Воздержание

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7).

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5.22-23).

«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит 1:7-8).

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:25)

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1 Фес 4:3-4).

Воздержание — ограничение себя в чем-либо и отказ от чего-либо.

Воздержанный — избегающий излишеств, ограничивающий себя в чем-либо.

Воздержание — это способность чувствовать меру, предаваясь удовольствиям, не переходить в них границу

Воздержание требует почти таких же сил, как и подвиг

Совершенная цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, но более удобное служение душевным потребностям (Григорий Нисский).

Мудрость пусть руководит образом жизни христиан, и душа пусть избегает гибельности зла. Ибо если мы, воздерживаясь от вина и мяса, виновны в грехах воли, то предсказываю и свидетельствую: не принесут нам никакой пользы вода и овощи и постный стол, если мы не имеем внутреннего расположения, соответствующего этим внешним мерам (Григорий Нисский)

Мы должны знать, что труд телесного воздержания мы подъемлем для того, чтобы этим постом достичь чистоты сердца. Впрочем, труд этот употребляется нами напрасно, если, зная цель, мы не стремимся достичь ее Поэтому лучше будет воздерживаться от запрещенной пищи для души (то есть от грехов и пороков), в которой происходит пожирание братьев (Иоанн Кассиан Римлянин).

Тот воздержан и тверд, кто побеждает страсти (Иоанн Златоуст).

Воздержание показывает, что человек умер со Христом и умертвил свои земные члены (Василий Великий).

Воздержание состоит в совершенном отречении от собственных желаний (Василий Великий).

Воздержание есть принадлежность всех добродетелей, поэтому подвизающийся должен воздерживаться от всего (1 Кор. 9:25). Когда отнят будет какой-нибудь наималейший член тела человеческого, весь вид человека делается безобразным. И когда кто вознерадит об одной добродетели, расстраивается все благолепие воздержания, хотя он и не видит этого. Поэтому нужно трудиться не только в телесных добродетелях, но и в тех, которые имеют силу очищать нашего внутреннего человека. Ибо какая, например, польза соблюдать девственность тела, если душа блудодействует с бесом непослушания? Или как увенчается тот, кто хранит себя от чревоугодия и всякой другой телесной похоти, а забывает о превозношении и славолюбии, не терпя даже и малейшего оскорбления, тогда как знает, что Свет Правды уравновесит чашу (воздаяния) с делами правды только для тех, которые совершали их в духе смирения (Блаженный Диадох).

Воздержание рождает целомудрие, сохраняет здоровье и устраняет препятствие к добрым делам во Христе (Василий Великий).

Воздержание от угождения плотским похотям доставляет уму чистоту. Тогда воззрение ума на землю и все земное изменяется: ему открывается то, чего он до тех пор не видел, — тленное в тленном и временное во временном. Помышления его начинают возноситься к вечности (епископ Игнатий).

Воздержан тот, кто свободен от пристрастия смотреть на женские лица, не пленяется внешностью, красотой, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно нескромными, не длит беседы с женами (Ефрем Сирин).

Воздержанием называется, конечно, не полный отказ от пищи (это было бы насильственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотских пожеланий с благочестивою целью (Василий Великий).

Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь — изнуряя плоть, воздержание освящает ее (Василий Великий).

Когда тело усмирено, усмиряется вместе с ним и бесстыдная похоть.

Человек воздержанный и подвизающийся в делах справедливости живет вместе с ангелами и подражает их великолепию (Иоанн Златоуст).

Утончающий себя воздержанием приближается к здоровью. Воздержание более героично, чем сражение.

Воздержание требует больше храбрости, чем сражение.

Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей, «умерщвление тела — даже в самых естественных ощущениях и пожеланиях (Василий Великий).

Воздержанием начинается духовная жизнь, подаются вечные блага, уничтожается жало сластолюбия (Василий Великий).

Есть воздержание языка — не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше (Ефрем Сирин).

Для того чтобы не делать злых дел, мало удерживаться от самих дел, но надо научиться удерживаться от злых разговоров, а главное — удерживаться от злых мыслей. Как только вспомнил, что разговор недобрый — осмеиваешь, осуждаешь, бранишь другого, — остановись, замолчи и не слушай. То же делай и тогда, когда придут недобрые мысли: думаешь худо о ближнем, — все равно, стоит или не стоит таких суждений этот ближний, — остановись и старайся думать о другом. Только если научишься воздерживаться от злых слов и злых мыслей, будешь в силах воздерживаться и от злых дел.

Две вещи бывают трудными: молчание, когда надобно говорить, и разговор, когда необходимо молчать.

Есть воздержание и для глаз — владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное (Ефрем Сирин).

Глаз создан для того, чтобы мы, видя им творения Божий, прославляли их Создателя (Иоанн Златоуст).

Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их оружием прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед Творцом (Иоанн Златоуст).

Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая (Ефрем Сирин).

Кто обуздывает очи свои, тот делается легким, а у кого взор блуждает, тот возлагает на себя бремя (Ефрем Сирин).

Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию (Ефрем Сирин).

Не дозволяй глазам твоим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой (Ефрем Сирин).

Часто глаза становятся входом многих страстей: видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, видит горделивого и впадает в ненависть. Или видит красивое лицо и впадает и вожделение (Григорий Нисский).

Управляй своими глазами, чтобы когда-нибудь через зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения (Василий Великий).

Храни очи твои — и сердце твое не узрит зла.

Есть воздержание и в слухе — владеть слухом и не поражаться пустою молвой (Ефрем Сирин).

Есть воздержание в раздражительности — владеть гневом и не вдруг воспламеняться (Ефрем Сирин).

Есть воздержание от славы — владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах (Ефрем Сирин).

Есть воздержание помыслов — низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помыслы обольстительные и воспламеняющие — не обольщаться ими (Ефрем Сирин).

Есть воздержание в еде — владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой (Ефрем Сирин).

Не будь сластолюбив и предан объедению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения (Антоний Великий)

Воздерживаться в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей (Иоанн Златоуст).

Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево — и войдешь в рай (епископ Игнатий).

Есть воздержание в пожелании, в порочном сластолюбии — владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает в себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсти страхом Божиим (Ефрем Сирин).

Как должно остерегаться пресыщения, точно так же должно остерегаться и излишнего воздержания (епископ Игнатий)

И на то надо обращать внимание, чтобы чрезмерностью воздержания не ослабить тела, не сделать его ленивым и неспособным к более важным занятиям (Василий Великий).

Но кто будет превышать меру строгости, тот неизбежно превзойдет и меру послабления. Кто допускает такую неравномерность, тот, без сомнения, не устоит в состоянии совершенного спокойствия, то изнемогая от чрезмерной скудости, то обременяясь излишеством (Иоанн Кассиан Римлянин).

Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый, в соответствии со своими силами, состоянием тела и возрастом, вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует стремление к сытости Кто не соблюдает одинаковой меры — то чрезмерно постится, то пресыщается, тот вредит как молитве, так и целомудрию. Молитве потому, что не может быть бодрым, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и часто молиться. Целомудрию же потому, что тот огонь плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время строгого поста (Иоанн Кассиан Римлянин)

Постараемся мудро устроить состояние нашей плоти, давая ей столь много пищи и сна, чтобы она не изнемогла излишне и оставалась способной к подвигам, и давая их столь мало, чтобы она постоянно носила в себе мертвенность, не оживая для движений греховных (епископ Игнатий).

Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать учению Евангелия (епископ Игнатий).

У одних людей с другими можно найти столько различий, сколько у меди или железа с деревьями или кустарниками Поэтому должно избирать воздержание по мере сил каждого (Василий Великий).

В душевных немощах одна мера воздержания — совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию (Василий Великий)

Настоящая сила не в том, кто побеждает других, а в том, кто побеждает себя.

Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно

Для достижения святости нет ничего важнее воздержания. Воздержание должно быть раннею прививкою.

Хочешь быть свободен — приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Вопрос: «Что лучше всего делать, когда спешишь?» Ответ: «Ничего».

Хуже переделать, чем недоделать; хуже поспешить, чем опоздать. Упреки совести всегда больнее за то, что сделал, чем за то, чего не сделал

Всякий раз, когда что-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай, хорошо ли то, чего тебе так сильно хочется?

Чем затруднительнее кажется положение, тем меньше надо действовать Действиями-то мы обыкновенно и портим то, что начинало уже поправляться

Во время упадка духа надо обращаться с собой, как с больным: главное — ничего не предпринимать

Помни, что в видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или по лицемерию (Иоанн Кассиан Римлянин).

«Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24) Люди извратили этот порядок: распинают плоть не со страстями и похотями, а — страстями и похотями (Феофан Затворник).

Невоздержанность омрачает, обезображивает душу, живого делает мертвым, побуждает к совершению беззаконий, возбуждает склонность к удовольствиям, умножает ненависть, будит вожделения (Иоанн Златоуст)

Мужчина, который смыслом своей жизни делает гольф или мотоцикл, либо женщина, думающая лишь о нарядах или о своей собаке, проявляют такую же неумеренность, как и пьяница, напивающийся каждый вечер. Конечно, их «неумеренность» не выступает столь явно на тротуар из-за своей гольфомании и бриджемании. Но можно ли обмануть Бога внешними проявлениями?

Воздерживающийся без молитвы как устоит без ее помощи? (Макарий Египетский)

Человек, желающий жизни и благодати, которая в Боге и от Бога подается, пусть бежит от смертоносного невоздержания к обожествляющему посту и воздержанию, чтобы, радуясь, войти в рай (Григорий Палама)

Кто избрал для себя самого воздержанную жизнь и довольствуется в малом, тот славен и велик душой (Исидор Пелусиот).

За то воздержание, каким ты изнурил себя здесь, красота твоя воссияет в брачном чертоге (Ефрем Сирин).

Блаженны воздержанные, потому что их ожидают райские радости (Ефрем Сирин).

Велика награда за воздержание, и нет предела его величию. Поэтому подлинно блажен, кто приобрел воздержание (Ефрем Сирин).