День тридцать четвертый

Встречал ли ты кого-либо, чья жизнь была полна особых страданий за Господа Иисуса? Спрашивал ли ты себя, откуда столько сил, непоколебимости у этого человека? Как он смог преодолеть тяжесть и гнет судьбы? Почему исповедь этого лица имеет такую силу? Пройдя сквозь такие страдания, смог бы ты выйти из них победителем? Смог бы, заплатив ту же цену, как и они, остаться верным Господу Иисусу Христу?

Друг мой, когда думаешь, что силы твои иссякли, тем более что человеческие силы весьма ограничены, когда чувствуешь себя попавшей в ловушку птицей, когда все восстали против тебя, беги к Тому, Кто есть ЯХВЕ-САВАОФ, что значит Господь сил.

ЯХВЕ-САВАОФ раскрывался детям Израиля, когда они находились в таких обстоятельствах, из которых сами выйти не могли. Бог впервые выступает под этим именем в Первой книге Царств. До тех пор народ Израиля не осознавал, что только Господь сил может спасти их от врагов, и не взывал о помощи к Нему. Но позже, с помощью пророков Исайи, Иеремии, Амоса, Аггея, Захарии и Малахии, мы узнаем, что народ призывает Господа сил. Имя Господа сил (ЯХВЕ-САВАОФ) встречается пятьдесят два раза в сороках главах пророка Захарии и восемьдесят три раза в пятидесяти двух главах книги Иеремии.

Но возникает вопрос: почему Бог берет Себе имя Господа сил в книгах Исайи и Иеремии и ни разу не упоминает его в книге пророка Иезекииля? Потому что во времена Иезекииля обстоятельства изменились, и Бог не посчитал целесообразным раскрываться под этим именем. Господь сил показал Себя тогда, когда была безвыходная ситуация и сражающиеся призвали Его. Он не поможет тем, кто не доверяется Ему, кто бежит с поля боя, не желая сражаться за веру. Во времена Иезекииля народ израильский капитулировал на семьдесят лет, и Бог приказал им не бороться с врагами своими, так как они заслужили скитание в чужой земле до истечения семидесятилетнего срока, данного Самим Богом.

Бог раскрывается под именем ЯХВЕ-САВАОФ, показывая народу, что Он является освободителем от врагов. И в то же время Он — их Судья и Законодатель. В книге Малахии Бог постоянно напоминает Своему народу это имя: «…Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне, …велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф… Ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов» (Малахия 1:10,11,14).

В книге пророка Малахии Бог открыто обращается к народу под именем Господа сил. Малахия пишет народу Ветхого Завета, который исповедовал Бога устами, а не образом своей жизни. Господь Саваоф обращается к народу через пророка и говорит о необходимости преклонить пред Ним колена. И ты не забывай, друг мой, что те, кто избран Им, не должны доверяться никому и ничему, кроме имени Господа, Который есть крепкая башня.

«Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притчи 18:10).

Прочтем первые два текста в 1 Царств 1:3-11 и найдем имя ЯХВЕ-САВАОФ. Во времена пророка Самуила народ не хотел более повиноваться Богу, а требовал поставить над ним царя, как было у других народов. Бог не отказывает им в этом.

1 Царств 1:1-3

«Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой; имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин. У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа».

Поскольку Анна была бездетна, так как Бог сделал ее бесплодной, то Феннана часто обижала соперницу свою.

1 Царств 1:6,7,10,11

«Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала, и не ела… И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его».

Господь Бог сил услышал молитву Анны и даровал ей Самуила.

Третье упоминание Господа сил мы рассмотрим позже. Ну, а четвертое упоминание находим в 1 Царств, когда Давид стоит перед Голиафом.

1 Царств 17:42-47

«И взглянул Филистимлянин, и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него; ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду; что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам твое тело птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям полевым, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечем и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши».

Опиши, чему научила тебя эта глава:

Анна и Давид, призвав имя Господа сил, были избавлены и спасены через имя Его. Когда находишься в безвыходном положении, следует обращаться к Нему за помощью. И все-таки Бог не действует по желанию любого человека. Стих из Притчей 18:10 говорит, что спасение в Нем находит праведник. Праведность — гарантия победы.

В третий раз имя ЯХВЕ-САВАОФ упоминается в связи со сражением между Израилем и филистимлянами.

1 Царств 4:3-4

«И пришел народ в стан: и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня перед Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес».

Народ считал, что если среди них будет ковчег завета Господа, то это обяжет Бога сил быть на их стороне против врагов. Но они ошиблись, поскольку не религиозный ритуал или церемония приносят победу, а праведная жизнь по воле Господа.

1 Царств 4:10-11

«И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли».

Подумай, друг мой, разве можно прожить жизнь в непослушании и ожидать Божьего благословения на дела твои? Он избавляет только тех, кто одет в непорочность Господа Иисуса Христа и живет в святости.

Но ты спросишь: «Как же можно добиться праведности? Хорошими делами?» Человек не в состоянии приобрести праведность, требуемую Богом, сколько бы добрых дел ни было на его счету. Поскольку лишь Господь непорочен, Он раскрывается в Священном Писании еще одним именем ЯХВЕ-ЦИДКЕЙНУ или «Бог оправдание наше».

Вскоре мы узнаем и об этом имени, но прежде исполним то, что завещал нам Господь сил: «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши» (Аггей 1:7), чтобы исправить свою жизнь. К кому ты обращаешься, если страдание стало твоей участью? У кого будешь просить терпения и силы? Имя Его Господь сил, и в Нем праведник находит убежище.

Иеремия 20:11-13

«Но со мною Господь, как сильный ратоборец: поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется. Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое. Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасет душу бедного от руки злодеев».

«Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш» (Псалом 45:8)

Вопросы для размышления (34-й день обучения)

1. ЯХВЕ-САВАОФ есть Господь сил. Какое прибежище предоставляет это имя?

2. Почему пророки Исайя и Иеремия называют Бога ЯХВЕ-САВАОФОМ, но это имя не упоминается у пророка Иезекииля?

3. Как представляет Писание ЯХВЕ-САВАОФА?

4. При каких условиях ЯХВЕ-САВАОФ отвечает, когда к Нему обращаются за помощью? Почему Он ставит условия?

5. Исследуй свою жизнь: когда тебе необходима помощь ЯХВЕ-САВАОФА, придет ли Он к тебе на помощь? Почему?

6. Каким образом использовал Давид имя Господа Бога?

7. При каких жизненных ситуациях необходимо знать имя ЯХВЕ-САВАОФА? Что требуется с твоей стороны?