Божие долготерпение

«Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Чис. 14:18).

«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без

наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его» (Наум. 1:3)

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8).

«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Пс 85:15).

«И долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Пет. 3:15).

Долготерпение — большое терпение. Долготерпеливый — обладающий большим терпением.

Иисус Христос Своим отношением к грешникам и Своими наставлениями наглядно показывает и олицетворяет долготерпение Божие; Он порицает Своих нетерпеливых и мстительных учеников (Лк 9:55). Притчи о бесплодной смоковнице (Лк, 13 6-9), о немилосердном заимодавце (Мф. 18-23-35) — все они открывают долготерпение Господа, Который хочет спасти грешников.

В кажущемся замедлении возвращения Иисуса Христа апостолы видят проявление долготерпения Божия: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3.9). Но если человек пренебрегает этим «богатством благости, кротости и долготерпения Божия», то он сам себе собирает, по упорству своему и нераскаянному сердцу, гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим. 2 5). Оттого, пока еще длится долготерпение Господне и Он еще призывает к покаянию, избранные должны слушать Его Слово и стараться войти в покой Бога (Евр. 3:7, 4:11) (словарь библ богословия, с. 293)

В настоящее время Бог долготерпит мир — это день спасения, время благоприятное. Но близок день суда.

Промедления Божий есть не отказ в помощи, а только мудрые споспешники Провидения, к большому благу детей Божиих,

Молчание Господа Иисуса Христа столь же красноречиво, как и Его речи. Оно не всегда является признаком неодобрения, но может быть одобрением, имеющим своей целью дать обильное благословение.

Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (то есть иудеям)! И наконец вынужден был сказать: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23.38) Не бывает ли подобного с душою? Заботится о ней Господь и всячески ее вразумляет. Покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении призыву Божию Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтобы вразумить. Возрастает упорство — возрастает и Божие воздействие Но всему есть мера. Душа доходит до ожесточения, и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в падении, — и она гибнет, подобно фараону Пусть и всякий, кого борют страсти, найдет для себя здесь урок: нельзя безнаказанно продолжать делать поблажки себе Не пора ли их бросить и не по временам только себя ограничивать, а сделать решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда переступит границу, — может быть, вот-вот и кончится Божие долготерпение (Феофан Затворник).

Не только словами пророков и апостолов, но и тем, что «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3 9), призывает нас преблагой Бог на покаяние, как говорит апостол: «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2.4) Сколько есть идолопоклонников, богохульников, разбойников, грабителей, насильников, хищников, соблазнителей, лжецов, блудников, прелюбодеев, осквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не губит, хотя они враги Его. Эта «благость Божия ведет их к покаянию». И не только терпит и не губит их, но и хранит их от вражеского навета, хотя они того и не чувствуют Не попустил бы им и минуты жить противник наш, диавол, который ходит «как рыкающий лев ища, кого поглотить» (1 Пет, 5.8), но сразу же низвергнул бы души их в ад. Но благость Божия не позволяет ему этого: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив бил» (Иез. 33:11) (Тихон Задонский)

Если бы Бог ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то человеческий род уже не существовал бы (Иоанн Златоуст)

Господь хочет, чтобы все люди сподобились рождения свыше, потому что за всех умер и всех призывает к жизни (Макарий Египетский).

Бог создал все, что могла принять сотворенная природа Установил законы природы и нашел, что все живые, как изменяемые, нуждаются в Его долготерпении и милосердии (Ефрем Сирин).

Из праха образовали меня щедроты Твои, Господи, из сетей и из рва извлекло меня учение Твое Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим (Ефрем Сирин)

Дверь Божия всегда открывается стучащему в нее, милосердие радуется обращенному, благодать простирает к нему руки свои (Ефрем Сирин).

На примере разбойника вижу, о Милосердный, великую щедрость помилования. Глядя на этого злодея, никогда не теряю надежды спасения (Ефрем Сирин).

Зачем, спросишь, блудницу привел Христос? Чтобы освободить от порока, показать человеколюбие, чтобы ты познал» что нет недуга, побеждающего Его благость (Иоанн Златоуст).

Благость и правда — две руки Господа, простертые над каждым. Одна показывает, чтобы другой представить случай помиловать (Ефрем Сирин).

Хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что велика щедрость, но, при всей силе надежды, боится греха, как будто не имеет надежды (Ефрем Сирин).

Неразумный видит щедрость и долготерпение Господа и еще более дерзко грешит. Знает, что есть для него лечение, исцеляющее даром, и, не щадя своего тела, покрывает его ранами (Ефрем Сирин).

Для воспользовавшихся долготерпением Божиим, как должно, оно служит основанием спасения, а для презревших Его — поводом к большому наказанию (Иоанн Златоуст).

Бог являет Свое великое долготерпение и милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и прибавлял новые (Иоанн Златоуст).

Не злоупотребляй Божиим долготерпением, которым Он ведет тебя к покаянию. Чтобы ты ни делал, делай с мыслью о вездесущии Божием (Иоанн Златоуст).

Мысль о долготерпении и милосердии Божием принимай только тогда, когда низвергаешься в глубину отчаяния (Иоанн Лествичник).

Долготерпение и человеколюбие Господа нисколько не послужит на пользу тому, кто не кается и не соблюдает заповедей Его с великим страхом и во всей полноте. Напротив, Бог накажет их еще строже, чем нечестивых и неверных (Симеон Новый Богослов).

Не столько ты сам желаешь, чтобы были прощены твои грехи, сколько желает этого Бог. А как ты мало желаешь, можно понять из того, что не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего, а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего, Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои (Иоанн Златоуст).

Не думай о множестве твоих грехов, но вспомни о бесконечной благости Божией. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но есть средство и от отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие и долготерпение (Иоанн Златоуст).

Если часто согрешающий получит от Бога прощение, но этим долготерпением он не располагается к исправлению, он наконец до того доводит Бога, что Тот и против воли посылает ему самое великое бедствие, искореняет его, уже не оставляя времени для покаяния (Иоанн Златоуст).

Бог милует только тех, кто сожалеет о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия (Иоанн Златоуст).

Не будем знать Бога вполовину, долготерпение и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Кто велел сиять солнцу — Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь — Тот дождит и огнем. Одно доказывает благодать, другое — строгость (Василий Великий),

Долготерпение и милосердие Божие и человеческое не равны между собой, а отличаются одно от другого, как зло от добра (Иоанн Златоуст).