Библиотека soteria.ru
Язык мой — враг мой
Джозеф Стоуэлл
Дата публикации: 01.11.15 Просмотров: 8035 Все тексты автора Джозеф Стоуэлл
4. Язык — эгоист
Похвальба, лесть и преувеличение
Все мы в той или иной степени эгоисты. Наше «Я» — это та часть нашей личности, которую интересуем только мы сами. Оно движет нами в нашей жажде признания и удовлетворения. И, конечно, оно находит своё выражение в наших речах.
Мужчины самоутверждаются более явно, но и женщины наделены своей долей эгоизма. Никто из нас не свободен от него. Под его влиянием мы стремимся к успеху, заботимся о своей внешности, стараемся подбодрить себя. Это стремление к утверждению своего «я» просто необходимо как-то ограничить. И в этом нам может помочь Слово Божье и пребывающий в нас Дух Святой (Ефес. 5:18). Под влиянием Святого Духа наше «я» становится полезным орудием в руках Бога. Оно заставляет нас стремиться к духовному росту, к постижению Бога и к служению людям.
Но если наше «я» неуправляемо, оно становится источником проступков. Некоторые из них связаны с нашими словами, и наш язык тому виной. Наше неуправляемое «я» способно вовлечь нас, по крайней мере, в три греха. Грехи эти суть: похвальба, лесть и преувеличение.
Похвальба
Похвальба, хвастовство — явление довольно частое. Нередко она даже оживляет наши встречи, вечеренки и пикники, которые иначе показались бы скучными и пресными. Хвастун постоянно говорит о самом себе, о своих успехах и достижениях.
На первый взгляд, хвастовство кажется вещью вполне невинной. Многие из нас привыкли думать, что «сам себя не похвалишь — никто не похвалит».
Но оправдания хвастовства очень поверхностны и ничего не стоят. Похвальба самоубийственна. Обычная вежливость, правила поведения в обществе, требуют, чтобы мы говорили не о себе, а о других. Привлекая внимание к собственной славе, хвастун, тем самым, покушается на высшую цель искупления — прославление Бога (1 Кор. 6:19-20). Слово Божье даёт три чётких определения тех, кто грешит похвальбой.
Пустая слава
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3). Слово «тщеславие» происходит от двух греческих слов: «пустая» и «слава». Пустая слава — Бог говорит, что в нашей грешной плоти ничто доброе не живёт (Рим. 7:18). Даже наша праведность — без Бога — «как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Иисус сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Прославление самого себя — это прославление собственной пустоты. Звук от удара по пустой бочке всегда громче — не забывайте об этом.
Ноль всегда ноль. Ноль, помноженный на 100 — опять-таки, ноль. Похвальба — это возвеличение пустоты. Это пустая слава. Наша жизнь и дела обретают значение только во Христе. «И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предашего себя за меня» (Гал. 2:20). Всё доброе, что есть в нас, исходит от Него.
Мой знакомый, работающий в банке, однажды наблюдал такую сцену. Человек подал в окошечко чек и попросил выдать ему наличные. Получив деньги, он отошёл от окна, пересчитал их и обнаружил, что ему дали больше, чем следовало. Он вернулся к окну и вернул деньги кассиру. Тот пересчитал их и воскликнул: «Вы честный человек!» Человек вернувший деньги, мягко возразил: «Это не я честный человек; Иисус Христос сделал меня таким». Он знал, что его собственная праведность исходит от Христа и что это заслуга Бога. Хвастун никогда бы так не ответил.
Путешествующий знахарь. В старину на американском Западе нередко бывало такое: крытые фургоны ездили из города в город и продавали лекарство, которое, якобы, излечивало все болезни. Люди легковерно раскупали его и фургон исчезал в лучах заходящего солнца. Эти первые американские «фармацевты» обещали людям то, чего не могли исполнить. Библия называет их хвастунами. Слово «хвастун» в Библии в Послании Иакова 4:16 буквально означает «путешествующий знахарь». (В русском переводе употреблено слово «тщеславие»). В стихе 13 этой же главы Послания Иакова мы находим слова, принадлежащие этим «путешествующим знахарям», хвастунам: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль». Но мы не можем утверждать так категорично. Наша жизнь управляется не нами, а Богом. «Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (ст. 15). Эти слова правильно отражают главенствующую роль Бога в нашей жизни.
Наш успех — результат мудрости Божьей. Если мы хвастаемся своими способностями, мы говорим так, как будто Бога нет. Хвастун глуп. «Всякое такое тщеславие есть зло» (ст. 16).
Присвоение славы Божьей. Самовлюблённому человеку свойственно присваивать себе чужие заслуги. Заслуги даются по праву — это справедливо. Вот почему Бог так суров к похвальбе.
Главная цель нашего существования — отражение славы Божьей. Согласно с волей Бога, Его слава должна отражаться во вселенной, в народе Израиля, в Слове Божьем, в Христе, во всём человечестве и в каждом верующем. Мы славим Бога нашими делами и убеждениями. Апостол Павел сказал верующим Коринфа: «Тела ваши суть храм живущего в нас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценой. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6:19-20).
Я часто размышлял о том, почему Бог запретил Моисею входить в Обетованную Землю. Конечно, дело было не только в том, что Моисей посмел ударить жезлом в скалу. В Пс. 105:33 сказано, что Моисей «погрешил устами своими». В Книге Чисел 20:7-12 мы находим слова Моисея, обращённые к израильтянам: «Разве нам из этой скалы известь для вас воду?» Моисей присвоил себе честь, принадлежавшую Богу. Он присвоил славу Божью и поэтому ему был запрещён вход в Обетованную Землю.
В 1981 году Джеймс Хассетт опубликовал результаты опроса общественного мнения по вопросам нравственности, под названием «Но это нехорошо». 95% опрашиваемых заявили, что принимать похвалу за работу, сделанную другим, неэтично. Если даже люди, члены нашего прагматического общества, считают это неэтичным, то как же должен Бог смотреть на тех, кто присваивает себе Его славу и заслуги? Ирод, принявший хвалу тех, кто славил его как Бога, был поражён ‘мертью немедленно. «Но вдруг Ангел Господен поразил его за то, что он не воздал славу Богу; и он быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23).
Неудивительно, что Бог взял на Себя все заботы о нашем спасении. Он знал, что если бы мы могли спасти себя сами, мы похвалились бы этим. Поэтому мы спасены «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:9).
Похвальба — во всех трёх перечисленных нами случаях — лишает Бога главенства, принадлежащего Ему по праву. Стремление к пустой славе заставляет нас пренебрегать Богом. Когда мы хвастаемся своими способностями, мы, тем самым, присваиваем себе божественную славу и мощь.
Неудивительно, что Слово Божье, описывая безбожников, часто говорит о хвастовстве. В Послании к Римлянам 1:30 самохвалы упомянуты рядом с клеветниками, богоненавистниками, обидчиками, гордецами. Павел описывает безбожников последних дней. говоря, что они будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим. 3:2). «Боже отмщений. Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все, делающие беззаконие» (Пс. 93:1-4).
Хвала, которую мы возносим, всегда должна быть адресована Богу. Так велит нам Слово Божье. «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе» (Пс. 33:1-3). Такая хвала не только справедлива, но верующие призваны к ней. Кроме того, хваля себя, мы, тем самым, раним тех, кому даровано было меньше.
Бог благословил начало моего пастырского служения большими успехами. На пасторских собраниях меня спрашивали, как идут дела в моей церкви. Я не задумываясь рассказывал о своих замечательных достижениях. Но скоро я осознал, что многим пасторам было тяжко меня слушать — особенно тем, у кого была маленькая и бедная община, или кому досталась паства, страдающая от разногласий. Несомненно, мои выступления на этих собраниях носили характер похвальбы, хотя я подчас лицемерно и подчиняясь ритуалу отдавал должное заслугам Бога. Когда Господь помог мне осознать мою ошибку, я понял, что могу принести пользу моим собратьям-пасторам, «хвалясь Господом». Такие фразы, как «Господь оказался прав» или «Он дал мудрость» ставят нас на подобающее нам место. Тогда можно затронуть нужды своих слушателей, и укрепить их веру в то же время.
Лесть
Представление о том, что лестью можно добиться всего, очень близко к действительности. Лесть — оружие, с помощью которого мы управляем людьми и заставляем их служить нашим интересам. Лесть обладает гипнотической силой; она соблазняет и побеждает.
Тот, кому мы льстим, невольно становиться нашим должником. Льстить — значит преувеличенно расхваливать чьи-то таланты, добродетели, поступки, внешность. Лесть — это комплимент, с помощью которого мы управляем человеком для достижения собственной цели. Комплименты бывают и правдивые, и лживые. От обычного комплимента лесть отличается своими эгоистическими мотивами.
Лесть даёт нам, по крайней мере, четыре преимущества. Первое из них -это внимание. Если я скажу вам, что вы замечательно ведёте занятия в воскресной школе, вы обратите на меня внимание. Вы улыбнётесь, взглянете на меня и поблагодарите меня. Некоторые из нас так жаждут внимания, что прибегают для того к лести.
Делая комплименты другим, мы часто ожидаем взаимности. Лесть делает людей нашими должниками, требуя от них положительных отзывов о нас самих.
И, наконец, льстец — это тот, кто соблазняет силой слов. Лесть действует на людей завораживающе, заставляя их совершать необдуманные поступки. Светским манерам льстеца зачастую сопутствует безнравственность, неэтичность, жестокость. Такие фразы, как «Вы такая красивая женщина. Я в восторге от вашей причёски», «Я знаю, что вы понимаете людей с первого взгляда — ведь вы так умны», «Хотела бы я, чтобы мой муж был так же добр и чуток, как вы» — всё это ловушки, паутина, которую плетёт язык льстеца. Семюел Джонсон сказал: «Человек, слушающий лесть, подобен поющему соловью — он не замечает опасность».
Льстец также старается заслужить расположение с помощью слов. Все мы хотим быть в хороших отношениях с другими. Но истинное расположение нельзя заслужить с помощью лести. Истинное уважение и крепкие отношения складываются не скоро. Рано или поздно, лесть может только повредить добрым отношениям, расположению и уважению.
Грех лести связан с безбожием, неверностью, угнетением, гордыней, злобой и другими низменными побуждениями. «Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый Своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? (Пс. 11:2-5).
Слово «льстить» в Пс. 5:10 буквально означает «делать язык гладким». Язык льстецов -скользкий, гладкий. В другом варианте английского перевода Библии это слово переведено как «обманывать». Лесть — это тонкая форма лжи, обмана. Вот почему её подчас так трудно различить. Такая тонкая ложь опасна вдвойне, потому что многие из нас питают слабость к льстецам.
В Пс. 5:10 сказано также, что словам льстеца нельзя доверять. «Ибо нет в устах их истины». В том же стихе сказано о льстецах, что «гортань их — открытый гроб».
Лесть — это отражение злоречия. Мы губим людей, стараясь управлять ими или использовать их для своих целей. Льстец губит того, кому он льстит, расставляя ему ловушку с помощью гордыни и соблазна. Об этом сказано в Пс. 5:9: «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой». Враги в этом стихе — это те, кто лгут, пытаясь совратить. Мы должны помнить предостережение Божье: «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Прит. 29:5). Конечно, это не означает, что не надо вообще делать комплиментов, хвалить и ободрять тех, кто этого заслуживает или нуждается в добром слове. Дело здесь в побуждении. Почему я делаю комплимент тому или иному человеку? Делаю ли я это только из любви к нему, желая поддержать его, без всякой задней мысли? Если да, то это комплимент, а не лесть.
Хвала, возносимая Богу, защищает людей от опасности гордыни и соблазна. Такие слова, как: «Я благодарю Господа, наделившего вас даром ободрять людей», или «Бог благословил меня, дав мне такого мужа», никогда не могут стать лестью.
Преувеличение
Кто-то однажды сказал: «Я не преувеличиваю; я просто приукрашиваю правду». Преувеличивать — значит искажать подробности, делать их ярче и выгодней для себя. От греха преувеличения не свободен никто — ни рыбак, ни политик.
Эта форма лжи очень распространена. Некоторые из нас преувеличивают, чтобы привлечь к себе внимание. Приходилось ли вам, рассказывая что-то, внезапно заметить, что вы утратили интерес своих слушателей? Мы преувеличиваем рассказываемое почти бессознательно, подчёркивая тем самым драматичность событий. Такая манера рассказывать создаёт знаменитый феномен «испорченного телефона»; обычный кашель становится раком горла, когда информация о нём передаётся по такому «телефону». Каждый добавляет немножко своего, и вот уже из мухи получается слон.
Приходилось ли вам преувеличивать, чтобы добиться своей цели? «Я тебе голову оторву, если ты сейчас же не придёшь сюда», — говорит рассерженный отец сыну. Гнев часто заставляет нас произносить преувеличенные угрозы, стараясь сломить тех, на кого мы сердимся. Я всегда посмеиваюсь над царём Навуходоносором, который в своей ярости на Седраха, Мисаха и Авденаго «повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали её (Дан. 3:20). Пламя было сильным и без того, но в своей ярости Навуходоносор разжёг печь ещё сильнее. Иногда мы преувеличиваем, потому что это возвышает нас в собственных глазах и в глазах других. Рыбак, выловивший щуку весом только в один килограмм, говорит, что она весила, по крайней мере, три килограмма. Делец, чей годовой доход составляет 50 тысяч долларов, сообщает приятелю, что его доход «несколько меньше 100 тысяч долларов в год». Такому же искушению подвергается и продавец. Он часто склонен преувеличенно расхваливать свой товар, чтобы продать его быстрее.
Однажды, подрабатывая летом у плотника, я случайно отрубил доску слишком коротко. Плотник сказал: «Растяни дерево». Это была шутка — дерево не растягивается. Точно так же не растягивается и истина. Некоторые из нас ради красного словца стараются «растянуть» истину. Но преувеличенная (или преуменьшенная) истина — уже не истина. Преувеличение подрывает две основы добрых отношений между людьми: доверие и надёжность. Это нарушение воли Божьей. Подчинение своего «я» служению Богу и людям, а не собственным интересам, вложит в наши уста слова помощи и исцеления. И вместе с псалмопевцем мы воскликнем: «Да будут слова уст… благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой» (Пс. 18:15).