Святого. Пытаясь поддерживать Библейскую церковную дисциплину, никогда не игнорируйте конкретные обстоятельства, не теряйте духовной чувствительности и не забывайте о нуждах братьев и сестёр, нуждающихся в исправлении.