II. Мнимые противоречия

1. Вводные размышления

Возможно, для людей, отрицающих богодухновенность Библии, наиболее весомым аргументом является утверждение, что в Писаниях существует множество разногласий, то есть противоречивых высказываний, из-за чего, мол, просто невозможно поверить, что вся Книга — от начала и до конца — имеет божественное происхождение. Разумеется, что если Библия действительно содержит противоречия, то отсюда следует, что не вся она — то есть не каждая ее часть — была дана путем божественного откровения. Делать противоречивые утверждения — значит ошибаться. Книга, которая содержит ошибки, не может вся, целиком и полностью, исходить от великого, всеведущего, мудрого и совершенного Бога. На этот счет не может быть никаких особых дебатов между сторонниками и противниками богодухновенности Библии. Однако, принципиальнейший вопрос заключается в следующем: «Действительно ли наша Святая Книга изобилует множеством противоречивых свидетельств и заявлений?» Обвинить нетрудно — совсем другое дело доказать это обвинение.

Христиане — и это следует здесь подчеркнуть — не боятся подвергать Библию серьезной и тщательной проверке на предмет логичности различных ее заявлений и повествований, а также сопоставления их друг с другом. Они не боятся последствий этого потому, что для них Библия — божественная Книга, продемонстрировавшая свое небесное происхождение, приведя вполне достаточные доказательства. Их вера, имея богодухновенный характер, не зависит от результатов критических исследований, проводимых образованными, но часто заблуждающимися учеными. Основание, на которое они опираются, гораздо прочнее. Писания принесли им весть об искуплении кровью Христа и убедили их в истинности этой вести и ее божественном происхождении, а потому Библия является для них единственным источником надежды. В этой вести они нашли мир, радость и силу. Та же самая Библия рассказывает им, что она полностью и целиком, является богодухновенной и непогрешимо истинной Книгой. Во 2-ом Послании к Тимофею (3:16) говорится: «Все Писание Боходухновенно …» 2-е Послание Петра (1:21) провозглашает: «… Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Эти заявления должны быть истинны, думают христиане, потому что они содержатся в дающем жизнь откровении Божьем. Тот, Кто послал Своего единородного Сына на смерть ради нас, конечно же не поведет нас на погибель, говоря, что Библия — это Его собственное Слово от начала и до конца, и что это Его Святой Дух исполнял пророков, апостолов и евангелистов, направляя их таким образом, что написанное ими не является их собственными размышлениями, но вестью великого Отца Небесного. Поэтому христиане смотрят на противников утверждения о богодухновенности Библии безо всякого страха, как бы они себя ни называли, и как бы они ни старались отыскать в Писании так называемые противоречия.

Прежде чем приступить к дискуссии об упомянутых противоречиях, якобы содержащихся в Писаниях, было бы неплохо упомянуть несколько общих фактов, имеющих отношение к данной теме.

То, что Библия содержит фрагменты, на первый взгляд кажущиеся противоречивыми, известно всем библейским исследователям, с тех пор, как существует собрание Священных Писаний. Стоит лишь взглянуть на библейские комментарии, написанные в прошлых столетиях. Нелишним будет добавить здесь, что когда христианские писатели имели дело с так называемыми трудностями и кажущимися противоречиями Писаний, они не были уклончивыми и не пытались обойти или отбросить трудные и запутанные проблемы, разбираясь только с теми вопросами, которые были несложными и «лежали на поверхности». Л.Гауссен, шведский писатель, в своей книге «Несомненная богодухновенность Святых Писаний», поднимает вопрос о противоречиях и говорит: «Мы приведем несколько примеров и постараемся выбрать среди них такие случаи, в которых, кажется просто невозможным доказать несомненную богодухновенность [Писаний]» (с.208). Гелей, в своей обстоятельной книге «Противоречия, приписываемые Библии», пишет в заключение: «Мы внимательно, хотя и кратко рассмотрели библейские «противоречия». Наша цель была в том, чтобы охватить все трудности, достойные хоть какого-то внимания» (с.436). Ни один человек, знакомый с книгой Гелея, не может обвинить его в том, что он уклоняется от рассмотрения трудных проблем. Нередко выдвигаемое обвинение, что христиане, мол, занимают по отношению к Библии этакую «страусиную» позицию, то есть «прячут голову в песок» и преднамеренно не замечают трудностей, о существовании которых они должны быть осведомлены, просто ложно.

Убежденные христиане нисколько не пугаются того, что в Библии имеют место фрагменты, кажущиеся противоречивыми, и совершенно спокойны по этому поводу; это свойство Писаний даже дает им утешение. Оно служит укреплению их веры в то, что Священная Книга не является подделкой или результатом какого-нибудь тайного сговора нескольких писателей. Если бы эта Книга была написана просто людьми с целью создать впечатление о ее божественном происхождении, то в ней просматривалось бы стремление к последовательному и согласованному изложению, причем не только с позиции общего содержания, но также и в подборе слов и в манере представления материала. Каждая страница Писаний свидетельствует о том, что они не были написаны по каким-то мошенническим замыслам и схемам. Читатели находят изумительное соответствие между всеми разделами и утверждениями Библии, но в то же время видят достаточное количество различий в стиле, подборе слов и относящихся к делу фактов, что дает им уверенность в том, что авторы библейских книг работали независимо друг от друга.

Еще одно вводное замечание, которое хочется высказать здесь — это просьба о беспристрастности в отношении фрагментов, кажущихся противоречивыми. Беспристрастность требует того, чтобы, при встрече с двумя как будто бы противоречивыми утверждениями какого-то автора, мы не преувеличивали бы различия, но наоборот честно пытались установить их соответствие друг другу. Априорным всегда должно быть предположение, что автор не противоречит сам себе. Это правило соблюдается при анализе утверждений мирских, недуховных писателей. Чего только не делали, например, редакторы для того, чтобы привести в соответствие противоречивые заявления в трудах Платона! Принцип, которым они руководствовались заключался в следующем: никакие противоречия не признаются таковыми до тех пор, пока не исчерпаны все попытки привести их в соответствие. Этого требует беспристрастность. Давайте проявим такую же добрую волю и по отношению к трудным фрагментам Библии, и тогда мы не услышим более обвинений в том, что она содержит неразрешимые противоречия. Слово Божье имеет право, уж по крайней мере, на такой же объективный подход, что и труды людей.

Кроме того, мы должны быть здесь осторожны, чтобы не впасть в слишком поверхностный анализ. Часто случается так, что два противоречивых заявления после небольшой проверки оказываются вполне согласованными друг с другом. Чрезвычайно важно, чтобы человек не руководствовался первыми впечатлениями, но стремился к проведению надлежащего исследования вопроса. Часто бывает так, что люди, утверждающие о существовании противоречий, не понимают, в чем эти противоречия действительно заключаются.

Совсем не лишним будет привести здесь определение термина «принцип (источник) противоречия»: «Принцип, заключающийся в том, что один и тот же объект не может быть и не быть (существовать и не существовать) в одно и то же время и в одном и том же смысле (значении, состоянии); что противоречивые свойства не могут сосуществовать в одном и том же объекте, и не могут приписываться ему; и что одно и тоже утверждение не может быть одновременно истинным и ложным». Это заявление по существу совпадает с известным определением Аристотеля, которое может быть выражено следующими словами: «Невозможно, чтобы один и тот же предмет одновременно существовал и не существовал для одного и того же человека».

Ясно, что здесь приведены пределы существования противоречий. Если может быть доказано нарушение принципа, укладывающееся в рамки данных определений, то заключение о том, что мы имеем дело с противоречием, неизбежно. Но данные определения обычно игнорируются неверующими, а также людьми, имеющими своей целью поставить под сомнение и высмеять Библию.