5. Препятствия к покаянию и вере

Некоторые христиане могут засвидетельствовать, что услышав Евангелие в первый раз, они были настолько потрясены осознанием своей греховности и величием Христовой любви, что немедленно покаялись и уверовали. Они могут подтвердить, что сразу же получили уверенность в своем спасении и их жизнь коренным образом переменилась. Такого рода случаи моментального обращения являются великолепным свидетельством подлинного возрождения, однако они происходят сравнительно редко, если не считать особые времена пробуждений. Как мы увидим в следующей главе, пасторы говорят, что в среднем лишь два или три человека из ста обращенных в их церквях пережили моментальное обращение. Большинство же членов церкви свидетельствуют, что у них было несколько попыток покаяния, прежде чем они получили уверенность в спасении.

Очевидно, что огромное большинство истинно обращенных верующих должны были искать и молиться в течение нескольких дней, а иногда даже недель и месяцев, прежде чем они нашли Господа. Они пережили период борьбы и жажды, а некоторые даже почти отчаялись когда-либо получить спасение. В свете этих фактов кажется странным, что большинство популярных современных приемов евангелизации построены на предпосылке, что типичное обращение должно быть резким и моментальным. В упрощенной схеме современного призыва к принятию решения почти нет места для усилий ищущего, чтобы войти через тесные врата спасения или для его исканий верного пути.

Безусловно, мы можем всегда полагаться на обетование Божие, что всякий, кто искренне покается и доверится Христу, тут же получит спасение, однако не следует забывать, что это обетование имеет свои условия, а именно: «Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Втор. 4:29). Мы не можем уйти от факта, что большинство людей, которые слушают Евангелие, не могут немедленно покаяться и уверовать, потому что они нуждаются в дополнительных убеждениях, увещаниях и ободрении, прежде чем примут Господа на библейских условиях.

В данной главе мы рассмотрим типичные неправильные понятия о покаянии и вере, которые могут причинить серьезный вред ищущим спасение. Мы должны помочь им прийти к Господу верным путем. Для этого нам надо включить в призывные проповеди соответствующие предостережения. Эти предостережения надо время от времени напоминать также и тем ищущим, которые говорят, что уже покаялись, но так и не нашли Господа.

Это не значит, что мы должны спрашивать ищущих о том, не остались ли у них какие-нибудь нераскаянные грехи. Правильнее будет более отдаленный и общий подход. Мы можем дать в общих выражениях предупреждение о возможных ошибках, которые они могли допустить. Наши слушатели могут сами разобраться, что из наших советов лучше всего подходит к их ситуации. Задача проповедника в том, чтобы помочь, а не совать нос в чужие дела.

Главная причина, почему мы не должны пытаться докопаться до нераскаянных грехов (или идолов) наших слушателей, заключается в том, что, признаваясь в них, они невольно втягиваются в «исповедь», которая приносит ложное облегчение для совести и не дает сложить бремя в покаянии перед Богом. Если ищущая душа начинает рассказывать нам подробности своего греха, мы должны остановить ее и призвать обратиться за очищением непосредственно к Господу. Общее правило таково, что мы не должны слышать подробностей о грехах ищущих душ. Мы учим людей, чтобы они шли со своими грехами ко Христу как к единственному Первосвященнику.

Некоторые христианские работники признавались в том, что когда они слушали рассказы людей о своих постыдных делах, у них появлялось чувство особой духовной важности. Однако подобные рассказы не только уводят от покаяния перед Богом, но и отвращают людей. Вполне возможно, что те, кто признался в своих грехах перед проповедником или наставником, впоследствии пожалеют об этом и будут чувствовать себя слишком неловко, чтобы вернуться снова в церковь. Известны случаи, когда людям пришлось блуждать долгие годы по духовной пустыне из-за того, что неразумные духовные работники вытянули из них деликатные признания личного характера.

Ниже мы приводим список характерных заблуждений в понимании покаяния, из-за которых оно представляется либо слишком сложным, либо даже ставится в заслугу для спасения души, что не соответствует его сути. Покаяние не является «делом», и мы не желаем превращать его в заслугу. Покаяние можно выразить в простой молитве, наподобие той, которую произнес разбойник на кресте: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Тем не менее, как духовные врачи, мы должны иметь реальное представление об «анатомии» покаяния, что придаст нашим проповедям и личным беседам гораздо большую проницательность и силу. Мы говорим об этом по той причине, что в современном евангелизме поверхностное покаяние является главной отличительной особенностью и заодно слабым местом. Итак, мы приводим список существующих проблем и затем рассмотрим их подробнее.

1. Ищущий имеет слишком поверхностное понятие о грехе:

а) слишком неопределенное и обобщенное покаяние;

б) ищущий видит только «внешние» грехи;

в) ищущий признает только некоторые свои ошибки;

г) ищущий по-прежнему гордится своими «хорошими качествами»;

д) грех рассматривается как болезнь;

е) для греха находятся извинения;

ж) единственным грехом признается отвержение Христа;

з) нет раскаяния в невидимых грехах.

2. Ищущий не испытывает особого чувства стыда:

а) ищущий больше озабочен не прощением, а личной пользой;

б) ищущий больше боится осуждения, чем испытывает чувство стыда;

в) чувство стыда подменяется пассивным сожалением о содеянном.

3. Покаяние не направлено к Богу:

а) ищущий не испытывает печали перед Богом;

б) ищущий недостаточно затронут страданиями Христа.

4. Греховные склонности остаются в силе:

а) ищущий питает надежду продолжать жить в некоторых грехах;

б) нет большого желания получить новую жизнь;

в) не признается полное господство Христа.

Рассмотрим подробнее данный список.

1. Ищущий имеет слишком поверхностное понятие о грехе

а) Слишком неопределенное и обобщенное покаяние

Возможно, что ищущий имеет слишком недостаточное понятие о том, насколько ужасен и опасен грех. Иногда проповедники описывают грех в слишком общих словах, и это не дает людям возможности вполне осознать свою вину перед Богом. Бог не требует от грешника подробного списка всех его грехов, но Он требует сокрушенного признания в том, что его сердце лукаво и крайне испорчено, а также искреннего раскаяния в наиболее очевидных грехах. Наиболее точно искреннее покаяние описано в образцовой покаянной молитве Давида, где различается три аспекта греха.

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс.51:3-6).

Здесь Давид оплакивает три «лица» греха: беззакония, беззаконие (преступление) и грех. Рассмотрим эти три понятия подробнее, поскольку неглубокое понимание греха, как мы уже говорили, является наиболее характерным изъяном современной евангелизации. Еврейское слово, переведенное как «беззакония», указывает на бунт, восстание против Бога. Мы с презрением отвергаем Его власть, воруем нашу жизнь для собственного употребления, плюем на Его авторитет и преступаем Его законы. Каждое мгновение нашей жизни в искании своего и в своеволии является продолжением бунта против Бога, и по этой причине Давид молился, чтобы все это было изглажено. Осознал ли ищущий Бога всю величину своего своевольного бунта? Почувствовал ли он отвращение к самому себе из-за этого? Для того, чтобы раскрыть сущность греха в достаточной мере, проповеднику вовсе не требуется говорить в негативном, придирчивом, враждебном тоне. Можно выражать истину ясно и верно, не скатываясь к безжалостным уязвлениям, но с теплотой, добротой и юмором.

Второе «лицо» греха названо словом «беззаконие», и в еврейском языке оно обозначает «превратность, извращение, кривизна». Мы по природе извращены, или «кривы», и таким образом неспособны, например, быть принципиально правдивыми и бескорыстными. Давид молился, чтобы его беззаконие было тщательно смыто, для чего он употребляет очень сильное слово «омой», которое в еврейском языке употребляется не для омытия тела (более мягкое слово), но для стирки очень грязной одежды с применением жестких механических ударов. Превратность сердца является очень серьезным и обезображивающим уродством. Увидел ли ищущий Бога это уродство в себе и жаждет ли он очищения от него?

Третье «лицо» греха названное просто «грехом», означает «непопадание в мишень, пропуск цели». Это значит, что из-за всех греховных мыслей, слов и дел грешник не достигает цели Божьих стандартов. Давид в дополнение к этому признает, что его дела «лукавы», что в еврейском языке означает «разрушительны, вредоносны». Грехи разбивают Божий закон, портят Его мироздание, оскверняют личную жизнь человека, рвут всякую взаимосвязь с Богом, причиняют боль и вред другим людям. Давид жаждет получить прощение за эти дела, освободиться как от вины, так и от воспоминания о них. Чувствует ли ищущий Бога хотя бы отчасти величину вреда и зла, причиненного собственным грехом?

б) Ищущий видит только «внешние» грехи

Похоже, что многие люди не имеют никакого понятия о грехах собственного сердца, они думают лишь об очевидных проступках. Знает ли ищущий Бога о своих внутренних грехах, таких, как гордость, эгоизм, самоугождение, самообольщение, корыстолюбие, потенциальную ненависть, злобу, сварливость? Признает ли он свою глубокую внутреннюю испорченность и понимает ли, что он не может исправить это своими силами, но наоборот, из года в год становится все хуже и хуже?

в) Ищущий признает только некоторые свои ошибки

Иногда ищущий Бога чувствует угрызения совести и стыд за какой-нибудь один конкретный грех, однако его не охватывает чувство ужаса за свое греховное состояние как таковое. Для того, чтобы прийти к Богу с истинным осознанным раскаянием, такому человеку необходимо увидеть во всей полноте свою нужду в прощении и обновлении. Озабоченность человека одним или двумя грехами может означать, что он не видит нужды в раскаянии за весь свой образ жизни. Иуда терзался в угрызениях совести только за один грех — предательство Господа — но он так и не пришел к осознанию всех остальных своих грехов и потому не смог раскаяться, как должно (Матф. 27:3-5).

г) Ищущий по-прежнему гордится своими «хорошими качествами»

Возможно, ищущий Бога считает, что Богу угодны некоторые стороны его жизни, или некоторые из его дел. Он, может быть, думает сам в себе: «Я нуждаюсь в прощении за проявления характера и за гордость, но зато Бог с радостью примет меня за мою доброту и щедрость». Если ищущий все еще доволен сам собой в чем-либо, он упускает из виду главное и не может покаяться в полном смысле этого слова. Он должен понять, что вся его жизнь настолько оскорбительна для Бога, что у него нет никакой надежды попасть на небо, если он не станет просить о милости и полном прощении как безнадежно погибший грешник. В нынешнем своем состоянии он похож на преступника, уличенного в массовых убийствах, который оправдывает себя тем, что он всегда хорошо относился к своей матери. Любая мнимая доброта грешника является ничтожной бессмыслицей в сравнении с безмерной тяжестью его многочисленных преступлений против Бога.

д) Грех рассматривается как болезнь

В некоторых случаях ищущий Бога рассматривает грех как болезнь. Вместо того, чтобы признать свою личную ответственность и вину, он говорит Богу: «О Боже, избавь меня от этой болезни греха, которая разрушила мою жизнь». Некоторые проповедники даже поощряют такой подход ко греху, изображая грешника в виде жалкой и несчастной жертвы тяжкой болезни. Они говорят, что как только страждущие доверят свою руку руке Спасителя, Он избавит их от губительной силы болезни. Такая картина греха является ложной, хотя она весьма привлекательна для тех людей, кто не желает чувствовать свою вину. На самом же деле мы несем ответственность за свои грехи и должны покаяться, как виновные грешники.

е) Для греха находятся извинения

Некоторые ищущие Бога избегают признания полной ответственности за свои грехи, находя для них извинения. Они воровали, потому что попали в плохую компанию, они лгали, потому что не было другого выхода. Они избивали своих детей, потому что сами выросли в грубой и жестокой атмосфере, они пьянствовали и развратничали, потому что жизнь была слишком трудной. Некоторые грешники сваливают вину за свое моральное падение на несчастный брак, другие оправдывают свою вспыльчивость трудностями на работе, и так далее. Однако, приходя к Богу, мы должны оставить в стороне все свои извинения и сказать вместе с Давидом: «Беззакония мои я сознаю… Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал».

До тех пор, пока грешник не признает полную ответственность за свои грехи, он не может быть прощен. Истинно кающийся грешник со слезами говорит: «О Господи, я согрешил!» Вспоминая свое покаяние, Павел восклицает: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Истинное покаяние берет вину на себя, и тогда Господь снимает эту вину.

ж) Единственным грехом признается отвержение Христа

Случается, что ищущий Бога идет в ложном направлении, считая, что единственным его грехом, за который надо каяться, является отвержение Христа. Некоторые проповедники учат, что, поскольку Христос уже совершил искупление всех грехов, когда-либо совершенных людьми, единственным грехом, за который люди будут осуждены, является отвержение этого искупления. Ищущий Бога человек, услышав такую проповедь, может прийти ко Христу с убеждением, что все, в чем он нуждается, — это «принять Христа» без необходимости глубокого раскаяния во всех остальных своих грехах. Его молитва содержит всего лишь одно покаяние: «Господи, я согрешил тем, что отвергал Тебя».

Такого рода покаяние является слишком легким, оно может быть совершено человеком легкомысленно и без обличения во грехе. Безусловно, если подобного рода молитва сопровождается глубоким сознанием всей личной греховности человека, такая молитва является истинной молитвой покаяния, однако часто случается как раз наоборот. Господь ясно указывает, что люди отвергают Его, потому что дела их злы (Иоан. 3:19-20). Они получают осуждение не только за отвержение Бога, но за все свои грехи, которые привели их к этому отвержению.

Для подтверждения того, что грешник должен каяться во всех своих греховных деяниях, обратимся к одному из многих мест Писания — Рим. 1. Здесь Павел дает описание целого ряда грехов и при этом категорически утверждает, что Бог будет судить людей за все эти грехи. Далее он говорит, что Божьи благость, кротость и долготерпение предназначены для того, чтобы привести грешника к покаянию именно за перечисленные им конкретные греховные дела.

з) Нет раскаяния в невидимых грехах

Истинное покаяние включает в себя значительную часть «неопределенных» грехов. Грешник чувствует осуждение совести и стыд за многие свои грехи, но он также понимает, что за ним числится много грехов, о которых он даже не знает. Давид показал пример, как надо молиться о прощении не только сознательно сделанных грехов, но и о тех бесчисленных пороках, которые он до сих пор не видит в себе: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс.18:13).

Пришел ли грешник в трепет перед величием Божьей святости? Осознал ли он, что очи Господа, как пламень огненный и что ничто нечистое не может находиться в Его присутствии? Сказал ли он, как Иов: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? …теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле»?

2. Ищущий не испытывает особого чувства стыда

а) Ищущий больше озабочен не прощением, а личной пользой

Для того, чтобы покаяние было истинным, ищущий не должен искать в первую очередь пользы и благословений. Проповедники вполне справедливо подчеркивают преимущества, которые человек получает вместе со спасением. Однако если эти преимущества предлагаются за счет неполноценного покаяния, то у ищущих может возникнуть впечатление, что Бог вознаградит даже чисто символическое признание греха.

Классический пример покаяния ради выгоды мы видим в жизни царя Саула. Когда Самуил обличил Саула в непослушании Богу, он ответил так:

«Теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу… Я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем» (1 Цар. 15:25-30).

Саул желал избежать публичного унижения и утраты царского звания, поэтому его признание греха было поверхностным.

Не желает ли ищущий получить спасение ради одних лишь благословений? Может быть, он просто желает иметь хорошие отношения с верующими друзьями или родными? Может быть, он хочет вступить в брак с верующей личностью? Может быть, он желает получить исцеление от болезни или депрессии или какую-нибудь помощь? Что движет человеком, когда он предпринимает попытки к покаянию? Желание получить выгоду вполне понятно, но на первом месте должна быть боль о грехе. Акт покаяния ни в коем случае не должен быть продиктован ожиданием выгоды, как, например, богатства, успеха, здоровья, счастья или попаданием на небо.

б) Ищущий больше боится осуждения, чем испытывает чувство стыда

Человек с религиозным воспитанием вполне может бояться Бога, наподобие того, как было у Лютера в раннем возрасте. Будучи подростком, он попал в страшную грозу и поклялся стать монахом, если Бог сохранит ему жизнь. Ищущий может испытывать страх вечной погибели, но не иметь стыда за свой грех, поэтому его покаяние будет не более чем выражение безысходности. Покаяние есть нечто большее, чем раболепная попытка избежать беды; оно — слезное признание справедливости обвинений в свой адрес и полное упование на Божью благодать. Такое состояние души хорошо выражено в Пс.129:1-4:

«Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою».

в) Чувство стыда подменяется пассивным сожалением о содеянном

Угрызения совести и сожаление о содеянном могут произвести ложное покаяние, о чем я лично могу засвидетельствовать. Однажды, будучи еще молодым пастором, я посетил одного молодого человека в тюрьме, и тот, казалось бы, искренне покаялся, но после освобождения стал высмеивать свое покаяние. Вспомним еще раз Саула, когда вспышки насилия сменялись в нем смягчением и чувством глубокого стыда за свои поступки. Мы видим, как он однажды захотел убить Давида, а потом вдруг стал оплакивать свои действия, однако его слезы быстро испарились, потому что они были чисто сентиментальным проявлением, а не выражением подлинного сокрушения о своей вине.

Представим себе человека, который совершил тяжкий грех, опустился, предал поруганию свое доброе имя, разбил собственную семью и понес потери вследствие неиспользованных возможностей. В результате он испытывает сильные душевные муки и угрызения совести. Однако эти муки могут оказаться не духовными, а плотскими, и покаяние для такого человека может быть всего лишь эмоциональной разгрузкой. Чувство стыда при истинном покаянии есть нечто большее, чем жалость к самому себе или мимолетное угрызение совести.

Если мы чувствуем, что человек кается только по причине эгоистических угрызений совести, мы должны сказать ему, что такие угрызения являются препятствием к истинному обращению. Не следует обвинять человека в том, что он заблуждается, но надо дать ему знать, что такие случаи встречаются, и если такое происходит с ним, то ему надо сосредоточить внимание не на душевных муках, а на своей виновности перед Богом, потому что только в таком случае он сможет по-настоящему покаяться. Потрудился ли ищущий серьезно заглянуть в собственное сердце? При истинном покаянии сердца людей «умиляются» (Деян. 2:37).

3. Покаяние не направлено к Богу

а) Ищущий не испытывает печали перед Богом

Вопрос о том, является ли чувство стыда эгоистической жалостью к себе и скоротечным сентиментальным чувством или же это истинное сокрушение о грехе, определяется тем, испытывает ли человек чувство сокрушения перед Богом. Давид раскрыл эту разницу в словах покаянной молитвы: «Тебе, Тебе единому согрешил я».

б) Ищущий недостаточно затронут страданиями Христа

Истинное покаяние обязательно включает в себя скорбь о личном участии в причинении страданий Христу. При настоящем раскаянии грешник осознает свою долю ответственности за ту цену, которую заплатил Господь. Кающийся грешник говорит: «Это мой грех был причиной Его страданий!»

И ряд мучений целый, И пытки страшный гнет — Моих проступков дело, Моих пороков плод. С душою сокрушенной Стою я пред Тобой; Ждать казни заслуженной Я должен над собой.

Может быть, ищущий в какой-то степени эгоистичен в своем покаянии и воспринимает как должное цену, уплаченную Христом за спасение. Спасение, даже если мы получаем его даром и просто, досталось Господу столь высокой ценой, что человеческий язык не в состоянии выразить Его предсмертную агонию. Истинно кающийся человек, как правило, сокрушается от мысли о том, что это он был причиной наказания, возложенного на Спасителя, — наказания, вес которого равносилен вечным мучениям грешника в аду. Покаяние в библейском смысле является результатом прочувствованного взгляда на Голгофу.

Эфиопский евнух был привлечен ко Христу толкованием Филиппа на слова Исаии: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Пророк Захария, предвидя воздействие Голгофы на сердца людей, сказал: «И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце». Имея это в виду, мы должны призывать ищущих размышлять о той боли, которую причинил их грех Спасителю и прочувствовать свой долг перед Ним.

4. Греховные склонности остаются в силе

а) Ищущий питает надежду продолжать жить в некоторых грехах

Иногда ищущий не получает ответа от Бога, потому что он желает сохранить некоторые греховные привычки или эгоистичные амбиции. Типичным препятствием для получения спасения является случай, когда ищущий не желает расстаться с некоторыми вещами, которые играют ключевую роль в его жизни. Бывает так, что человек искренне желает получить прощение и очищение, но все это перечеркивается нежеланием оставить те или другие привычки старой жизни. Многие ищущие пытались скрыть два или три греха под личиной праведности и при этом хотели бы попасть в Царствие Божие.

Ничто другое не обесценивает молитву покаяния так, как раздвоенное сердце. Иаков говорит: «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:7-8). Искренность и открытость перед Богом имеют решающее значение, поэтому ищущий должен проверить свое сердце и отречься от всех своих греховных и эгоистичных стремлений, осознавая, что «…все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).

б) Нет большого желания получить новую жизнь

Необходимо убедиться, действительно ли у ищущего есть большое желание получить новую жизнь, или же он в глубине души боится тех перемен, которые Бог желает совершить в нем Своей силой? Действительно ли он желает получить духовную жизнь и новую природу? При истинном покаянии ищущий признает, что он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» в глазах Божиих; он жаждет, чтобы Бог вмешался в его жизнь, чтобы старое прошло и наступило все новое.

в) Не признается полное господство Христа

К сказанному выше близко примыкает и тот случай, когда ищущий не готов подчинить свою жизнь господству Христа. Покаяние означает конец состоянию мятежа и начало состояния покорности. Это акт, обратный акту грехопадения в саду Едемском. А потому истинного покаяния не может быть там, где ищущий не покоряется власти и правлению Господа. Наиболее существенной особенностью человеческого греха является мятеж, а значит наиболее существенной особенностью покаяния является конец греховному своеволию. Спаситель сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» и: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Иоан. 14:15; Лук. 9:23).

Заблудившегося ищущего необходимо спросить, действительно ли он оставил свой прежний образ жизни и свои эгоистичные амбиции, и подчинил ли он свою волю Господу.

Акт веры

Некоторые считают, что такой скрупулезный подход к покаянию и вероятные трудности умаляют важность «позитивной» стороны в искании Бога, а именно акта веры. Однако необходимо помнить, что без истинного покаяния не может быть и спасающей веры, потому что без искренней жажды очищения нет нужды обращаться к Голгофе. Если нет глубокой нужды, нет и великого упования. Если нет желания снять бремя, не может быть и полной надежды на Христа. Если мы не убегаем от осуждения, нам незачем бросаться в объятия Христа. Вера означает, что я хватаюсь за Христа в крайнем и безвыходном положении как за мою единственную и полную надежду.

Покаяние в личных грехах является побудительной причиной для веры во Христа, как в Спасителя и Избавителя, и без покаяния нет никакой нужды для того, чтобы взглянуть на Христа и ухватиться за Него с искренней, неотступной, крепкой и благодарной верой.

Иногда препятствие заключается в том, что ищущий оставляет за собой какую-то долю, пускай даже небольшую, упования на свое хорошее поведение или на добрый характер. Но если человек пытается заменить спасение своими добрыми делами хотя бы на один процент, его «заявление» Богу будет отвержено. Если он думает, что заслуживает благодати больше, чем другие люди, — даже на немножко, — его попытки обрести милость у Бога будут обречены на провал. Спасительная вера говорит Богу, что Христос есть все во всем, и что ищущий не имеет абсолютно никаких собственных заслуг. Только Голгофа должна полностью совершить и довести до конца спасение.

Кто зло и греховность в себе обличает, Тому путь к спасенью Сам Бог открывает; Кто собственной силой не ищет спасенья, Тому Кровь Иисуса дает исцеленье.