Воспитание

«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1-2).

«В то время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три, месяца он был питаем в доме отца своего. А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян. 7:20-22).

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16).

«И написал Ииуй письма, и послал в Самарию к начальникам Изреельским, старейшинам и воспитателям детей Ахавовых» (4Цар. 10:1).

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Воспитание — навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни.

Воспитывать — заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; вскармливать, взращать, кормить и одевать до возраста; научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно (В. Даль).

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

Замысел Божий совершается во времени; избранный народ в процессе медленного созревания достигает полноты возраста, совершенства. Апостол Павел сравнивал «домостроительство» спасения с воспитанием ребенок становится взрослым. Израиль жил под опекой закона, как ребенок, воспитываемый педагогом, пока не наступила полнота времени (словарь библ. богословия, с. 184)

Любовь, диалог между двумя лицами, является основой всякого воспитания; воспитатель поучает, открывает еще незнакомое, увещевает, обещает, наказывает и награждает, подает пример; для этого он должен быть верным своей цели и терпеливым в ожидании желаемого результата (словарь библ. богословия, с, 184).

Как отец воспитывает ребенка, так характеризует Второзаконие поведение Бога, освобождающего и собирающего Свой народ. «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Вт 8:5) Осия говорит: «Когда Израиль был юн, Я любил его. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих. Узами человеческими влек Я их, узами любви… и ласково подкладывал пищу им» (Ос. 11:1-4). Такая любовь проявляется в воспитании ребенка, найденного при дороге, по аллегории Иезекииля (Иез 16) (словарь библ. богословия, с. 185).

Учитель должен учить своего ученика мудрости, разуму и дисциплине (Пр. 23:23), причем последнее обозначает сам плод воспитания: это правило благоразумия (Пр. 1:3), умение вести себя в жизни, которое следует усвоить и применять (Пр. 4:13); чтобы успеть в жизни, нужно приложить сердце свое к учению и уши свои — к умным словам (Пр. 23:12). Родители и учителя имеют законную власть над детьми (Исх. 20:12); нужно слушаться отца и матери (Пр. 23:22) во избежание строгого наказания (Пр. 30:17; Вт. 21:18-21).

Воспитание — нелегкое искусство, ибо глупость привязалась к сердцу юношей (Пр 22:15), общество развращенно и влечет ко злу (Пр. 5.7-14), так что у родителей много забот. Вот почему необходимы порицания, а еще более розга, потому что она не требует, как первые, особых условий: наказание и учение мудрости прилично всякому времени (Пр. 23:13). Таков основной опыт, помогающий понять воспитательный метод Бога (словарь библ. богословия, с. 186).

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью (Лони).

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в вере в Бога и в высокой христианской нравственности.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы и уступчивы.

Весь вопрос христианского воспитания заключается в двух истинах: следует доверять детей Богу и их воспитывать для Бога.

Всякое истинное христианское воспитание начинается с самого раннего и нежного возраста

Воспитывайте детей пчелами, и они не вырастут трутнями

Что значит «предусмотрительно воспитывать юношество»? Предусмотрительно воспитывать юношество — это значит заботиться о том, чтобы души юношей предохранялись от соблазнов мира и врожденные им семена нравственности вызывались к счастливому произрастанию чистыми и постоянными наставлениями и примерами и, наконец, их умы исполнялись истинным познанием Бога, самих себя и различных вещей, — да научатся они в этом свете видеть свет Божий и превыше всего любить и почитать Отца Светов (Я А. Коменский).

Все мыслители, я думаю, пришли к такому заключению, что воспитание нужно начинать с колыбели (Н.И. Пирогов).