Богооставленность

«И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» (1 Пар. 28:9).

«Господь с вами, когда вы с Ним, и если будете искать Его, Он будет найден вами, если же оставите Его, Он оставит вас» (2 Пар 15:2).

«Как вы оставили Господа, то и Он оставит вас» (2 Пар 24:20)

«Всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся» (Ис. 1:28).

Для того оставляет (добродетельных) Бог, чтобы они познали, что эти подвиги они совершали не собственной силой, а благодатью Божией (Иоанн Златоуст).

Есть четыре главных вида оставления Божия. Есть оставление промыслительное, как было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставленных. Есть оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого же столпом целомудрия. Бывает оставление духовно-воспитательное, как это было с апостолом Петром, чтобы смирением сохранить в нем избыток благодати. И наконец, бывает оставление по отвращению, как это было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительные и исполнены Божией благости и человеколюбия (Максим Исповедник).

Бог отвращает от нас лицо Свое, когда мы поступаем недостойно заповедей Его (Иоанн Златоуст).

Оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не видит должного внимания к Себе, тогда Он на некоторое время отступает и удаляется, чтобы нерадивые сделались ревностными (Иоанн Златоуст).

Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу, а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям (Иоанн Златоуст).

Когда Бог отступает от нас, наша душа терзается, сердце скорбит, люди нас огорчают и везде для нас обрывы и стремнины Но все это допускается с пользой, — чтобы люди беспечные, страдая от этого, возвратились к Богу (Иоанн Златоуст)

Если вводишь (врага) в телесный храм свой, не виновен в том Пречистый и Святой Бог. Не Он оставил тебя, но ты оставил Его; ты ввел скверного и утратил Святого; возненавидев Царя, возлюбил мучителя, удалился от Источника жизни, прилепился к грязи; лишил себя света и пребываешь в общении с тьмой, по лености своей предал себя врагу (Ефрем Сирин).

Не грешные только, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставлены Богом, чтобы научились терпению, твердости и избежали гордости (Нил Синайский).

Временное отсутствие благодати, или оставление Божие, Давид считал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чем не быть оставленным Богом, зная, что это и не сообразно с человеческой природой, и не совсем полезно для того, кто желает достичь совершенства; а просил только, чтобы само оставление было в меру: «Не оставляй меня совсем* (Пс. 118:8). Другими словами, он как бы говорил: «Знаю, что Ты для пользы оставляешь святых Твоих, чтобы испытать их; ибо иначе враг не мог бы искушать их, если бы хоть на время они не были оставлены Тобою! Поэтому не прошу того, чтобы Ты никогда не оставлял меня; ибо это не полезно мне, иначе я не почувствую слабости своей и не скажу: «Благо мне, что я пострадал» (Пс 118:71), не буду иметь случая упражняться в брани, если неотступно будет осенять меня Твой божественный покров. Враг не осмелится искушать меня, охраняемого Твоей защитой, и будет только клеветать на Тебя и меня, как обыкновенно клевещет он на подвизающихся ради Тебя: «разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его и все, что у него?» (Иов 1:9-10). Но молю, да не оставь меня навсегда — совсем. Ибо, сколь спасительно для меня кратковременное Твое оставление для испытания постоянства любви моей, столь же пагубно оставление окончательное, которого я заслуживаю грехами моими» (Иоанн Кассиан Римлянин).

Бог не оставляет нас, если мы сами того не захотим. «Грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис. 59:2). Итак, мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели (Иоанн Златоуст).

Всякое оставление подвизающихся благодатью бывает обычно за следующие грехи: за тщеславие, осуждение ближнего и надмение добродетелями. Потому, если подвизающиеся повинны в каком-нибудь из них, Бог оставляет их. Тогда и не избежать им праведного осуждения за эти их падения, пока, очистившись от греха, который был причиной оставления, не возвратятся они на высоту смиренномудрия (Никита Стифат).