4. Последовательность событий, происходящих при обращении

Методы нашей евангелизации прямо зависят от того, как мы понимаем порядок событий, происходящих при обращении. Что же на самом деле происходит в этот судьбоносный момент перехода от смерти к жизни?

Как можем мы проповедовать Евангелие без препятствий, если мы путаемся в «механизме» спасения? Или как можем мы давать советы и наставления ищущим душам, если мы не имеем понятия, на каком этапе духовного искания они находятся? Постараемся вкратце определить Библейские ступени спасения, и покажем, что здесь существует практически только одна логическая последовательность событий, которую легко проверить на опыте.

Без всякого сомнения, Писание учит нас, что Бог делает первый шаг в личном спасении человека, потому что Он приводит мертвую душу к жизни через акт возрождения при слышании Евангелия (действенное призвание). Мы понимаем, что слово «возрождение» используется двояко как в Библии, так и в христианском обиходе. Тексты Писания, говорящие о возрождении, или о рождении свыше, могут означать одно из двух:

1) Начальный акт обращения грешника, когда Бог насаждает в душу семя жизни (при слышании Евангелия), которое глубоко воздействует на ум, сердце и волю человека и воспроизводит все последующие события.

2) Весь процесс обращения, с момента, когда Бог насаждает в душу семя духовной жизни вплоть до осознанного проявления новой жизни (очевидная перемена, которую мы обычно называем обращением).

Если под словом «возрождение» мы имеем в виду весь процесс спасения, то надо рассматривать его как продолженное событие, в котором есть начальная и последующие стадии. Такое понимание возрождения характерно для богословов и проповедников кальвинистского толка.1

Этот вопрос станет ясным, если мы возьмем за образец Библейскую аналогию рождения свыше. Процесс рождения является очень точной иллюстрацией процесса обращения, где жизнь начинается с момента зачатия, однако она проходит через существенный процесс развития, прежде чем становится очевидной при рождении ребенка. То же самое происходит и при возрождении. Часть этого процесса происходит в момент времени (когда человек слышит Евангелие) еще до покаяния и веры, тогда как осознанное проявление духовной жизни начинается после них.

Как примирить противоположные тексты Писания?

Прежде всего, мы рассмотрим ряд мест Писания, которые без всякого сомнения говорят, что Бог должен сделать первый шаг в спасении человека, совершая в его душе ту работу, которая производит жизнь и которой человек не может воспротивиться. Эта особая работа затем дает начало всему остальному процессу обращения. (Верующие арминианского толка склонны недооценивать эти места Писания).

Далее мы рассмотрим те места Писания, которые со всей ясностью показывают, что процесс осознанного обращения следует за покаянием и верой. Другими словами, осознанное выражение рождения свыше, начавшееся с внутреннего возрождения, происходит после того, как ищущий добровольно приходит ко Христу. (Такого рода тексты Писания недооцениваются некоторыми кальвинистскими верующими).

1. Тексты, показывающие, что Бог начинает процесс обращения

Ниже приводятся несколько текстов (из многих), подтверждающие, что процесс обращения начинает Бог. Эти тексты, без сомнения, уже знакомы верующим, но все же будет хорошо прочесть их заново, чтобы подтвердить тот порядок событий в процессе спасения, о котором мы говорили.

Иоан. 6:44-45: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне».

Иоан. 6:65: «И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Обращение начинается с определенного действия Божьего. Тех, которых Бог привлечет, Он потом научит, и их воля будет склонна к уверованию. Слово привлечет не значит, что грешник будет только лишь заинтересован или приглашен прийти ко Христу. В греческом языке это слово обычно означает «вытащить», как ученики вытаскивали на берег свои сети или как солдат вытаскивает меч из ножен. Это слово означает, что та вещь, которую вытаскивают, не имеет в себе жизненной силы. Поэтому слова Христа надо понимать так, что грешник не может прийти к познанию Истины, если Отец не приведет его неодолимой силой.

Деян.9:3-4: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?»

Обращение Савла показывает пример того, как Бог привел к покаянию и вере гордого, открыто враждебного и беспечного грешника. Подобно тому, как Павел был повержен на землю ослепительным светом, и затем усмирен голосом Господа, так и всякое обращение начинается с просвещения и обличающего голоса Божьего, громко взывающего к совести. Беспечная душа буквально берется в плен прямым Божьим вмешательством.

Деян.16:14: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел».

Несмотря на то, что Лидия поклонялась Богу, она не могла понять и откликнуться на проповедь Евангелия до тех пор, пока Господь не открыл ее сердце.

1 Кор.4:6: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».

Без предварительной работы Духа Святого никто не может принять Евангелие. Люди настолько непокорны и недуховны по своей природе, что Евангелия кажется им глупостью до тех пор, пока не вступит в действие Господь.

2 Кор.4:6: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

Упоминание о сотворении мира в данном стихе показывает нам, что человеческое сердце в духовном смысле представляет собой пустоту и тьму, пока не осветит его Бог. Самым первым актом спасения (как и творения) является проникновение в сердце Божьего света. И только после этого грешник начинает понимать великую милость Божью.

Филип. 1:6: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа».

Бог начинает работу благодати в сердце, а «доброе дело» означает весь процесс спасения.

2 Фес. 2:13-14: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа».

1 Пет. 1:1-2: «Избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится».

Те, кто должны стать верующими, сначала освящаются Духом, то есть Дух совершает в них такую перемену, которая делает их открытыми и восприимчивыми к призыву Евангелия, так что они веруют во Христа и покоряются Ему. Посредством слышания Своего Слова2 Бог насаждает в сердце грешника нетленное семя жизни, и с этого начинается процесс духовного рождения.

2. Тексты, показывающие, что новая жизнь начинается после покаяния

Хотя в приведенных выше текстах говорится, что первым шагом в обращении должна быть духовная работа, называемая возрождением, эти тексты надо рассматривать в свете еще большего числа текстов, говорящих, что прощение и осознанно переживаемые благословения рождения свыше всегда следуют после покаяния и веры. Этот факт подтверждается практически всеми текстами Библии, содержащими Евангельские обетования, и мы должны воспринимать эти тексты со всей серьезностью, пытаясь воссоздать последовательность событий при обращении. Еще раз подчеркиваем, что эти тексты неоднократно говорят, что прощение и осознанное рождение свыше следуют после покаяния и веры. Обратим внимание на неизменную последовательность событий в каждом упоминаемом случае.

Пс. 31:5: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего».

Пс. 144:19: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их».

Пс. 146:3: «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их».

При обращении Бог начинает с того, что насаждает семя духовной жизни в сердце, которое производит затем покаяние ради Бога и веру, что дает Богу возможность дать ответ в благодати и силе. Таков Божий порядок. Все Евангельские обетования, содержащиеся в Ветхом и Новом Заветах, показывают, что ощущение мира с Богом во всей полноте приходит после того, как мы уверовали в Господа всем сердцем.

Рассмотрим следующие тексты:

Ис. 55:7: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».

Иер. 29:13: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим».

Плач Иер. 3:25: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его».

Ос. 10:12: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду».

Зах. 1:3: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф».

Порядок событий везде одинаков. Чудный Божий ответ задерживается до тех пор, пока не произойдет покаяние и вера, хотя душа (согласно первым текстам) уже получила начальное возрождение.

Господь Иисус Христос подтверждает этот же порядок событий —

Матф. 7:7-8 «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Матф. 11:28 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Лук. 13:24 «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата».

Лук. 18:14 «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Порядок остается неизменным. Сокрушенное раскаяние и вера приводят к великому опыту «входа» в новую жизнь. Чудеса Христа показывают этот же порядок. Слепорожденный (Иоан. 9) должен был пойти в купальню Силоам и умыться, и только проявив послушание он получил зрение. Его глаза уже были помазаны, но это помазание не принесло пользы до тех пор, пока он не послушался Господа.

Ученики в день Пятидесятницы провозгласили такой же порядок —

Деян. 2:21 и 38: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется… Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».

Мы уже упоминали обращение Павла, который был буквально повален на землю первоначальным действием Бога, что заставило его три дня находиться в глубоком смирении, сокрушении и молитве. И все же, несмотря на все это, будущий апостол не получил ни капли твердой и радостной уверенности в спасении, а также никакого определенного знака исцеления и примирения с Богом. Он должен был проявить очевидным образом свое покаяние и веру. В скором времени Господь явился Анании и послал его с вестью от Своего имени, чтобы дать Павлу утешение, поскольку пришло время — «ибо он молится». Обращение тюремного стража в Филиппах показывает тот же самый порядок спасения, поскольку после того, как совесть этого человека пробудилась, будучи обличена, он закричал:

«Государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30-31).

В Рим. 10:9 и 13 Павел утверждает —

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься… Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Автор Послания к Евреям не оставляет никакого сомнения в правильности данного порядка событий, говоря:

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

«Ищущий» в данном случае, без сомнения, человек пробужденный, однако ему все же надо что-то сделать, чтобы получить «воздаяние».

Утверждая этот же порядок, Иаков вдохновенно говорит:

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:8-10).

Мы остановились на рассмотрении данной группы текстов по той причине, что проповедники, верящие в первую группу текстов и оставляющие без внимания вторую, неизбежно упускают из вида ступень искания, необходимую при обращении.3

Мы теперь можем рассмотреть практический порядок событий спасения, основываясь на данных двух разновидностях текстов Писания.

Ступени обращения

Спасение человека является поистине моментальным событием, во время которого происходят величайшие перемены, и в то же время мы можем проследить пять отдельных последовательных ступеней, которые происходят всегда в одном и том же порядке, потому что такова практически осуществимая логика вещей. Отдавая должное первой группе текстов, рассмотренных прежде, мы должны признать факт начального возрождения, который является началом всего процесса обращения. Мы уже сравнивали этот процесс с биологическим рождением, которое начинается с зачатия и заканчивается рождением ребенка. Поэтому, ясности ради, мы назовем первоначальное возрождение зачатием.

Все обозначенные нами ступени обращения иногда происходят практически в одно и то же время, потому что процесс обращения может быть очень быстрым. Однако большинство верующих свидетельствуют, что у них был период искания и борьбы даже после просвещения и обличения, и поэтому данные пять ступеней получаются «растянутыми».

Вот эти пять ступеней:

1. Зачатие (начальное возрождение)

2. Двойное событие — пробуждение и осознание греховности

3. Двойное событие — покаяние и вера

4. Двойное событие — оправдание и (осознанное) рождение свыше

5. Уверенность в спасении

Зачатие

Итак, перед нами первая ступень обращения. При зачатии (начальном возрождении) Бог в Своей милости сеет драгоценное семя жизни в душу, с чего начинается процесс обращения. Зачатие происходит моментально, в то время, когда человек слушает Слово Божие, читает или размышляет о нем (см. Иак. 1:18 и 1 Пет. 1:23). Как только совершается зачатие, человек пробуждается, чтобы видеть свою духовную нужду и в это время обличается его грех. Только духовное зачатие способно дать душе эти переживания, потому что без него душа находится во сне, в слепоте, в неволе, в темноте и в смерти по причине сознательного противления Богу и Его Истине. (Все эти Библейские выражения описывают безнадежное состояние погибшего и закоснелого грешника. Об этом очень ясно говорится в Еф. 2:1-5.)

Это правда, что и без зачатия мы можем понимать умом план спасения и что Бог поступает справедливо, осуждая тех, кто отвергает Истину. Однако Библия называет нас глупыми и упорными из-за того, что мы любим грех, и без зачатия Евангелие не сможет оказать на нас глубокого и прочного влияния. Мы похожи на людей, которые услышали предупреждение, что в их доме взорвется бомба, но не восприняли его всерьез. Они понимают предупреждение умом, но не видят опасности и слишком увлечены приятным времяпровождением, чтобы верить в него.

Погибший грешник должен стать живым, чтобы он был в состоянии осознать реальность своего духовного положения и осмыслить весь ужас и вечные последствия греха. Даже те люди, которые в течение многих лет номинально веруют в христианскую доктрину, не воспринимают всерьез то, о чем знают, до тех пор, пока не произойдет зачатие. Только после этого их сердца открываются, и они осознают опасность своего духовного состояния. Зачатие оказывает воздействие на все сферы души, то есть на сердце (или чувства), разум (интеллект) и волю (способность принимать решения), и в результате начинает действовать обличительная сила Слова Божьего.

В Вестминстерском и Кальвинистско-баптистском Вероисповеданиях (в разделе о действенном призыве) говорится, что для понимания Божьих истин в их духовном спасительном смысле, разум нуждается в оживлении, каменное сердце должно быть удалено и воля обновлена, и лишь тогда человек сможет добровольно и охотно прийти ко Христу. Это оживление мы и называем зачатием.

Пробуждение и осознание греховности

После зачатия непокорная душа тут же испытывает на себе двойное ощущение: пробуждение, влекущее за собой осознание своего гибельного состояния, и осознание греховности. Некоторые богословы объединяют зачатие, пробуждение и осознание греховности в одно событие, и в определенном смысле это действительно так. Однако следует помнить, что зачатие является моментальным событием, в то время как пробуждение и осознание греховности могут набирать силу в течение какого-то периода времени, поэтому лучше выделить их в отдельную категорию.

Пробуждение прекрасно проиллюстрировано в притче о блудном сыне. Когда наступил лютый голод, блудный сын сначала пытался выйти из затруднений собственными силами и нанялся работать к одному из «жителей той страны». Но затем последовала радикальная перемена в его настроении, выраженная словами «придя же в себя». В греческом языке это буквально означает «и когда он пробудился». Самый первый результат зачатия заключается в том, что грешник пробуждается и видит свое духовное состояние, подобно тому как блудный сын увидел свое трагическое и глупое положение и сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!»

Пробуждение полагает конец бесчувственности грешника, и в его душе появляется глубокое чувство нужды и боль пустоты. Он начинает остро осознавать, что верующие занимают такое высокое положение перед Богом и такие великие духовные преимущества, которых он до сих пор не испытывал. Он чувствует Божью власть и святость, а также реальность вечности, так что слова небо и ад приобретают для него серьезное и буквальное значение. Все мирское, до этого столь важное, теперь становится пустым и ненужным. Грешник видит свою духовную несостоятельность и не боится, что люди узнают о его поисках Бога.

Правда, мир или какой-нибудь идол может все еще оказывать заметное влияние на ищущего, в его душе может некоторое время происходить острая борьба, но коль скоро произошло зачатие, Слово Божие оказывает на него все более сильное воздействие. Он теперь уже не тот самоуверенный человек, каким был до этого, потому что его предрассудки и неверие в панике отступили и теперь дело Христа, совершенное на Голгофе, начинает касаться его сердца. Внешними средствами Божьего воздействия являются проповедь, личное свидетельство или печатное слово, ибо «вера от слышания», но слышание приносит пользу только тогда, когда Бог уже произвел в сердце зачатие. Хотя зачатие происходит мгновенно, последующий за ним опыт пробуждения может длиться и усиливаться в течение некоторого времени, параллельно с внешним воздействием — посредством проповеди, беседы и чтения, через которые Дух Святой продолжает вселять в душу сущность Евангелия.

Опыт осознания греховности, являющийся близнецом пробуждения, хорошо проиллюстрирован в притче о блудном сыне, когда он осознал свое подлое отношение к родному отцу и преступность своего образа жизни. Смиряясь и сокрушаясь, он сказал сам себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

Осознание греховности приводит грешника к такому чувству вины и нечистоты, и в результате он осознает свою ответственность перед Богом. Он видит себя духовно и морально больным и притом, что еще хуже, больным по собственной злой воле. Это уже не просто умственное признание себя грешником, но глубокое чувство стыда. Человек, испытывающий осознание греховности, впервые становится способным различать внешний грех (греховные поступки) и внутренний (грехи сердца). Он теперь видит такие грехи, как лукавство, гордость, алчность, злонамеренность, себялюбие и похоть, и начинает понимать, что эти грехи показывают его внутреннюю суть, равно как и его видимые поступки. Он теперь не пытается отрицать, оправдывать или защищать свое состояние. Он опускает голову и говорит: «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Он даже не мечтает стать лучше, но осознает, что его положение безнадежно до тех пор, пока Бог не даст ему прощения, омытия и обновления. Он испытывает чувство отвращения к своим грехам и жаждет освободиться от них. Осознание греховности открывает глаза грешника и на последствия греха, в особенности на тот факт, что он заслуживает осуждения на вечную погибель.

Эти переживания у разных людей могут сильно отличаться по глубине и по внешним проявлениям. Одни люди могут чувствовать сильный стыд, другие же могут больше стремиться к лучшей и более чистой жизни. Однако реальность обличения во грехе определяется не силой чувств и не внешними проявлениями, но искренностью.

Из Библейских примеров обращения мы видим, что пробуждение и осознание греховности могут происходить как мгновенно, так и в течение некоторого периода времени. В день Пятидесятницы большое количество людей было пробуждено так, что они увидели свою духовную нужду и пришли к осознанию греховности в течение одной проповеди. Речь Петра пронзила их сердца, как стрела.

Самого же Петра Господь позвал дважды (многие считают, что трижды), прежде чем он был окончательно пробужден и осознал свою греховность. Должно быть, Петр был глубоко затронут, когда Господь призвал его первый раз, поскольку он оставил рыбную ловлю и последовал за Ним, однако вскоре он вернулся к ней опять. И лишь когда Господь призвал его позже повторно, Он вполне осознал свою греховность, упал на колени и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

Какой бы ни была эта ступень обращения, внезапной или постепенной, Господь использует для ее созревания и углубления все то же средство внешнего воздействия — Евангельскую весть из Слова Божьего. Евангельский призыв имеет своей целью показать грешнику всю его нужду и глубину его вины, и таким образом частичное пробуждение и осознание греховности души может становиться глубже. И это еще одно доказательство в пользу систематической Евангельской проповеди. Как только ищущая душа испытывает полное пробуждение и осознание греховности, она готова перейти к следующей ступени: к покаянию и вере.

Покаяние и вера

Покаяние и вера являются сдвоенным событием на третьей стадии спасительного процесса. Сам Господь объединил их вместе, когда сказал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар. 1:15). Павел напоминал пресвитерам в Ефесе, что главнейшей целью его проповеди было привести людей к «покаянию пред Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). Насаждая семя жизни в сердце (совершая зачатие), через которое приходит пробуждение и осознание греховности, Господь ставит целью привести человека к свободному и добровольному покаянию и вере.

Христиане арминианского толка считают, что рассматриваемый нами порядок спасения слишком механичен. Они говорят, что если с зачатием процесс спасения становится неизбежным, тогда покаяние и вера не могут быть по-настоящему актами свободного волеизъявления. Но в действительности вся работа Духа Святого при зачатии, пробуждении и обличении делает нас более свободными, чем мы когда-либо были до этого. Проходя эти ступени, мы освобождаемся от заблуждений, упорного своеволия и власти сатаны, так что можем теперь сделать свободный, здравый, желанный выбор по отношению к Богу. Святой Дух начинает и направляет процесс, который заставляет нас прийти к Господу радостно и добровольно с покаянием и верой. Когда это происходит, тогда мы впервые за всю свою жизнь делаем действительно свободный моральный выбор. Безусловно, если произошло зачатие, то мы в конце концов неизбежно придем к вере и покаянию, но неизбежность не делает наше горячее стремление к Богу менее свободным.

Предположим, что группа молодых людей играет в жмурки неподалеку от края обрыва, и вдруг парень с завязанными глазами вырывается из круга, не зная, что бежит к обрыву, где на острых камнях далеко внизу его ждет страшная смерть. Напуганные товарищи гонятся за ним, крича изо всех сил, но он считает, что они его обманывают и убегает еще быстрее. В последний момент, перед самым роковым прыжком в обрыв, один из догонявших сумел схватить конец повязки на его голове и стащил ее. Внезапно он увидел погибель в одном шаге от себя. Будет ли он убегать дальше? Конечно, нет. Теперь, когда снята повязка, он неизбежно повернет в обратную сторону. Но эта неизбежность не меняет факта, что он сделает свободный и добровольный выбор, притом с чувством глубокого облегчения и благодарности.

Существует много противоречивых мнений о сущности истинного покаяния. Является ли оно лишь «переменой ума» и личного отношения к Иисусу Христу или включает в себя и искреннее сожаление о грехе? Входит ли в него подчинение собственной жизни власти Иисуса Христа или это можно сделать позже? Некоторые доходят до того, что считают раскаяние в содеянных грехах и подчинение власти Христа ненужным добавлением к вере.4 Для них покаяние является всего лишь иным названием для веры и не включает в себя стыда, сожаления и скорби о содеянном грехе. Подчинение воле Христа они считают отдельным актом, который может произойти через какое-то время после обращения.

Те, кто придерживаются такого мнения, часто являются искренними проповедниками Евангелия, но их Евангельский призыв серьезно страдает незаконченностью, что, как правило, приводит к большому проценту ложных обращений. В данной книге мы придерживаемся старого испытанного и Библейски обоснованного взгляда, что покаяние включает в себя сердечное сокрушение о содеянных грехах и подчинение своей непокорной жизни власти и правлению Господа. Покаяние и вера в первые моменты могут быть не вполне осознанными и не отвечающими всем требованиям, о чем мы будем говорить подробнее в следующей главе. В них могут быть изъяны, из-за которых благословение Господне может задерживаться. Ищущий Бога может сделать несколько попыток покаяния, прежде чем произойдет осознанное обращение, так что третья ступень, о которой мы сейчас говорим, может произойти лишь спустя некоторое время.

«Вера» означает веру в Евангелие во всей его полноте, в особенности веру в Божественную личность Господа Иисуса Христа и полноту Его искупительного дела, совершенного на Голгофском кресте. Приобретение такой веры также может занять определенный период времени, возрастая от частичной до полной осмысленной веры.

Оправдание и рождение свыше

Непосредственным результатом искреннего покаяния и веры является четвертая ступень спасения, имеющая двойное проявление, — оправдание и осознанное рождение свыше, которые происходят в одно и то же время. За зачатием (первоначальным возрождением) следует созревание плода и затем, в положенное время, духовный младенец рождается в мир. Осознанное рождение свыше не является началом жизни вообще, но лишь началом осознанной, очевидной извне жизни, когда ищущая душа воспринимает новую природу и отчасти уверенность в спасении.

Оправдание есть акт, совершаемый на небе, когда данная душа провозглашается свободной от вины греха и достойной всех благословений, причитающихся абсолютно праведной личности. В момент, когда на небе провозглашаются слова оправдания, обращенная душа обретает осознанные, видимые признаки своего обновления и убеждается в том, что знаки спасения и новой природы становятся очевидными в его жизни.

Уверенность в спасении

За осознанным рождением свыше следует пятая ступень спасения, которая называется уверенность, или запечатление Духом Святым. Обычно это происходит одновременно с четвертой ступенью, однако часто случается так, что уверенность в спасении следует за ней на некотором расстоянии. В Еф. 1:13 Павел говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Здесь говорится, что это запечатление получает признание на небе. Говоря о печати, Павел, без сомнения, имел в виду древнюю Восточную восковую печать, которой цари и высокопоставленные лица скрепляли указы и письма. Печать Духа становится очевидной как для самого новообращенного, так и для посторонних. Ни у кого не остается сомнения в том, что перед ними новая личность. (Глава 6 «Семь верных признаков истинного обращения» предназначена для помощи христианским работникам в беседах с ищущими, чтобы определить состояние их спасения).

Изучение этих пяти ступеней спасения дает проповедникам и свидетельствующим верующим хорошую духовную подготовку, которую может употребить Святой Дух, как мы видим в Рим. 10:14-15:

«Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»

Именно тогда, когда проповедуется Евангелие, Бог посылает духовное зачатие. Посредством слышанного Слова грешник приходит к духовному пробуждению и обличению в грехе. Внешними средствами Евангельской проповеди являются призыв к разуму, увещание, убеждение. Всякий раз, когда проповедник возвещает Евангелие, он может быть Божьим инструментом для спасения душ. Через проповедника или через свидетельство верующих грешник узнает о том, что такое покаяние и вера, и если он не приходит ко Христу сразу, то Божьи служители снова убеждают и увещают его прийти к престолу благодати. И, наконец, когда становится очевидным, что ищущий грешник стал новым человеком и в нем засияла новая природа, часто именно благодаря Божьим служителям Слова он распознает в себе работу благодати и приходит к уверенности в спасении.

Длящиеся ступени

Приводя грешника к спасению, Господь не обращает его к Себе таким методом, каким действует хирург при операции. При хирургической операции пациент не принимает в ней никакого участия, он просто приходит в себя после наркоза и узнает, что она уже прошла. Он ничего не чувствовал во время операции. Но та «операция», которую совершает благодать, совершенно не похожа на хирургическую, поскольку грешник принимает в ней участие при полном сознании. Когда Бог пробуждает Духом Святым сознание и расплавляет волю грешника, он вполне осознает и достоверно знает все, что с ним происходит, поэтому он охотно и радостно воспринимает Евангельские обетования и доверяется Божьей любви и милости.

Наша пятиступенчатая картина спасения допускает задержку на трех из пяти ступеней.

Первая ступень (зачатие) является моментальным действием Духа Святого, так же, как и четвертая ступень (оправдание и дарование осознанной и очевидной новой жизни). Однако находящиеся между ними вторая и третья ступени могут занимать некоторое время. Так, пробуждение и осознание греховности могут затягиваться, то же может происходить и с покаянием и верой. Однако в любом случае задержка в спасении происходит по вине грешника. Если бы не так, то обещание Спасителя «просите и дано будет вам», намекающее на немедленное действие, не имело бы особого смысла. Уверенность в спасении (пятая ступень) может также приходить с задержкой, включая в себя служение поддержки и ободрения.

Практические советы

Во-первых, с практической точки зрения, мы должны особым образом нацелить наши Евангельские проповеди на то, чтобы усилить и углубить ступени пробуждения и обличения, а также покаяния и веры. Зададим себе серьезный вопрос, освещаем ли мы их в наших проповедях с необходимой серьезностью? Нам надо также учитывать, на какой ступени находится ищущий Бога человек, с которым мы беседуем лично.

Во-вторых, как видно из нашей картины спасения, пробуждение личного желания к покаянию и вере драгоценно в Божьих глазах, поэтому мы не должны делать ничего такого, что могло бы искусственно форсировать личный свободный и искренний отклик грешника на Евангельский призыв. Подталкивание грешника к исповеданию веры игрой на чувствах может повредить тому искреннему отклику, который Дух Святой производит в его сердце.

В-третьих, необходимость активного участия грешника на третьей ступени спасения предупреждает нас, что мы не должны оставлять у слушателей ложное убеждение, будто им не нужно предпринимать никаких личных действий, поскольку Бог все равно обратит их к Себе в назначенное Им время. Евангельская проповедь должна изобиловать направляющими мыслями, увещаниями, обетованиями и ободрением. В ней должна подчеркиваться необходимость прийти ко Христу за прощением немедленно, с чистосердечным раскаянием, верой и смирением. В Евангельской проповеди нет места подталкиванию, принуждению и манипулированию, зато есть место увещанию, убеждению и призывам к отклику.

В следующей главе мы рассмотрим практические рекомендации для служителей по вопросам покаяния и веры и обратим особенное внимание на то, как надо беседовать с людьми, серьезно ищущими спасения.