Братья

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф. 23:8).

«Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь

Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12-48-50).

«Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5).

«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).

«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13.11).

Брат — каждый из сыновей одних родителей, друг другу, а также сестрам своим (В. Даль).

Братия — братство, товарищество, община, общество, кружок, сословие (В. Даль).

Братство — братское родство; состояние в этом родстве, по разным его степеням и значениям; товарищество, дружба, тесная связь (В. Даль).

Слово «брат» в самом прямом смысле обозначает людей, вышедших из одного и того же материнского лона (Быт. 4:2). Но по-еврейски, как и во многих других языках, им распространительно называют членов одного рода (Быт. 13:8), племени (2 Цар. 19:13) и народа (Суд. 1:3) (словарь библ. богословия, с 107).

Слово «брат» применяется к народам, происходящим от общего предка, как Едом и Израиль (Вт. 2:4) (словарь библ богословия, с. 107).

Наряду с этим братством по плоти в Библии говорится о братстве духовного порядка: братство через веру (Деян. 2:29), внутреннее расположение (2 Цар. 1:23), сходство рода занятий (2 Пар. 31:15) и заключенный союз (Ам. 1:9) (словарь библ богословия, с. 107).

Пророческая мечта о всеобщем братстве становится действительностью во Христе, новом Адаме (словарь библ. богословия, с 108).

Своей смертью на кресте Иисус Христос стал «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29); Он примирил с Богом и между собою обе части человечества: иудейский народ и языческие народы (Еф. 2:11-18). Они вместе получили теперь доступ к Царству, и старший брат — иудейский народ — больше не должен ревновать

Отца к младшему брату, наконец вернувшемуся в Отчий дом (Лк. 15:25-32) (словарь библ богословия, с. 109)

После воскресения Иисус Христос имеет новое основание называть Своих учеников братьями (Мф. 28:10), ибо теперь стало реальностью то, что все принимающие Его становятся детьми Божиими (Ин. 1.12) Братьями не по плоти, в силу происхождения от Авраама, но по вере во Христа и во исполнение воли Отца (Мф 12:46-50). Человек становится братом Христа не в переносном смысле, а через новое рождение (Ин. 3:3); он родился от Бога (Ин. 1:13), он того же происхождения, что и Христос, Который его освятил и «не стыдится называть» людей «братьями» (Евр. 2:11). Христос действительно стал подобен нам во всем, чтобы мы стали сынами вместе с Ним (Евр. 2.10-17). Будучи сынами Божиими по благодати в полном смысле слова и имея право называть Его «Авва, Отче!», мы также и сонаследники Христу, так как мы стали Его братьями (Рим. 8:14-17), гораздо крепче связанными с Ним, чем мы связаны с братьями по плоти (словарь библ. богословия, с. 109).

Иисус Христос не только открыл тайну общения, но и путь к этой тайне. Чтобы быть братьями, надо иметь одного отца; но чтобы прийти к Богу как к Отцу, надо разрушить преграду греха, лежащую между Богом и человеком, надо получить новую природу — родиться свыше.

Мы, люди, — братья, если имеем одного Отца — Бога.

Быть братом — это великий дар, которым мы обязаны Первородному «между многими братиями» (Рим. 8:29).

Братья по крови Адама могут убить друг друга; братья по Крови Иисуса Христа готовы умереть друг за друга.