Грех и борьба с ним

«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4:7).

«Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22).

«Отрезвитесь, как должно, и не грешите, ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор 15:34).

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью, ибо страдающий плотию перестает грешить» (1 Пет. 4:1)

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3.9).

Грех — властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему Поэтому увещеваю вас, будем с великой ревностью избегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе (Иоанн Златоуст)

Грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием (епископ Игнатий).

Причиной греха является только то, что люди не хотят присоединить помощь Божию к тем средствам борьбы с грехом, какие у них под руками Если же усиленному старанию будет предшествовать молитва, то грех не найдет доступа к душе Пока в сердце твердое памятование о Боге, недейственными остаются замыслы противника, потому что за нас ходатайствует правда (Григорий Нисский).

Грехи раздражительной силы души следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, убийство и постоянное помышление о подобном этому. Лечению же и исцелению от этих грехов служат: человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, сострадание, терпеливость, доброта (Ефрем Сирин).

Грехи разумной силы души следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной направленности души. Лечению же и исцелению от этих грехов служат: несомненная вера в Бога, истинные без погрешности догматы, постоянное изучение слов Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение (Ефрем Сирин).

Грехи вожделеющей силы души следующие: чревоугодие, обжорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий. Лечению и исцелению от них служат: пост, воздержание, страдания, нестяжательность, расточение денег на бедных, стремление к будущим благам, желание Царствия Божия (Ефрем Сирин)

Перечислим же целительные средства для лечения твоих ран (душевных, нанесенных грехом) и будем непрестанно применять их. одно за другим: самоуничижение, исповедание, беззлобие, благодарения за скорби, помощь бедным и непрестанная молитва (Иоанн Златоуст).

Хотя по природе человеческой невозможно не грешить, однако можно, согрешив по опрометчивости или по увлечению лукавого, тотчас измениться, покаяться и не прилагать зла ко злу (Василий Великий).

Мы будем в состоянии стереть с себя греховные пятна молитвой и постоянным изучением Божией воли (Василий Великий).

Не пренебрегай никакой погрешностью, хотя бы она была мала, но поспеши исправить ее покаянием (Василий Великий).

Чтобы терны (грехи) этой жизни не уязвляли босых и ничем не охраняемых ног, наденем на ноги жесткие сапоги, а это — воздержание и строгая жизнь, которая сама собой сокрушает и стирает острия терний, препятствует греху, начав с малого и незаметного, проникает во внутренности (Григорий Нисский).

Маловажному не противься слабо, чтобы не встретиться с худшим (Григорий Богослов).

Кто грехами своими воспламенил огонь, тот, если будет молиться, угасит его слезами (Ефрем Сирин).

Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого он получит оставление грехов — залог новой жизни (Ефрем Сирин).

Стена грехов наших разрушается слезами и сокрушением (Ефрем Сирин).

Укорение себя самого во всякое время помогает очищению от грехов (Ефрем Сирин).

Не превозносись над согрешившим и не поощряй ко греху несогрешающего: то и другое вредно и опасно. Если же хочешь сделать себя полезным, то тому и другому покажи в себе образец добрых дел, проливая перед Господом потоки слез, чтобы и падшего восставил Господь, и стоящий не был уловлен грехом (Ефрем Сирин).

У скверного врага все старания о том, чтобы ввергнуть тебя в безнадежность (после грехопадения). Возлюбленный, не верь ему, но если будешь и по семь раз в день падать, старайся вставать и умилостивить Бога покаянием (Ефрем Сирин)

Если будешь обольщен диаволом и впадешь в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не доводи себя до гибели, но прибегни к исповеди и покаянию, и Бог не отвратится от тебя (Ефрем Сирин).

Если подвергся грехопадению, не засни в грехе, но восстань и обратись к Господу всем сердцем, чтобы спаслась твоя душа (Ефрем Сирин).

Преткнулся ты? Отрезвись! Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, поклоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляй Того, Кто желает дать и может спасти (Ефрем Сирин).

Прилагай старание в душе своей и не смущайся падением своим, ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, от которого рождается слава и благодать (Ефрем Сирин).

Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай ее ложью от стыда, но с поклоном проси прощения, и погрешность твоя простится тебе.

Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы — это в твоих силах, а искоренить — Божие дело (Макарий Египетский).

Помяни грехи свои перед Богом, если желаешь, чтобы они простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему.

Но не слишком увлекайся воспоминаниями о сделанных тобою проступках, чтобы не возобновить в тебе грехи твои.

Каждый должен заботиться о своих душевных болезнях, и каждый должен оплакивать свои грехи, невзирая на грехи ближнего.

Не перемена места истребляет грех, но смирение.

Хранись, чтобы ум твой не осквернился воспоминанием прежних согрешений и чтобы не обновилось в тебе ощущение их (Антоний Великий).

Память о грехах укрощает ум, убеждает быть смиренномудрым и через смиренномудрие привлекает Божие благословение (Иоанн Златоуст).

Если будем воздерживаться от малых грехов, то никогда не впадем в большие, а с течением времени, при помощи небесной, достигнем и высшей добродетели (Иоанн Златоуст).

Грех умерщвляется исповедью, слезами, осуждением себя, ибо ничто так не губительно для греха, как его обличение и осуждение с покаянием и слезами (Иоанн Златоуст).

Не отчаивайся из-за грехов: в грехе всего преступнее то, когда остаются в грехе, и в падении всего хуже то, когда лежат после падения (Иоанн Златоуст).

Не будем представлять оправданий во грехах; это — предлог и обольщение, причиняющие вред нам самим (Иоанн Златоуст).

Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся узнавать о чужих грехах, в тебе много того же, в чем подозреваешь других (Нил Синайский).

Всякой борьбе с грехом и вожделением служат началом труд/бдение и пост (Исаак Сирии).

Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения — жестоким (Иоанн Лествичник)

От злых и развращенных людей удаляйся. Ибо если и хорошо человек воспитан, и живет благочестиво, но, общаясь со злыми, может развратиться, как пачкается прикасавшийся к саже «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Потому как Лоту из Содома, так доброму нужно убегать от пребывания со злыми, чтобы не погибнуть, развратившись их беззакониями (Тихон Задонский).

Видишь согрешения ближнего своего или слышишь о них — пусть это послужит тебе не к осуждению брата твоего — есть у некоторых такой злой обычай, но к познанию немощи твоей, не к осмеянию согрешившего, но к сожалению и исправлению твоему. От него обрати взгляд на себя: не был ли ты сам в таком же или подобном грехе или теперь не находишься ли? Если и нет, то можешь еще горше согрешить. Общая немощь и греховность наши внутри нас: враги наши — страсти наши, плоть порабощает нас, и сатана, враг наш, непрестанно хочет нас поглотить. Все мы всякому бедствию и падению подлежим; и падаем, если благодать Божия не поддержит нас. И от такого случая сам себя рассмотри, и после падения брата сам поступай осторожнее с помощью Божией (Тихон Задонский).

Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи! основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора (епископ Игнатий).

Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, — и скора освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь следовать Господу Иисусу Христу (епископ Игнатий).

Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает впадения в них. Это — путь покаяния (епископ Игнатий).

Грех — родитель плача и слез. Он умерщвляется чадами его — плачем и слезами (епископ Игнатий).

Спасительно для нас, убийственно для греха — воспоминание о смерти, рожденной грехом (епископ Игнатий).

Ничто, ничто не помогает столько получить исцеление от раны, нанесенной смертным грехом, как учащаемая исповедь Ничто столь не содействует умерщвлению страсти, как тщательное исповедание всех проявлений ее (епископ Игнатий)

Постоянно оплакивай твой грех — и сделается грех хранителем добродетели (епископ Игнатий).

Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтобы отвергнуть грех при самом появлении его (епископ Игнатий)

Когда мы противимся греховным помыслам, мечтам и ощущениям, тогда сама борьба с ними доставит нам преуспеяние и обогатит нас деятельным разумом (епископ Игнатий).

Кто совершит великое дело — установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар — зрение греха своего (епископ Игнатий).

Кто ежедневно приготовлен к смерти, тот умирает ежедневно. Кто попрал грехи и все греховные пожелания, чья мысль отсюда переселилась на небо и там пребывает, тот умирает ежедневно (епископ Игнатий).

С решительностью возненавидь грех! Измени ему обнаружением его — и он убежит о тебя; обличи его как врага — и примешь свыше силу сопротивляться ему, побеждать его (епископ Игнатий).

Не оставим никакого времени грехам, не уступим места врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога (Василий Великий).

Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог; напротив, нужно преодолеть порок и покориться Владыке всяческих (Василий Великий).

Если кто, однажды покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, — это знак того, что он не очистился от причины этого греха, от которой, как от корня, опять прорастают побеги (Василий Великий).

Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха до разлучения с телом (епископ Игнатий).

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира, сосчитывается ежедневно вечером со своей совестью (епископ Игнатий).

Покаяние человека, пребывающего в грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит свой смертный грех (епископ Игнатий).

Победа над собственной греховностью есть вместе и победа над вечной смертью. Одержавший ее легко может уклониться от общественного греховного увлечения (епископ Игнатий).

Если кто не очистится от всякого лукавого дела, от нечистых помыслов, от порочных пожеланий… не вселится в него Бог (Ефрем Сирин).

Проводящие греховную жизнь произвольно, по любви к ней… есть чада диавола (епископ Игнатий).

Невозможно душу разлучить с грехом, если Бог не прекратит и не остановит этого злого ветра, пребывающего в душе и теле (Макарий Египетский).

Грехи умножаются от обилия благ и исчезают от скорби и бед (Иоанн Златоуст).

Грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше (Иоанн Златоуст).

Гораздо лучше совсем не грешить, но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждая душу свою, и с великим тщанием наказывал свою совесть; так грех смывается, так очищается душа (Иоанн Златоуст).

Угасим пожар греховный не обилием воды, а слезами покаяния (Иоанн Златоуст).

Кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела уже совершенные и в будущем становится безопаснее из-за этой скорби (Иоанн Златоуст).

Грешника губит не множество грехов, а нераскаянность (епископ Игнатий).

Грех, при посредстве которого совершается наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным. Отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя (епископ Игнатий).

Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся или и насаждаем их в себе (епископ Игнатий).

Грешившего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, неожиданно поражает смерть и не дает ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели (епископ Игнатий),

Погрешить делами — это признак немощи; допускать в себе неверие в спасение — это признак дерзкого легкомыслия и безрассудства (Антоний Великий).

Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку.

Кто мужественно противоборствует грехам, тот видит и замечает их отраву.

Кроткий и снисходительный человек значительно уменьшает тяжесть грехов; жестокий же, суровый и неумолимый много прибавляет к своим грехам (Иоанн Златоуст).

Рабство греха есть самое тяжкое, от него может избавить душу только Бог (Иоанн Златоуст).

Как огонь, упав в терние, легко истребляет его, так и благодать Духа истребляет грехи (Иоанн Златоуст).

Грех — это рана, покаяние — лекарство. В грехе — стыд, в грехе — позор; в покаянии — дерзновение, в покаянии — свобода, в покаянии — очищение от греха (Иоанн Златоуст).

Не столько тщания требуют большие грехи, сколько малые и незначительные. Отвращаться от первых заставляет самое свойство греха. А малые, именно потому, что малы, располагают к лености и не побуждают нас мужественно восстать на истребление их. А потому они скоро делаются великими, если мы спим (Иоанн Златоуст).

Кто боится греха, тот никогда не будет бояться ничего другого, но будет смеяться над благами настоящей жизни и презирать скорби, потому что только один страх греха потрясает душу его (Иоанн Златоуст).

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (Ефрем Сирин).

Взять крест свой — значит доблестно претерпеть тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростью выступают против нас, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову (епископ Игнатий).

При каждом из нас всегда невидимо стоит незримый писец и записывает слова и дела наши на судный день (Ефрем Сирин).

Всякий согрешающий не должен жить беспечно, а также и отчаиваться, потому что «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2:1-2) — за грехи не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но тех, которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь: они примут утешение от Утешителя (Ефрем Сирин).