Гордость

«Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали» (Пс. 137:6).

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Пр. 11:2).

«В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Пр 14-3)

«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Пр 16:18).

«Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех» (Пр. 21:4).

«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Пр. 29:23).

Кражи, лихоимство злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:22-23).

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16).

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4).

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов и чувство своего превосходства в чем-либо; чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость и высокомерие.

Гордость — надменность и высокомерие (В. Даль).

Гордость — это чрезмерно высокое мнение о самом себе и весьма низкое о других людях.

Гордость — чувство порочное, предосудительное и крайне унизительное.

«Гордость есть крайнее души убожество», — говорил Иоанн Лествичник.

Сущность гордости — замкнутость для Бога и отчужденность от ближнего.

Гордость лишает людей общения с Богом.

Гордость ненавистна и Богу и людям и преступна против обоих.

Гордость есть причина семейных разладов. «Дом надменных разорит Господь. В устах глупого — бич гордости. Надменный разжигает ссору» (Пр. 15:25; 14:3; 28:25)

Гордость — причина постоянного зла в мире. Библия открывается двумя трагедиями: падением ангелов и грехопадением прародителей. Всемирная история говорит о тех случаях, когда целые народы оказывались во власти гениальных безумцев, одержимых манией величия и бесом гордости

Гордость — причина разногласий и недоразумений в Церкви. Церковь знает, что гордость разрушительна

Гордость есть искажение чувства любви и отрицание всякого достоинства.

Гордость — это ничтожная радость, вызванная самообольщением, свидетельствует о печальном незнании самого себя.

Гордость — верный показатель бессилия души.

Гордость хвалится теми достоинствами, которых она не имеет.

Теофилакт назвал гордыню «пределом всех грехов». Греческий писатель Теофраст написал ряд известных зарисовок характеров, в которых он определил гордыню как «определенное презрение ко всем, кроме себя». И он приводит примеры из обыденной жизни, прекрасно иллюстрирующие гордыню: «Если человеку, которого обуяла гордыня, предлагают какую-нибудь должность, он отказывается, ссылаясь на то, что он настолько занят своими собственными делами, что не располагает свободным временем; он никогда не смотрит на людей на улице, если это не доставляет ему удовольствия. Он приглашает человека на обед, а потом сам не выходит к столу, а посылает слугу прислуживать гостю. Вся его жизнь наполнена духом презрения, и ему доставляет наслаждение давать другим людям почувствовать их незначительность».

Гордость — вывеска ничтожной души (И.С. Тургенев).

Гордость является самым смертельным из всех смертельных грехов. Гордость — выражение себялюбия в самой отвратительной форме.

Все грехи мерзки пред Богом, но мерзостнее всех — гордость сердца (Антоний Великий).

Гордость — это тот подводный камень, о который часто разбивались те, которые долго противились бурям страстей и разных искушений (Иоанн Златоуст).

Гордость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым (Иоанн Златоуст)

Гордость подобна высокому сгнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты (Ефрем Сирин).

Гордость есть доказательство скудости ума (Иоанн Златоуст). Гордость рождается от глупости. Кто слишком глуп, тот и горд.

Глупость может быть и без гордости, но гордость не может быть без глупости.

Гордость всегда означает враждебность — она и есть сама враждебность. И не только враждебность человека к человеку, но и человека к Богу.

Гордость порождает главные несчастья в каждом народе и в каждой семье от начала мира.

Гордость — это духовный рак: она пожирает самую возможность любви.

Гордость — несчастье, она делает человека глупым (К. Либкнехт). Гордость — источник гибели и развращения человека (М. Монтень). Гордость — это духовная слабость (М. Эбнер-Эшенбах).

Гордость житейская — это сатанинское семя, она не дает места действию благодати.

Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору (Иоанн Златоуст).

Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость через Люцифера (Денницу), низверженного за нее, вкралась потом в первозданного Адама, произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу Божества свободой произвола и своим старанием, он потерял и ту, которую получил по благодати Творца (Иоанн Кассиан Римлянин).

Гордость — столь великое зло, что заслуживает иметь противником не ангела, не другие противящиеся ей силы, но Самого Бога (Иоанн Кассиан Римлянин).

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, мать осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией… Гордость есть предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснований, источник гнева, опора лицемерия, твердыня бесов, хранилище грехов. Гордость есть причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы Начало гордости — корень тщеславия; середина — унижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самодовольство в сердце, ненависть обличения. Конец гордости — отвержение Божией помощи, упование на свои усилия, бесовский нрав… Весьма часто эта страсть получает пищу от (самодовольного) благодарения Бога, ибо она сначала не склоняет нас к отвержению Бога. Видел я людей, устами благодарящих Бога, а в мыслях своих возносящихся… Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость (Иоанн Лествичник)

Смерть — это низвергнутая с небес гордость, которая возносит нас до небес и низводит до бездн (Иоанн Лествичник).

Гордость надмевает мысли до напыщенности и учит презирать всякого человека (Нил Синайский).

Нет зла, равного гордости. Она превращает человека в демона — наглого, богохульствующего клятвопреступника (Симеон Новый Богослов)

От гордости происходит презрение бедных, страсть к деньгам властолюбие и сластолюбие (Симеон Новый Богослов).

Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, лишила человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость (Иоанн Кассиан Римлянин).

Гордость подобна главной и губительной болезни, которая не один член человека расслабляет, но все тело повреждает смертным расстройством и уже стоящих на верху добродетелей может подвергнуть жестокому падению и погубить (Иоанн Кассиан Римлянин).

Гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил ее себе, но и для того, кто надолго разделяет ее (Иоанн Златоуст).

Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души (Иоанн Златоуст)

Гордость все себе и своим заслугам приписывает; она не думает, что есть такое, что превосходило бы ее силы.

Гордость других презирает и по разуму своему, и по делам своим подобного себе не находит.

Гордость к немощам человеческим не снисходительна, она о поступках других судит оскорбительно.

Гордость бывает подозрительна: все дела других, слова и намерения кажутся ей знаменательными, она все замечает, из всего делает выводы.

Гордость бывает разборчива: это не так, другое некстати, честь не честь, должность не должность, награждение не награждение.

Гордости недоступна Божия благодать, а от смирения она не отступает.

Гордость всегда несчастна, а смирение всегда благополучно и безопасно.

Гордость всякому неприятна и мерзка, а нет ничего приятнее и радостнее смирения

Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения (епископ Игнатий).

Гордость есть смерть души в духовном отношении, душа, объятая гордостью, не способна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему (епископ Игнатий).

Гордость просматривается в гордом человеке со всех сторон.

Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.

Потребность казаться больше, чем человек есть на самом деле, является одним из самых отталкивающих признаков гордости. Человек, одержимый этой потребностью, очень занят мыслями о себе самом, много говорит о себе и постоянно выставляет напоказ свое достижение и свое значение.

Трудно перечислить все то, что является объектом человеческой гордости. Люди гордятся своей физической силой, внешней красотой, воспитанием, образованием, положением в обществе, в церкви, государстве; гордятся своим происхождением — родителями и прародителями; родители гордятся своими детьми. Люди гордятся своим богатством, славой, властью, знаниями, опытом, своей родиной, языком и т.п.

Гордецы — это те люди, которые желали бы слыть всюду первыми, да не могут.

У гордеца надменный вил, уничижающий взгляд, смотрящий на все свысока, высокомерный тон, самовлюбленная речь, склоняющееся местоимение первого лица во всех падежах. В его поведении и во всех его манерах — заносчивость и ложное сознание своей лжеважности и лжеправедности.

Гордецы — это жертвы самообольщения. Возгордившись, они терпят троекратное поражение: моральное, выражающееся в одиночестве и озлобленности; психическое — в бесплодности, тоске и подавленности духа; физиологическое — в разного рода недугах.

Рассматривая самого себя выше других, гордец, сам того не замечая, подтверждает наличие своей духовной слепоты, которая сокрыта для гордеца, но открыта для Бога.

Тихон Задонский так характеризует гордость: «Высшим не покоряется, равным и низшим себя не уступает Гордость — высокоречива и многоречива; славы и похвалы себе ищет; себя и дела свои высоко превозносит; других презирает и унижает; ищет себя, показать; бесстыдно себя хвалит. Доброе, что имеет, себе приписывает, а не Богу, хвалится и тем добром, какого не имеет. Недостатки свои старается скрыть В презрении и уничижении быть никак не терпит. Увещания, обличения и совета не принимает. В дела чужие самовольно вмешивается».

Гордость терпит неизменное поражение: гордецы обречены на тоску, мрак души, бесплодие в делах, одиночество, бедность в любви, укрепление злобы.

Физически гордецы легко подвержены нервным и душевным заболеваниям — прямое следствие туго натянутой струны в душе, всегда готовой лопнуть. Эта струна прекрасно звучит только тогда, когда мы обращаемся ко Христу.

Чем горделивее человек, тем меньше он знает самого себя и еще меньше стремится знать других или познать Бога. Он никого не любит и, ясно, ни в ком и никогда любви не встретит. Эгоизм и себялюбие никогда не были привлекательны.

Гордость обходится дороже, чем все, что нужно для еды, питья, жилища и для одежды.

Легко замечать заблуждения других, но трудно замечать свои; любят разбираться в ошибках других, но скрывают свои.

Библия говорит, что первое разъединение возникло между Богом и ангелом и причиной его была гордость, самоутверждение.

Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца

Когда человек в своей гордыне восстает против воли Божией совершается грех.

Кто в гордости грозит инакомыслящим изгнанием, тот посланник самого диавола

Гордость поселяется в сердце, отражается на лице и действиях. Гордостью нашей мы соделываем Бога врагом нашим.

Возвышение путей наших в наших собственных глазах есть уклонение от пути Божия, хотя бы мы на нем и находились.

Все пороки имеют свою силу только в делах беззаконных, а гордости должно опасаться при самих добродетелях (Блаженный Августин).

О, хитрость самолюбия! Мы можем гордиться даже смирением.

Гордые, но бесплодные люди подобны пустым колосьям, которые поднимаются выше других, имеющих семена

Отчего гордые фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду змеев, то есть отверженных духов, названы порождениями ехидны (Мф. 23:33), составляющей особенную породу змей? Ехидна есть малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий душу, соделывающий ее не способною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа, слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество.

Низость и гордость — родные сестры. Самомечтательность есть признак внутренней пустоты.

Гордый не может долго молчать, потому что он хочет казаться умным и блистать пред другими.

Гордый ищет себе почтения от тех, которых считает за ничто.

Гордый тех, которые почитают его, считает за ничто, а честь, которую они ему воздают, дорого ценит (Иоанн Златоуст).

Горе высокомерному! В вечности узнает, кто он (Нил Синайский).

Блистание молнии предсказывает громовой удар, а о гордости возвещает появление тщеславия (Нил Синайский).

Ум, мечтающий о своей мудрости, есть безводное облако, носимое ветрами тщеславия (Фалассий).

Гордые люди так заняты тем, чтобы поучать других, что им некогда подумать о себе, да и незачем: они и так хороши. И потому чем больше они поучают других, тем все ниже и ниже сами падают.

В любви к себе одному уже есть начало гордости. Гордость — это несдерживаемое себялюбие.

Ничто так не разъединяет людей, как гордость: и личная, и семейная, и сословная, и народная.

Как ни вредна гордость отдельных людей, но гордость народная во много раз вреднее. От нее гибли и гибнут миллионы и миллионы людей.

Гордость защищает не только сама себя, но и все другие грехи человека. Возвеличивая себя, человек уже не видит свой грех, и грехи его срастаются с ним.

Как сорные травы, когда вырастают в пшенице, вытягивают влагу, соки из земли и заслоняют пшеницу от солнца, так же и гордость забирает в себя все силы человека и заслоняет от него свет истины.

Гордый человек считает себя всегда вполне хорошим. От этого-то гордость особенно вредна. Она мешает человеку в главном деле жизни людей — в том, чтобы становиться лучше.

Если человек горд, то он отделяет себя от других людей и этим лишает себя лучшей радости жизни — свободного и радостного общения со всеми людьми.

Наибольшая гордость — это когда человек считает, что не имеет ее.

Слово «гордость» в оригинале Писания представляет из себя сочетание двух слов: «сверх» и «блистать» или «сиять». Это значит, что гордость есть стремление человека «сиять» или «блистать» сверх других людей, превозноситься над другими.

Гордость ищет себе первого места; желает быть на виду, быть заметной и отмеченной; привлекать к себе внимание.

Гордость ведет человека к падению, если он не бодрствует и не пребывает в молитве.

Чем больше гордости в человеке, тем сильнее он ненавидит это качество в других.

Гордость каждого человека соперничает с гордостью всякого другого. Гордости органически присущ дух соперничества, в этом состоит сама ее природа.

Гордость не довольствуется частичным обладанием чем бы то ни было.

Почти все зло в мире, которое люди приписывают жадности и эгоизму, на самом деле больше всего является результатом гордости,

Гордости присущ дух соперничества. Вот почему ее никогда невозможно удовлетворить. Если я страдаю гордостью, то до тех пор, пока в мире остается хоть один человек, который обладает большей властью, богатством или умом, чем я, он будет моим соперником и моим врагом.

Гордость приходит тогда, когда вы начинаете считать всех остальных ниже себя.

Гордость и леность — источники всех пороков (Б. Паскаль).

Гордость происходит от незнания самого себя (Д. Аддисон),

Когда впереди идет гордость, позади идет убыток (Людовик XI).

Гордец редко бывает благородным человеком, он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает (Г. Бичер-Стоу).

Наша гордость ссорит нас с другими и мешает нам мириться.

Гордый человек для всех тяжел и противен, даже когда обладает отличными способностями.

Начало греха — гордыня.

Через гордость и осуждение ближнего многие подвергаются падениям, чтобы не превозносились своей добродетелью.

Иногда гордость проявляется открыто. Одни надмеваются своими умственными способностями, другие — богатством, третьи — властью, четвертые, подобно фарисею, своими мнимыми добродетелями.

Малое и ничтожное творение — человек, упоенный гордостью: при самом падении не сознает себя падшим и, питаясь суетной надеждой рано или поздно возвратить потерянное блаженство, доходит до такого самозабвения, что мечтает взойти на небо и выше звезд небесных утвердить престол своего благополучия, не обращая внимания на то, что под ногами его уже разверзлась бездна.

Гордость сердца ненавистна Богу, ангелам и святым Его. Имеющий в себе гордость — причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли, возмутились бездны, пришли в смятение ангелы и превратились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий: повелел Он бездне низвергнуть из себя огонь и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и мучения. По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий (Антоний Великий).

Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех — гордость сердца.

Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным (Василий Великий).

Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду сказанного: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Впрочем, надо знать, что хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности (Василий Великий).

Кем обладает страсть гордости, тот не только не считает достойным соблюдать какие-либо правила подчинения или послушания, но и самое учение о совершенстве не допускает до своих ушей. В его сердце растет такое отвращение к духовному слову, что, если бы и случилось такое собеседование, взор его не может стоять на одном месте, но насупленный взгляд обращается туда и сюда, глаза обыкновенно устремляются в другую сторону… так что, пока продолжается духовная беседа, он думает . что все говорится в укор ему (Иоанн Кассиан Римлянин).

Гордость отличается следующими признаками: сперва бывает в разговоре ее крикливость, в молчании — досада, в веселии — громкий разливающийся смех, в печальном случае — неразумная скорбь, в речи — легкомыслие, слова выражаются без всякого участия сердца, безрассудно. Она не имеет терпения, чужда любви, дерзко наносит оскорбления, а терпеть их не может. Она не склонна к повиновению, если что не совпадает с ее желанием и волей. К принятию увещаний она непреклонна; к отречению от своей воли — слаба, для подчинения другим — весьма упорна, всегда пытается настоять на своем мнении, а уступить другим никак не хочет; и таким образом, сделавшись не способной принимать спасительный свет, во всем больше доверяет своему мнению, чем суждению мудрых старцев или духовных отцов (Иоанн Кассиан Римлянин).

Подвиг предлежит нам против духа гордости. Эта страсть хотя по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления ставится последней, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на верху добродетели, и жестоким угрызением губит их (Иоанн Кассиан Римлянин).

От гордости рождаются: презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношение (Иоанн Кассиан Римлянин).

Гордый не имеет нужды в бесе, он сам для себя сделался бесом. Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели. Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога (Иоанн Лествичник).

Гордостью болен тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела (Нил Синайский).

Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить ничего (Симеон Новый Богослов).

Когда гордость овладевает несчастной душой, то, как жестоки1 тиран, взяв высокую крепость добродетелей, весь город до основания разрушает и разоряет. Высокие стены святости сравнивает с землей пороков и не оставляет покоренной душе никакой свободы (Иоанн Кассиан Римлянин).

Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив, помни, что обстоятельства часто меняются, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческих. Правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его (Исидор Пелусиот).

На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергается в бездну (Нил Синайский).

Препятствуют пришествию к нам Христа холмы и горы наших гордых помыслов, слов и дел, ибо не приходит туда смиренный Христос, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Пр. 16:5).

Ибо, по апостолу: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). Гордость есть тьма и Велиар. Слово «Велиар» означает «слепое светило», и этим как бы говорится, что он глядит, но не видит. Гордый человек не знает себя: он считает себя святым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как идет к бездне. Как же Христос, Свет наш, может жить с такой слепой тьмой, которая считает себя светом? Христос и на небе не мог жить с Велиаром: Он сверг гордого, как же на землю Он придет к нему, то есть к гордому человеку? Какое может быть согласие смиренного Христа с гордым Велиаром? (Димитрий Ростовский)

Из-за гордыни сатана был свержен с небес; фарисей растерял все добродетели; Навуходоносор лишился царства и со скотом, как скот, семь лет ел траву; и тысяча тысяч падений совершаются из-за гордыни. Потому будь смирен и, благодатью Божией покрываемый и сохраняемый, всегда сохранишься без порока и без преткновения (Димитрий Ростовский).

Посмотрим на плоды горького семени гордости. Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы; он всегда хочет казаться значительным, указывать, повелевать и начальствовать. А кто препятствует его желанию, на того сильно гневается и озлобляется. Лишившись чести и начальства, он ропщет, негодует и хулит. «Чем я согрешил? В чем виноват? Этого ли труды мои и заслуги достойны?» А часто бывает, что человек сам себя и умерщвляет. Гордый начинает дела выше своих сил, которых не может исполнить. О, человек! что касаешься бремени, которого не можешь понести? В чужие дела он самовольно вмешивается, везде и всякому хочет указать, хотя и сам не знает, что делать, — так гордость ослепляет его. Без стыда хвалит себя и возвышает: «Я, дескать, то и то сделал, такие-то и такие заслуги имею перед обществом». О, человек! исчисляешь свои заслуги, но что же о грехах своих не говоришь? Если стыдно их объявлять, то стыдно и хвалить себя. Гордый презирает и унижает других людей: он, дескать, подлый человек, он негодный. А он такой же человек, как и ты, все мы люди. Он грешник, но думаю, что и ты этого имени не отречешься; он в том согрешил или грешит, но ты в другом, а может быть, и в том же. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Власти и родителям своим он не повинуется — у гордых шея жестка и непреклонна (Тихон Задонский).

Обличения и увещания гордый крайне не любит, считает себя исправным, хотя и весь подпорчен Он не терпит уничижения, презрения, бед и напастей, негодует, ропщет, а часто и хулит. В словах и поступках проявляет надменность и напыщенность… Все это плоды ненавистной Богу и человеку гордости (Тихон Задонский).

Гордость нетерпеливо переносит наказующую руку Божию.

Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они — утонченное, трудно понимаемое и трудно отвергаемое идолопоклонство (епископ Игнатий).

Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь, Они и не могут быть христианами (епископ Игнатий).

Молитва гордых уничтожается рассеянностью. Они лишены власти над собой: не повинуются им ни мысли их, ни чувствования (епископ Игнатий).

Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочное самомнение, самолюбие и гордость (епископ Игнатий).

Больше всего гордятся те люди, которым вообще нечем гордиться, ибо нет в них ничего, кроме самомнения.

Ослепленному собой окулист не поможет.

Ничто так не противно Господу, как самомнение. Этот грех по своей сути влечет за собой самокоронование за счет Господа. Это был грех, сделавший благословенного херувима, стража Божьего трона, его мерзким врагом в аду и вызвавший его изгнание с небес.

Бог создал человека и хочет, чтобы человек был человеком, а человек силится все время стать Богом.

Гордиться духовными качествами, данными Богом или положением, на которое нас возвысила Его любовь и милость, — значит забыть, что милость — это дар и все, что мы имеем, дано Богом (получено от Бога),

Один высокомерный взгляд, легкомысленное замечание, самонадеянный ответ способны будут свести на нет даже заслуживающий внимания труд пастора (Ек. 10:1).

Гордость всегда подстерегает на пороге власти, но Бог не поощряет горделивых на Свое служение. Скорее, Он противится им. Но пастырям, готовым к унизительному служению и обладающим смиренным сердцем, Он окажет богатые милости.

Гордость — это грех, меньше всего сознаваемый гордым человеком. Но есть три испытания, посредством которых можно быстро установить, подвержены ли мы этому греху: могу ли я поступиться чем-либо? справедлив ли я? как я переношу критику?

Успех заставляет человека быть под давлением людей, искушает его достигать своих целей плотскими методами и практикой и руководствоваться только диктаторскими требованиями продолжительного, расширяющегося влияния. Успех может вскружить голову.

До тех пор, пока ты не можешь выслушивать похвалы сопернику без того, чтобы испытать желание унизить его или сделать попытку умалить его работу, ты можешь быть уверен, что в твоей душе есть множество импульсов, требующих от тебя казаться больше, чем ты есть, и тебе надо обратиться к милости Божией.

Многие, пользующиеся большим влиянием, поддаются искушению считать, что они незаменимы и что они, в лучших интересах дела, не должны уступать своего поста. Они долго еще цепляются за авторитет, когда им давно следовало бы уступить место более молодым людям. Ни в одной области эта губительная склонность не преобладает больше, чем именно в христианской деятельности.

Мы должны всегда сравнивать себя только со Христом. Он — наш пример, и по Его стопам мы призваны следовать. И если это так, то что такое наша гордость? Можем ли мы представить себе Христа, чем-то гордящимся?

Гордимся ли мы своим положением в обществе? Христос не гордился. О Нем говорится: «не плотников ли Он Сын?». Богатый Христос «не имел, где голову приклонить».

Только наивные люди считают, что они знают все.

Настаивать на том, чтобы самому делать все, потому что это будет тогда сделано лучше, — это не только близорукая тактика, но и признак того, что человек слишком высокого мнения о себе.

Мы все рвемся быть хирургами и, взявши хирургический нож, смотрим направо и налево: кому бы сделать операцию.

Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему.

Человек на пьедестале обычно земли под собой не чувствует. Тот, кто одобряет себя, не одобряем другими.

Больше видится издалека. Вот почему часто мы не видим своих недостатков.

Когда человек очень доволен собой, ему трудно быть довольным другими.

Окно соседа будет выглядеть гораздо чище, если мы протрем свое. Кто считает себя достигшим совершенства, тот далек от него.

Людям гнусна нищета, а Богу гораздо более гнусна душа высокомерная и гордая (Исаак Сирии).

Нет ничего противнее Богу, чем гордость, потому что в ней скрывается обоготворение себя.

Стремление к возвышению есть вместе стремление к унижению. Кто сам себя ставит высоко, тот сам себе готовит падение.

Адам захотел быть подобным Богу, Богом, но потерял и то, что имел от Бога.

Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит выше естественных благ; ибо неверный в малом — и во многом неверен и тщеславен (Иоанн Лествичник).

Ничто не делает столько глупым, как высокоумие (Иоанн Златоуст).

Если ты считаешь себя умным, то уже неумен.

Тогда-то особенно и открывается недальновидность разума человеческого, когда он возмечтает, что все зависит единственно от его прозорливости и дальновидности.

Самое верное средство быть обманутым — считать себя умнее других.

Гораздо труднее быть мудрым для других, нежели для самого себя (Зайлер).

Умная мысль, хоть чужая, всегда будет лучше нелепости, которую ты избрал сам; говорю это людям, которые хотят найти все в себе и не желают занять ума у ближних (Бейль).

Можно ли чем-нибудь гордиться нам, когда у нас нет никакой собственности, кроме греха и слабостей?

Как человек не может сам поднять себя, так не может человек сам возвеличить себя.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

Много есть наказаний гордому человеку, но главное и самое тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства и как бы он об этом ни старался, люди не любят его.

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

Наш самый большой недостаток состоит в том, когда мы думаем, что у нас нет недостатков.

Людовик Четырнадцатый говорил: «Если я назначаю кого-нибудь на высокий пост, то приобретаю девяносто девять недовольных и одного неблагодарного».

Ничего нельзя сделать прекрасного из соперничества и благородного из гордости.

Там, где не с чем соперничать, гордости нет места.

Нельзя принижать человека, не принижаясь вместе с ним (Б. Вашингтон).

Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих (Антоний Великий).

Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня?

Кто хочет казаться большим — тот маленький.

От гордости происходит забвение согрешений, а память о них — ходатай смиренномудрия (Иоанн Лествичник).

Человек гордый и непокорный увидит горькие дни. Смиренномудрый же и терпеливый возвеселится о Господе (Ефрем Сирин).

И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение — любит Господь (Ефрем Сирин).

Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, старается стяжать смирение (Симеон Новый Богослов).

Праведник должен бояться гордости больше, чем грешник, потому что грешник по необходимости имеет смиренную совесть, а праведник может гордиться своими добрыми делами (Иоанн Златоуст).

Отец гордости — диавол, родитель смирения — Бог.

Гордость не унижает себя, видя свои недостатки, или даже не усматривает своих недостатков и хвалится тем, чего не имеет; но смирение не превозносится тем, что имеет.

Как гордость есть причина прелести, так смирение — добродетель прямо противоположная гордости — служит верным предохранителем и предостережением от прелести (епископ Игнатий).

Как гордыня есть, по преимуществу, недуг нашего Духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть, по преимуществу, добродетель ума (епископ Игнатий).

Не упускай случая побороть свою гордость там, где Дух Божий побуждает тебя смириться перед Ним и людьми, ибо смиренному Бог открывает Свои милости.

Гордое слово отталкивает людей, а дружелюбие покоряет сердца.

Один служитель Божий сказал: «Лучше поражение со смирением, нежели победа с гордостью».

Лучше быть смиренным грешником, нежели гордым праведником

Лучше смиренно сознавайся во грехах, нежели горделиво хвалиться добродетелями (Блаженный Августин).

Бог любит смиренного грешника, который сердечно сокрушается в своих грехах, и отвергает гордого праведника, который не признает себя никаким грешником.

Смиряющиеся грешники без добрых дел оправдываются, а праведники за гордость губят и многие труды свои.

Велика высота смиренномудрия, глубока пропасть высокоумия; и потому советую возлюбить первое, чтобы не впасть во второе.

Смиренномудрие — знак величия души, надменность — низости души.

Кто сам себя возвышает, тем пренебрегают, а кто сердечно пред всеми унижает себя, того любят.

Смиренного многие любят, а гордого и надменного ненавидят даже те, которые одного с ним духа.

Сознание греха часто для человека полезнее, чем доброе дело; сознание греха смиряет человека, добрые же дела часто раздувают его гордость.

Кротость и скромность, с одной стороны, гордость и тщеславие — с другой, всегда идут рука об руку.

Гордость и высокомерие низвергли диавола с неба в преисподнюю. Смирение и кротость возносят человека с земли на небо (Антоний Великий).

Лучше быть побежденным в смирении, чем победить с гордостью. Изречение безымянных старцев.

Гордость, если бы и приблизилась к небу, низвергается даже до ада. Так, напротив, смирение, если бы низошло до ада, — оттуда возвратится даже до неба (Изречения безымянных старцев).

Если кто скажет, лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения (Иоанн Златоуст).

Человек, творящий благое с кичением, впадает в крайнюю погибель (Иоанн Златоуст)

Дух наш возмущается против судеб и допущений Божиих от нашей гордости, от нашей слепоты (епископ Игнатий).

Сердце наше, обреченное после падения прорастать терниями и волчцами, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями (епископ Игнатий).

Часто падение поднимало с земли на высоту, а возвышение низвергало на землю У Бога положен такой закон: благоволит к плачущим и отсекает крылья высокомерным.

Между любовью и гордостью нет серединного положения: гордец не способен любить, а любящий не способен гордиться.

Любовь способна давать правильную оценку каждому брату и сестре и иметь скромное мнение о самом себе. Гордость переоценивает себя и недооценивает всех остальных.

Любовь воздает славу только одному Богу за все, чем она является, что она имеет и делает. Гордость во всем видит только результат собственной своей ловкости, пронырливости, разума и силы.

Любовь никогда не умаляет. В очах имеющего любовь каждый человек неизмеримо ценнее, чем принято о нем думать, и гораздо выше того, что он сам о себе думает. Любовь признает за ближним все его достоинства и заслуги. Гордость отрицает все это и усматривает только в себе все достоинства, совершенства и заслуги.

Любовь, по справедливости, отводит каждому человеку подобающее ему место. Гордость подчеркивает, что первое место должно принадлежать только ей и никому другому.

Любовь не надеется на себя, не доверяет себе, но во всем и всецело полагается на милость Божию Гордость — самонадеянна, самоуверенна, хвастлива.

Любовь сознает и чувствует свое уничижение, гордость — свое превосходство.

Любовь — обходительная, нежная, скромная и сознательно никого не задевает; гордость — задорна, вызывающа, высокомерна и скандальна.

Любовь — благотворный бальзам для души, гордость — склероз мозга и сердца.

Делая добро, любовь ни от кого не ожидает ни благодарности, ни одобрения, ни награды; гордость же все делает напоказ, ради похвалы и аплодисментов.

Любовь хлопочет, жертвует, страдает и делает все возможное для того, чтобы сделать жизнь лучше и счастливее для всех; гордость занята только собою и жаждет счастья только себе.

Любовь закрывает свое лицо пред сознанием величия и святости Божией и в трепете возносится до третьего неба, гордость без малейшего страха желает вознестись выше небес, но низвергается самим Богом до преисподнего ада.

Любишь ты праведность? Возненавидь гордость и возгнушайся ею: она и дела правды делает неблагодарными Богу (Ефрем Сирин).

Если возникает в тебе гордость, вспомни, что ею истребляют все плоды добродетели, и успокоишься.

Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бедствия на душу твою.

Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол.

Не следует превозноситься, чтобы не отвергли нас.

Не считай себя достойнее других, чтобы не стать худшим из всех в глазах Бога.

Не возносись делами своими, каковы бы они ни были (Антоний Великий).

Падая, воздыхай, а преуспевая, не надмевайся (Нил Синайский).

Если начнет овладевать тобою гордость, вспомни, как гибнут от нее все плоды добродетели, — и она убежит от тебя.

Возвышайся более жизнью, нежели мыслию. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения (Григорий Богослов).

Будь невеждою в мудрости твоей, а не кажись мудрецом, будучи невеждою (Исаак Сирии).

Не мерь себя саженью, других вершками.

Не ставь себя выше других, чтобы ниже не стоять тебе пред Богом.

Бойся и беги не только гордости, но и всего, что ведет к ней, и особенно тщеславия как порока, предшествующего гордости на лестнице нравственного падения.

Если вы сильнее, богаче, образованнее других, то старайтесь служить людям тем, что у вас есть лишнего против них. Если вы сильнее, помогайте слабым, если образованнее — неученым, если богаче — бедным Но не так думают гордые люди Они думают, что если у них есть то, чего нет у других, то им надо не делиться этим с людьми, а только величаться перед ними.

Гордым весьма полезно повиновение, жестокая и унижающая жизнь и чтение о сверхъестественных подвигах святых отцов. Может быть, через это гордые получат малую надежду на спасение. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил до рождения твоего, а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и само рождение (Иоанн Лествичник).

Не допускай в себе недуга гордыни, чтобы враг не похитил у тебя рассудка (Ефрем Сирин).

Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы (Ефрем Сирин)

Гордость может повредить всякую добродетель души: молитву, милостыню, пост или что-либо другое. Сказано: «что высоко у людей, нечисто перед Богом» (Иоанн Златоуст).

Гордый не знает самого себя и после долгих трудов теряет все сокровище добродетели (Иоанн Златоуст).

Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно, — если только вообще это значит жить добродетельно, — неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножает зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего (Иоанн Златоуст).

Избегай гордости, человек, чтобы не иметь тебе противником своим Бога (Нил Синайский).

Хотя бы кто бесчисленные добрые дела сотворил и всякую добродетель совершил, а сам о себе высокомудрствует, такой всех беднее и несчастнее (Иоанн Златоуст).

Берегись гордости! Берегись наихудшего ее проявления — гордости своим смирением.

Не позволяйте своей гордости внушить вам: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды».

Не будьте гордыми в своем изобилии, когда у миллионов людей нет своей крыши.

Если сердце твое будет бороться против гордости и спокойно переносить унижение, Господь будет всегда твоим руководителем и сохранит тебя от падения (Д. Буньян).

Если вы хотите выяснить меру собственной гордыни, проще всего это сделать, задав себе вопрос: «Насколько глубоко я возмущаюсь, когда другие унижают меня, или отказываются меня замечать, или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мне покровительственно, или хвастаются в моем присутствии?».

Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее

Посмотри и познай свою гордость. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, и похвалы приятно ласкают сердце, то вновь познай твою гордыню.

Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха (Антоний Великий).

Чада мои, нет несчастия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним (Антоний Великий).

Когда придет тебе помышление гордости или превозношения, исследуй совесть свою, сохраняешь ли ты все божественные заповеди? Любишь ли врагов твоих? Радуешься ли, когда возвышается и прославляется человек, действующий против тебя? Огорчает ли тебя унижение? Признаешь ли себя грешнейшим всех грешников? Если же, в противоположность этому, ты находишься в таком настроении, что готов всех учить и исправлять, то знай, что это настроение духа разрушает все твои добродетели (Изречения безымянных старцев).

Не возвышайся, перстный, ибо многие, будучи святыми и невещественными, свержены с неба (Иоанн Лествичник).

Подумай о геенне, подумай о тех, кто гораздо лучше тебя, подумай о том, насколько ты виновен пред Богом, — и ты скоро укротишь свой разум, смиришь его (Иоанн Златоуст).

Свет солнца не твой свет, и, конечно, ты не гордишься им; не гордись и умом своим: если в нем свет, то это Божий дар, а если тьма, то нечем и гордиться.

Кого не уловило тщеславие, тот не впадет в безумную гордость, враждующую на Бога (Иоанн Лествичник).

Победить гордость — значит познать всю глубину своего падения и твердо надеяться на милость Божию.