5. Неприятные слова

Ворчливость и сварливость

Однажды я оклеивал кухню обоями. Всё было готово: инструменты, клейстер и таз с водой, который стоял на полу. Внезапно я услышал за спиной плеск разлитой воды. Я обернулся, и мои худшие опасения подтвердились. Мой младший сын Мэтью стоял одной ногой в тазу, а другой в разлитой воде. Прежде, чем я мог сдержать своё раздражение, у меня вырвались слова: «Ты негодный мальчишка!»

Он расплакался. Слова «ты негодный мальчишка» совершенно уничтожили его уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Они пронзили его насквозь. Всего лишь два слова. Разлитая вода не имела больше никакого значения. Значение имели только наши отношения. Мне пришлось долго обнимать его и убеждать, что я сказал это сгоряча, и что папа по-прежнему считает его самым замечательным мальчиком в мире. Слова обладают режущей, сокрушительной силой. Жалобы, крики, тонкие уколы, придирки, критика, просто злые слова — орудия этой силы. Об этом говорится в Притчах 12:18: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует». В Пс. 56:5 сказано, что «язык — острый меч»; в Пс. 139:4 говорится, что «язык… — как змея».

Неприятные, ворчливые и сварливые слова — плоды самых различных человеческих эмоций.

Гнев. Гнев подобен лаве вулкана, которая ищет выхода. Так разгневанный человек ищет ссор и столкновений. И жерлом служит язык.

Раздражительность. Раздражительность, вызванная трудностями жизни, часто разрешается резкими словами.

Разочарование. Если мы пережили сильное разочарование, оно находит выражение в наших словах. Рухнувшие надежды причиняют боль. Разочарование всегда влияет на наш язык.

Нетерпение. Когда мы теряем терпение, мы можем быть очень резки и грубы в своих речах.

Нервное напряжение. Те, кто ведут напряжённую, трудную жизнь, чаще выражаются грубо, чем те, чья жизнь устроена и спокойна.

Неуверенность. Чувство неуверенности часто порождает резкости и обвинения; с их помощью мы пытаемся обрести силу и уверенность. К сожалению, неприятные слова, напротив, ослабляют отношения и усугубляют чувство неуверенности.

Чувство вины. Если виноватому человеку напомнить о его вине, он может ответить очень резко. Ответ: «А ты кто такой?» или «Думаешь, ты — совершенство!» — это резкие, колючие слова, которыми пытается защититься человек с нечистой совестью.

Писание говорит, что все эти источники неприятных слов находят двоякое выражение в наших речах. Одно из них — ворчливость, ропот. Другое мы называем сварливостью, вздорным языком.

Ворчливость

Недавно мне довелось лететь на восточное побережье США. Моим соседом в самолёте был врач-христианин. Я разговорился с ним о его семье. Все его дети уже выросли, они были посвящены Христу и преданно служили Ему в церквах.

Врач, судя по всему, был очень счастлив тем, что его дети сохранили веру. У меня самого трое детей, и поэтому я очень заинтересовался: как ему удалось воспитать своих детей в духе христианской веры? Он объяснил: «Моя жена и я решили, что наши дети никогда не услышат от нас ни одного дурного слова о церкви, церковных руководителях или о ком-либо из наших братьев или сестёр во Христе». Другими словами, врач и его жена дали обет никогда не ворчать и не роптать.

Ворчать — значит жаловаться на обстоятельства или осуждать людей. Ворчание начинается с жалоб на медленно едущего перед нами водителя и кончается ропотом на Самого Господа за посланные нам испытания и трудности. Ворчливость может причинить большой вред. Это прямое нарушение воли Божьей.

Мой друг-врач хорошо понял, что любой отзыв о делах Божьих, руководителях церкви или верующих выражает наше понимание Бога, Его целей и наши отношения к ближним своим. Захочет ли ребёнок посвятить свою жизнь учению и людям, которых его родители постоянно критикуют? Мудрые родители учат детей относиться к окружающим нас несовершенствам с молитвой и любовью. Дурные отзывы о семье Божьей влияют на ребёнка и могут в будущем отлучить его от веры.

Самое яркое изображение последствий ворчливости мы находим в той части Писания, где рассказано, как народу Израиля было отказано в Земле Обетованной.

Когда народ Израиля остановился на границе обетованной Земли, двенадцать человек были посланы «высмотреть землю Ханаанскую». Эти соглядатаи вернулись и сказали: «Мы не можем напасть на этих людей — они сильнее нас». И они распространили среди израильтян худую молву об этой земле. Они сказали: «Земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поядающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди её, люди великорослые. Там видели мы исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис. 13:31-33). Однако, Иисус Навин и Халев, хотя и подтвердили этот отзыв, не сомневались в том, что Бог даст им эту землю.

Эта история так поясняет наш грех ворчливости и ропота:

1. Ворчливость подвергает сомнению мощь Бога. Рассказ десяти соглядатаев о походе в землю Ханаанскую, был, по сути, безбожным. Если Бог смог открыть море, чтобы спасти их, небеса, чтобы освободить их, и камни, чтобы напоить их. Он несомненно дал бы им силу победить великанов.

2. Ворчливость произрастает из худой молвы. Такие грехи, как обман, сплетни, лжесвидетельство, создают среду, в которой расцветает ворчливость. Всегда найдутся люди, подхватывающие дурные вести, чтобы им было на что жаловаться.

3. Ворчливость приводит нас к неверным выводам. Недовольные израильтяне сказали: «И для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жёны наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (14:3). Ничто, конечно, не могло быть дальше от истины. Ворчливость, недовольство и обман в этом мире идут рука об руку.

4. Ворчливость, ропот, недовольство толкают нас на неправильные решения. Недовольные израильтяне решили, что им лучше было бы умереть в Египте. Они решили вернуться в Египет и хотели побить камнями тех, кто призывал их прекратить ропот и положиться на Господа. Ворчливость лишает нас способности здраво судить и принимать верные решения.

5. Ворчливость вызывает жалость к себе. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!» (ст. 2). Ворчуны часто жалеют самих себя. Посмотрите, как с нами плохо обошлись, как нас обидели!

6. Ворчливость, недовольство коренятся также и в страхе. Дважды Иисус Навин и Халев призывали израильтян не бояться (ст. 9). Страх, с которым они не могли совладать, и вызвал среди них ропот и недовольство. Они утратили веру в себя, забыли Бога и поддались страху.

7. Неуправляемое недовольство приводит к восстанию. Иисус Навин и Халев призывали израильтян «не восставать против Господа». Недовольство, жалобы, ворчливость порождают бунт. Израильтяне решили побить тех, кто призывал их не восставать, камнями, и избрать новых вождей.

8. В конечном итоге, ворчливость и недовольство приводят к неудовлетворённости. Недовольство и жалобы вызывают чувство досады. К концу описанного в 14-ой гл. Книги Чисел эпизода израильтяне разочаровались в жизненном жребии, дарованном им Богом.

«Точка зрения большинства» не всегда верна. Если многие люди чем-то недовольны, это не значит, что их недовольство точно отражает положение вещей. Мы всегда склонны к страху и неуверенности. Дух недовольства легко привлекает нас.

Суд Божий над израильтянами был скорым и окончательным. Их ворчливость опорочила Его присутствие, мощь, мудрость и славу. Они не увидели Земли Обетованной; исполнилось их желание, высказанное в досаде: они умерли в пустыне.

Описания последствий, к которым приводят ворчливость и недовольство, мы находим и в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна 6:41-43 рассказывается о том, что фарисеи возроптали из-за своего невежества и недостатка сведений. Деян. 6:1 рассказывают о том, что недовольство вырастает из оскорбления. Еллинисты возроптали в храме, потому что их вдовы оказались в пренебрежении. Ворчливость может быть результатом праздности; об этом мы читаем в 1 Пет. 4:9. Апостол Павел говорит: «Всё делайте без ропота и сомнения. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2:14-15). Этот призыв следует за напоминанием Павла, что «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (ст. 13). Присутствие в нас Бога и Его сила в нас — источник победы над ворчливостью и сварливостью.

Ворчливость — это распущенность. Она оскорбительна для Бога, ибо подвергает сомнению Его способность побеждать любые обстоятельства, если Он того пожелает. И она отвергает представление о том, что Бог может послать нам беды ради нашего блага и во имя своей славы.

Следует ли нам вообще выражать неудовольствие? Да, если недовольство приводит-к конкретным правильным действиям и если оно не нарушает нашей веры во всемогущего Бога. Каковы же эти действия? Их можно разделить на три группы:

1. Молитва. Автор псалмов часто обращался с жалобами к Богу. Но он делал это с верой в праведность, мощь и любовь Божью. В молитвах мы сообщаем и ожидаем, что Бог разрешит наши трудности или укажет нам путь к их разрешению.

2. Обратитесь с вашей жалобой к тому, в чьей власти улучшить положение вещей. Обращение к тем, кто не обладает властью помочь вам, только усугубляет недовольство и затрудняет решение проблемы. Уверьте того, в чьей власти разрешить проблему, в своей преданности и желании помочь. Постарайтесь понять его взгляд и точку зрения.

3. Посоветуйте тем, кто обсуждает с вами свои трудности, обратиться с ними к тем, в чьей власти разрешить эти проблемы.

Сварливость

Однажды вечером, некая пожилая супружеская чета ехала в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они не были счастливы в своём браке. Лошади весело и дружно бежали в лунном свете, колокольчик между ними ровно и чисто позванивал, и в сердце жены шевельнулось воспоминание о былой любви. Глядя на изящное, почти одновременное движение лошадей, она наклонилась к мужу, взяла его за руку и сказала: «Смотри, как ровно бегут лошади — даже язычок колокольчика качается в такт». Муж немного подумал протянул: «Эх, мы бы то же так могли — будь у нас один язычок на двоих».

Сварливость приводит к раздорам, обидам и отчуждению в любых человеческих взаимоотношениях. В Библии сварливость определяется древнееврейским словом «спор, разбирательство» хотя это слово употребляется иногда и в положительном смысле, чаще всего оно отражает мстительные враждебные чувства. В таких случаях это слово переводится как раздор, борьба, ссора и препирательство.

Слово Божье ясно и ярко определяет причины, в которых коренится сварливость. Ненависть (Прит. 10:12), вспыльчивость (15:18) — явные причины сварливости. К этому перечню можно добавить и заносчивость, красочно описанную в Прит. 30:33: «Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста».

Интересно, что одной из таких причин является жадность (28:25). Жадность, приверженность к своей собственности, независимо от отношений с людьми или праведности жизни, порождает вражду. Дети, не дающие другим своих игрушек, создают дух раздора в отношениях со своими сверстниками, не говоря уже о детях, присваивающих себе чужие игрушки. У взрослых место игрушек занимают деньги и собственность. Жадное сердце неразлучно со сварливым языком.

Книга Бытия 13 указывает, что разногласия порождаются теснотой и нехваткой того, что жизненно необходимо людям. «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот, и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники» (Бытие 13:5-8).

Хотя большинству из нас не приходится сражаться за пастбища, но и мы оказываемся в подобных ситуациях — на работе, когда чего-то нехватает, дома, когда слишком тесно, в отношениях с друзьями, когда мы начинаем завидовать. Все эти ситуации — пища для сварливого языка, ссор, споров и попрёков.

Борьба за власть, за положение или должность, тоже создаёт почву для недовольства. Это стремление к «начальственности» было даже у двенадцати апостолов. Проведя три года с Христом, они всё ещё продолжали спорить о том, кто из них займёт более высокое положение в Царствии Небесное (Луки 22:24). По крайней мере, именно об этом они спорили в ночь перед распятием Христа. В другой раз мать Иакова и Иоанна пришла к Христу с просьбой даровать её сыновьям высшее положение в Царствии Небесном. Эта просьба вызвала негодование остальных 10 апостолов (Матф. 20-20-28).

Одним из источников ссор является алкоголь. Об этом мы читаем в Прит. 23:29-30: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, кто долго сидит за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного».

Другая причина словесных сражений -сердитый язык. «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Прит. 21:9). В стихе 19 мы читаем: «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою». Конечно, сварливостью могут грешить и мужья. Но у жён обычно бывает для этого больше оснований. У них слишком много различных обязанностей, выполнение которых требует помощи других людей: уборка дома, уход за одеждой, воспитание и заботы о детях. Любая неудача в домашних делах прежде всего отражается на жене.

Кроме многочисленных и сложных обязанностей, жёны, по своей природе, уязвимы и подвержены разочарованиям. Они хотят от своих мужей помощи и поддержки — хотя бы моральной, интереса к их жизни. Они хотят, чтобы мужья разделяли их беспокойство о детях и духовной атмосфере дома. Если муж не оправдывает этих надежд и ожиданий, ворчание и сварливость становятся единственным способом, которым жена может предъявить свои требования мужу. К счастью, Писание даёт нам советы о том, как поступать в подобных ситуациях. Но для жены и матери, не знающей заповедей Бога об этом, сварливость — своего рода способ борьбы за существование.

Самым печальным следствием сварливости являются отчуждение и несогласие. Ссоры, препирательства, перебранки отчуждают людей. Для Бога же единство необычайно важно (Иоан. 17:11). И церковь, и дом призваны отражать единство истинной природы Бога (1 Кор. 12:12-31; Ефес. 5:22-33). Когда споры и несогласие вносят отчуждение в наши церкви и дома, это уничтожает не только нашу собственную радость единения, но и искажает отражение сущности Бога в нашей жизни.

Сварливые слова играют в наших взаимоотношениях роль ножа мясника. Как-то я наблюдал, как мясник обрабатывает тушку цыплёнка перед тем, как пустить его в продажу. Нож методично, ловко и быстро рассекал цыплёнка, пока он не превратился в дюжину кусочков мяса. Сварливые слова действуют точно так же. В Притчах 6:14 и 19 мы встречаем слово «раздор». В английском варианте оно имеет тот же корень, что и слово «сварливость». «Лжесвидетель… посевающий раздор между братьями» (ст. 19). Раздор — одна из семи вещей, которые «ненавидит Господь… что мерзость душе Его» (ст. 16).

В 1 Послании Коринфянам 3:3, апостол Павел обвиняет коринфян в сварливости по отношению друг к другу. В другом месте он пишет о церкви, как о теле Христовом, все члены которого должны существовать во взаимной гармонии. Разве тело, расчленённое на части, может быть здоровым? Отчуждение братьев по вере уничтожает отражение Бога в нашей жизни.

В семейной жизни отношения мужа и жены — это живое отображение отношений Христа и Церкви. Христос никогда не отделял Себя от Своей Невесты — Церкви. Единство это было основано на Его терпимости и любви. Заветы, данные им церкви исцеляют и способствуют её росту. Когда ссоры вносят раскол в семейные отношения, они, тем самым, искажают отражение в нашей жизни отношений между Христом и Его Церковью.

Слова «разделяй и властвуй» справедливы. Отчуждение, раскол между верующими дают диаволу возможность уничтожить радость и мир в нашей жизни и пользу, которую мы приносим. Ворчливость, сварливость оказывают разрушительное влияние; нам следует пользоваться такими словами, которые дают людям уверенность во Христе и поддерживают их. Как сказал апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4:29).