3. Злословие

Сплетня и клевета — близнецы, приносящие беду

Это была потрясающая история! Я рассказывал её при каждом удобном случае. Я верил, что всё это правда.

У одного из прихожан нашей церкви были две пожилые тётушки, которые мечтали посетить Нью-Йорк. Они много слышали о том, какой это неспокойный город. Друзья старались отговорить их от этой поездки. По их словам, Нью-Йорк был полон опасностей — за каждым углом мог скрываться вор, насильник или даже убийца -так что лучше всего было бы остаться дома и никуда не ездить.

Тем не менее, тётушки всё же поехали в Нью-Йорк. Остановились в шикарном манхаттенском отеле, зарегистрировались и пошли к лифту. Дверь открылась. В лифте стоял мрачный негр в тёмных очках и белом костюме. Рядом с ним стоял холёный пёс, доберман-пинчер. Пожилые дамы испуганно переглянулись, но вошли в лифт. Как только двери лифта закрылись, мужчина резко скомандовал «Сидеть!» К его изумлению, обе дамы шлёпнулись на пол. Как только дверь открылась, человек с собакой вышел, а тётушки так и остались сидеть на полу.

Покидая отель, дамы обнаружили, что их комнаты оплачены. К счёту за номер была приколота записка: «Сударыни! Я никогда в жизни так не смеялся. Плачу за ваш номер! Луи Армстронг».

Я всегда рассказывал эту историю с огромным удовольствием. Как-то раз, рассказал её группе джазовых музыкантов, которые нашли, что это самая забавная история, которую они когда-либо слышали. Но однажды в какой-то компании мне сказали: «Мы только что прочли об этом в журнале. Это просто слух. Луи Армстронг опроверг его. У него вообще нет собаки!» Я был, конечно, очень смущён. Меня поймали на распространении слухов.

Есть однако, слухи более опасные, способные искалечить человеческую жизнь. Я однажды прочёл в газете письмо матери, которая не знала, что ей делать: прошёл слух, что её 16-летняя дочь беременна. Мать спрашивала, не следует ли ей перевести девочку в другую школу. Журналистка ответила, что этого делать не надо: время докажет необоснованность этого слуха. Хороший совет. Но что, если вместо того, чтобы заглохнуть, этот слух примет другую форму: «Она сделала аборт». Если уж слух пошёл, остановить его трудно.

Слухи — ложные и правдивые — особенно опасны тем, что их нельзя обезвредить, если уж они начали распространяться. Есть старая история о юноше, который пошёл к монаху (дело происходило в средние века). Юноша сказал: «Я согрешил, рассказывая сплетни об одном человеке. Что мне делать?» Монах ответил: «Положи птичье перо на каждый порог в городе». Юноша исполнил это в точности. Потом он вернулся к монаху за следующим указанием. Монах сказал ему: «Пойди и собери все эти перья». Юноша воскликнул: «Но это невозможно! Ветер разметал их по всему городу!» Монах сказал: «Так и твоя клевета — её разнесло по всему городу».

Многие грешники, обратившиеся к Богу и знающие, что грехи их прощены, обнаруживают, что память об этих грехах всё ещё жива в умах людей.

Слухи подобны автомобилям, а сплетня и клевета — дороги, по которым автомобили несутся. Эти дороги вымощены безответственной праздной болтовнёй, и злыми намерениями. Откуда берётся горючее для этих автомобилей? Злоречие коренится там же, где коренится источник всех грехов — в самовозвышении. Сплетня и клевета коренятся, по крайней мере, в шести свойствах нашей натуры, стремящейся к самовозвышению.

Во-первых, нам свойственно любопытство. Мы ищем «новостей» и слушаем их просто потому, что они нас занимают. Конечно, любопытство может быть полезным. Любопытство, выражающееся в желании знать Бога и Его волю — это духовное достоинство. Но если наше любопытство выражается в поисках и распростраении вредных слухов, значит, что мы самоутверждаемся за счёт чужого благополучия. Неслучайно кумушки (люди, давшие волю своему любопытству) и сплетники (те, кто распространяют добытые ими слухи) упоминаются в Библии вместе (1 Тим. 5:13).

Во-вторых, 1 Послание Тимофею 5:13 утверждает, что люди праздные, бездельники, склонны к злословию. Говоря об искушениях, подстерегающих вдов, апостол Павел утверждает, что праздные «приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытные, и говорят, чего не должно». В наши дни нет даже необходимости ходить из дома в дом — появился телефон. Нерадивые люди, бездельники, могут легко стать сплетниками. Те же, кто занят своими обязанностями, обычно просто не имеют времени думать об обязанностях других.

В-третьих, сплетня и клевета часто коренятся в желании находиться в центре внимания. Слова «вы слышали?», «Я знаю, мне не следовало бы этого говорить» или «Если вы обещаете хранить это в тайне», привлекают внимание людей. Мы возвышаемся в своих галазах, когда все прислушиваются к нашим словам. Мы привлекаем к себе внимание — к несчастью, за счёт других.

В-четвёртых, нас часто подстёгивает желание подняться над другими. Если я плохо говорю о других, я поднимаюсь в собственных глазах. Я лучше их! Или, по крайней мере, не так плох, как они. Как сказал Уилл Дюрант: «говорить плохо о других — бесчестный способ хвалить себя».

В-пятых, злоречие иногда коренится в горечи. Клевета — орудие мщения. Кто-то обидел нас, мы не можем его простить и мстим ему клеветой. Когда горечь и злобу не на ком выместить, мы обращаем их на ни в чём неповинных, посторонних людей, чем-то напомнивших нам о нашей обиде. Мы становимся жестокими ко всем кого коснулась сплетня.

В-шестых, мы склонны говорить о плохом, потому что это успокаивает нас. Несчастье любит несчастье. Вот почему плохие вести распространяются гораздо быстрее хороших. Чужой успех раздражает нас и делает наши собственные неприятности ещё тяжелее.

Говоря о злоречии. Слово Божье использует несколько выражений. Они имеют преимущественно два значения. Первое: праздная болтовня, пятнающая чужую репутацию. Такая болтовня может и не иметь дурных намерений, но не становится от этого менее вредной. В Писании она называется сплетней.

Второе значение — это намеренное распространение вредных слухов. Оно называется в Писании клеветой.

Сплетня

Р. Г. ЛеТурно, владелец большой компании по производству строительной и землекопной техники, любил рассказывать такую историю: «У нас в продаже был грейдер, обозначенный буквой «С». Это условное обозначение модели. Кто-то спросил одного из наших продавцов, что означает буква «С». Продавец, привыкший не лезть за словом в карман, ответил почти мгновенно: «Я думаю, «С» значит «сплетня», потому что эта машина перерабатывает много грязи и делает это очень быстро!»

Очень характерны древнееврейское и греческое слова, означающие сплетню. Одно из слов, встречающихся в Ветхом Завете: сплетник — это тот, «кто ходит переносчиком» (Прит. 11:13). В 16 главе Притчей употребляется слово «наушник» (ст. 28). Это же слово мы встречаем в Притчах 18:8; 26:20, 22.

Выражение «наушник» встречается и в Новом Завете. Оно означает «тот, кто нашёптывает». В греческом слове явственно слышится звук «с-с-с». Мы сами часто сопровождаем этим звуком передаваемые «на ухо» секреты.

Сам по себе шёпот ничего плохого не означает, но в Писании это слово употребляется всегда в негативном смысле. Оно связано с секретными сведениями, которые не следует распространять, с чем-то, что следует скрывать и чего надо стыдиться. В Писании шёпот ассоциируется с грехом сплетни, которая, к сожалению, не всегда распространяется шёпотом.

В Писании сказано: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» (Прит. 11:13). Сплетня часто открывает то, что должно храниться в секрете. С другой стороны, это ненадёжная информация, потому что сплетники стараются приукрасить её выдуманными подробностями. Человека, распространяющего сплетни, следует избегать (Прит. 20:19). Сплетня — это сведения, которые нам не нужны. Впуская сплетню в свою жизнь, мы тем самым открываем двери диаволу. Если мы слушаем сплетни, мы подвергаемся опасности стать их переносчиками.

Сплетни всегда подливают масло в огонь (26:20).

«Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Прит. 18:8; 26:22). Эти «лакомства» остаются в нас, создавая ложное впечатление о тех, кого они касаются. Если мы перестанем распространять сплетни и начнём молиться, наши ссоры угаснут, как огонь без топлива.

Сплетня разлучает лучших друзей (16:28). Если вы выслушали сплетню о вашем друге, это вбило между вами клин, возвело стену подозрений и сомнений. Если же мой друг сообщает мне сплетни о ком-то, я начинаю сомневаться в его верности. Ведь если он сообщает сплетни мне, он может начать сплетничать и обо мне.

Сплетник отходит от Бога и показывает, что он недостаточно знает Бога (Пс. 15:3; Рим. 1:28-30). Сознание того, что Бог знает о нас всё, что Он любит нас и мы можем положиться на Него, даёт нам внутренний мир. Если мы знаем Бога, мы можем со спокойной душой рассказать всё «Судии Праведному» (1 Пет. 2:23), и возлюбить своих ближних, как самих себя (Матф. 22:39).

Все мы знаем, что сплетничать не хорошо. И всё же, наша жажда «новостей», жажда услышать их и пересказать, иногда бывает неутомимой, и мы придумываем себе оправдания, успокаивающие нашу совесть. Уилл Роджерс как-то заметил: «Люди не любят только те сплетни, которые задевают из самих».

Клевета

Другой формой злословия является клевета. Сплетня часто носит характер праздной безответственной болтовни. Клевета — это намеренное распространение, дурных, вредных слухов.

Древние евреи называли язык клеветы «тройным языком», потому что клевета наносит вред трём группам людей: тем, кто её распространяет, тем, кто её слушает и тем, о ком клевещут.

Клевета по-разному описывается на древнееврейском и греческом языках. В Ветхом Завете клевета определяется как злоречие, разглашение тайны (Пс. 30:14; Прит. 10:18, 25:10). В книге Бытие рассказывается о том, что Иосиф передавал отцу дурные слухи о своих братьях (Быт. 37:2). В книге Чисел рассказывается о том, как 10 мужей, осматривавших землю Ханаанскую, распускали о ней худую молву (Чис. 13:14). Это же слово на древнееврейском означает «порочить, бесчестить», лишать кого-то хорошей репутации.

Другое древнееврейское слово буквально означает «винить, обвинять» (Пс. 49:20). Некоторые люди так привыкают клеветать, что, как сказано в Писании, постоянно «клевещут языком своим» (2 Цар. 19:27; Пс. 14:3).

Выражение, означающее клевету, в Новом Завете состоит из двух слов. Одно означает «против», другое «говорить». Клеветник — тот, кто «говорит против» (в русском переводе «злословит») (Иак. 4:11; 1 Пет. 2:1). В английских переводах Библии используются выражения «клевета» и «злословие»; причём оба они означают «диавольское». В 1 Тим. 3:11 сказано, что жёны дьяконов не должны быть «клеветницами» (в оригинале сказано «не должны участвовать в чём-то диавольском»). Подводя итог, можно сказать, что клевета — это злословие, которое возводит обвинение на человека или порочит его репутацию. Клеветник наделён злым, безбожным сердцем (Пс. 49:16-24; Рим. 1:28-30). Клевета — прямое нарушение закона Божьего (Лев. 19:16).

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12).

Клевета отдаляет нас от Бога (Пс. 14:1-3). Разбивая клеветой жизни тех, кого Бог любит и хочет спасти, мы мешаем Богу достичь Своей цели.

Клевета приносит в нашу жизнь не только духовное отчуждение; Бог наказывает клеветников (Пс. 100:5). Если мы не обуздаем свой язык, не воздержимся от клеветы. Бог, ради нашего блага, остановит нас (Прит. 3:11-12).

Как-то вечером я услышал по радио выступление проповедника, упрекавшего своих прихожан в том, что они грешат против Христа своими речами. Он сказал: «Я могу понять, почему голодный человек может украсть хлеб. Я могу понять мужа, сбежавшего из дома потому, что к нему приехала тёща. Но я не понимаю, как христианин может так говорить! Будь я Господом, я послал бы вам рак горла!» Я не думаю, что это входит в намерения Бога. Но есть много способов, которыми Бог может остановить клеветника.

Если мы кого-либо оболгали, клеймо клеветника пристаёт к нам до конца жизни (25:9-10). На древнееврейском слово «клеветать» означает «нарушать тайну». Разглашение секретов часто совпадает с клеветой; поэтому разглашающий порочащие секреты получает репутацию клеветника. А испорченную репутацию трудно восстановить.

Клевета подобна бумерангу, она обращается против самого клеветника (30:10). Она навлекает на него гнев тех, кто его слышит, и тех, о ком он клевещет. Приходилось ли вам слышать обращённые к клеветнику слова: «Вам не следует этого говорить»? Они звучат как приговор. Клеветника могут назвать лжецом в лицо. Если мы клевещем, то и нас могут оклеветать.

Царь Давид говорил, что клевете сопутствуют ужас, сговор и злой умысел (Пс. 30:14). Клевета окружена недоверием, сомнением, преувеличением и гордыней. Она не к лицу верующему, который хочет расти духовно и отражать собою славу Божию.

Сплетня и клевета — тяжкие нарушения воли Божьей. Почему же они так распространены? Греша злоречием, мы склонны находить оправдание себе. В мире сплетен существуют свои «мифы». Если мы распознаем их, нам легче будет изгнать сплетню и клевету из наших речей.

Первый «миф» — это «миф» о том, что существуют, якобы, специфически «женские» грехи. Действительно, в двух местах в Библии грех клеветы и сплетен связывается с женским характером (1 Тим. 3:11, 5:13). Но Писание нигде не говорит, что мужчины менее повинны в этом грехе, чем женщины.

Второй «миф» гласит, что слух, соответствующий истине, можно распространять. Ничто не может быть дальше от истины. Дело не в том, правда это или ложь. а в том, насколько эти слова верны и не являются ли они нарушением тайны. Эта мысль чётко выражена в Послании к Римлянам 14:19: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4:29).

Третий «миф» заключается в том, что нам, якобы, необходимо знать самое худшее о человеке, чтобы «молиться о нём осмысленнее». Но клевета от этого не делается менее вредной.

Четвёртый «миф» связан с невысказанным желанием сблизиться с тем, кому мы рассказываем тайну. Многие добрые отношения возникают только на основе разговоров об «общих врагах». Как мы уже знаем, наушничество не углубляет дружбу между людьми; напротив, оно разлучает их (Прит. 16:28).

Пятый «миф»: «Он никому этого не передаст». В конце концов, он же обещал не передавать. Как бы не так!

Мы должны расстаться с мифами и задать себе вопрос: что нам делать с дурными слухами, дошедшими до нас? Слово Божье предоставляет нам четыре возможности:

1. Расскажите об этом Богу в молитве и предоставьте решение Ему (1 Пет. 5:7). Есть много проблем, которые мы не в состоянии разрешить сами. Если мы говорим о них, то только Богу.

2. Обратитесь непосредственно к тому, кого касается клевета, с кротостью и сдержанностью (Матф. 18:15; Гал. 6:1). К несчастью, оклеветанный обычно узнаёт последним, что о нём говорят. Кто-то как-то сказал: «Я был притчей во языцех и не знал этого». Поговорив с жертвой клеветы, мы сможем, может быть, по-иному взглянуть на дело.

3. Обратитесь с этой проблемой к тому, в чьей власти исправить создавшееся положение (Матф. 18:15-17; Рим. 13:1-5).

4. Постарайтесь защитить жертву клеветы (Прит. 10:12). В этом смысле характерна история Ноя, которого сын Хам увидел пьяным и обнажённым в его шатре, «и вышедши рассказал двум братьям своим» (Быт. 9:22). Братья же поступили иначе. Они взяли одежду, вошли в шатёр спиной и закрыли отца; «лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (ст. 23).

У нас есть выбор: вести себя как Хам, рассказавший о происшедшем другим, или же, как Сим и Иафет, поступившие с отцом деликатно: «Любовь покрывает все грехи. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга» «(Прит. 10:12; 17:9). «Любовь не делает ближнему зла» (Рим. 13:10).

Если мы не откажемся от сплетни и клеветы, мы станем духовными каннибалами, пожирающими друг друга. Слушая нас, можно будет подумать, что мы живём по по принципу: «Поедай ближнего твоего», вместо того, чтобы жить по принципу «возлюби ближнего твоего, как самого себя». «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:13-15).