Образное действие Христа

Кажется, что Господь пожелал явить то же самое, когда, намереваясь отправиться в Иерусалим, повелел привести Себе ослицу и осленка; но поехал не на ослице, а на осленке, «на которого никто из людей никогда не садился» (Лк. 19:30). Подумаем: было ли это сделано и засвидетельствовано без цели? Совсем нет! Все самые великие и самые малые изречения Христа и дела Его, как и каждая буква в Писании, содержат в себе тайны для нашего наставления. Христос призывает к себе старцев и юношей, и тех, и других радостно ведет с Собой к небесному Иерусалиму, однако ясно, что более молодые, еще не порабощенные миром, являются более подходящими, чтобы приучаться к игу Христа, предпочтительны перед теми, кого мир сломил и испортил, возложив на них свое бремя. Поэтому справедливо приводить ко Христу наше юношество: с радостью Христос возлагает на него Свое благое иго и Себя Самого (Я.А. Коменский).

Итак, нам должно держаться примера патриархов. Но каким образом мы будем выполнять это при таком распространении мирских беспорядков? Во времена патриархов, когда эти святые мужи, удаленные от мира, обитали отдельно и сами были в своих семействах не только отцами семейств, но и священниками, учителями и наставниками, дело шло легче. Ибо, удалив своих детей от общества злых людей, патриархи показывали свет своим благим примером и, где нужно было, порицали, и, таким образом, они увлекали их за собой. Что часто это делал Авраам, об этом свидетельствует Сам Бог, говоря: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19) (Я.А. Коменский).

Дети должны с самых первых лет жизни привыкать исключительно заниматься тем, что приводит непосредственно к Богу: чтением Священного Писания (Я.А. Коменский).

Вы помните, как за отеческое благочестие Ноя и Лота были спасены их сыновья и дочери. И ныне почитающие своих родителей получают от Бога великие блага: изобилие в доме, а впоследствии и изобилие вечное, как говорит об этом Иисус, сын Сирахов: «Уважающий мать свою — как приобретающий сокровища» (Сир. 3:4). Далее такой человек будет иметь честь и от сынов своих, согласно слову того же сына Сирахова: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих» (Сир. 3:5). И если он молится Богу о здоровье или о счастье, его молитва будет услышана Богом: «В день молитвы своей будет услышан» (Сир. 3:5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: «Почитай отца твоего и мать твою [чтобы тебе было хорошо], чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12) (Димитрий Ростовский).

Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9:23), которые прикрыли наготу своего отца.

Пусть дети приучаются и привыкают к воздержанию и простоте, пусть они лучше идут от суровой жизни к легкой, чем обратно (М. Монтень).

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение — тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Б. Франклин).

Знаешь ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Все мыслители, я думаю, пришли к такому заключению, что воспитание нужно начинать с колыбели (Н.И. Пирогов).

Дети больше нуждаются в примере, чем в критике.

Ныне дурные сообщества губят юношество. Теперь мы живем вместе, добрые смешавшись со злыми, и число злых бесконечно больше числа добрых. Примером злых так сильно увлекается юношество, что предлагаемые в противодействие злу наставления о соблюдении добродетели либо не имеют никакой силы, либо имеют силу ничтожную (Я.А. Коменский).

И родители не заботятся о том, чтобы противодействовать злу, или не умеют этого делать. Что же сказать о том, что и наставления в добродетелях предлагаются редко? Немного есть родителей, которые могли поучить своих детей чему-либо доброму или потому что сами не учились ничему подобному, или потому что, будучи занятыми, этим пренебрегают.

И не все учителя. Немного есть таких учителей, которые умели бы хорошо внушать юношеству добрые правила. А если иногда такой и бывает, то такого учителя отвлекает какой-нибудь вельможа, чтобы он отдал свой труд частным образом детям вельможи, и его способности не приносят пользы для народа.

Отсюда все дичает и стремительно все несется к худшему. Вследствие этого остальное юношество без должного ухода, наподобие леса, которого никто не насаждает, никто не орошает, не обрезывает, не выпрямляет. Поэтому дикие и неукротимые нравы и обычаи владеют миром и всеми городами и селениями, всеми домами и всеми людьми, у которых в теле и душе — везде величайшее множество неурядиц. Если бы сегодня Бог с небес стал говорить, то не сказал бы ничего другого, что сказал некогда: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3) (Я.А. Коменский).

Итак, для общего блага всем нужно объединить свои заботы или ждать Божьего гнева. Потому если бы нашелся кто-нибудь такой, кто может подать какой-либо совет или что-либо придумать, или мольбами, воздержаниями, плачем и слезами вымолить у Бога указания о том, каким образом можно было бы всего лучше позаботиться о подрастающем юношестве, тот пусть не молчит, пусть дает советы, размышляет, молит. «Проклят, кто слепого сбивает с пути!» — говорит Господь (Вт. 27:18). Проклят и тот, кто, имея возможность отвести слепого с ложного пути, не отводит его. Итак, горе тому, кто соблазнит одного из малых сих, сказал Христос (Мф. 18:6-7). Горе также и тому, кто, имея возможность отстранить соблазны, не отстраняет их. Бог запрещает покидать осла и вола, блуждающего в лесах и полях или лежащего под бременем ноши, и повелевает помочь ему, даже если бы не знал, чей он, даже если бы знал, что он принадлежит врагу твоему (Исх. 23:4; Вт. 22:2). И неужели должно быть Ему угодным, если мы, видя, как блуждают не неразумные животные, но разумное создание, не одно или другое, а весь мир, пройдем спокойно, не попытаемся помочь?! Да не будет этого, да не будет! (Я.А. Коменский)

На Вавилон заблуждения нужно обнажить меч. Проклят, кто дело Господа делает лукаво, и проклят тот, кто удерживает меч свой от крови Вавилона (Иер. 48:10). И смеем ли мы надеяться, что не падет на нас вина, если мы спокойно будем терпеть проклятие Вавилона наших заблуждений? О, обнажи меч всякий, кто им препоясан или кто знает, в каких ножнах он пребывает скрытым. И чтобы быть тебе благословенным от Бога, споспешествуй истреблению Вавилона (Я.А. Коменский).

О гражданской власти

Совершенствуйте это Господне дело, вы, власти, слуги вышнего Бога, и мечом, которым препоясал вас Господь, мечом справедливости, истребляйте непорядки, которыми наполнен мир и которыми раздражает он Вышнего Бога (Я.А. Коменский)

И к руководителям Церкви

Творите это дело и вы, священнослужители, верные слуги Иисуса Христа, и обоюдоострым вверенным вам мечом, мечом уст, истребляйте зло. Чтобы искоренять, разорять, уничтожать, разрушать зло и опять созидать и насаждать добро, затем вы и поставлены (Иер. 1:10; Рим. 13:4). Вы уже уразумели, что в человеческом роде нельзя противодействовать злу удачнее, как противодействовать ему в раннем возрасте человека; нельзя удачнее насаждать молодые деревья, предназначенные к вечности, как насаждая и ухаживая за ними в юном возрасте; нельзя на месте Вавилона воздвигать Сион, или живые камни Божий, юношество.

Итак, если мы желаем, чтобы были хорошо благоустроены и процветали церкви, государства и хозяйства, прежде всего упорядочим школы и дадим им расцвести, чтобы они стали истинными и живыми мастерскими людьми и рассадником для церквей, государств, хозяйств. Так достигнем мы нашей цели, по-иному — никогда (Я.А. Коменский).

Теперь нужно изложить и взвесить способ своей работы. Но каким образом нужно приняться за это дело и довести его до желанной цели — это теперь мы, дух которых уже побудит Господь, раскроем перед нашим взором. В чем это заключается — смотрите, слушайте, внимайте все, кому только Бог дал очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и разум, чтобы понимать.

Что нужно делать, если кто-либо увидит новый свет? Если кому-либо блеснет не замеченный ранее свет, да воздаст он хвалу Богу и пусть не скрывает этого нового света от нового века. Если же в этом свете заметят даже маленький недостаток блеска, или усиль его и исправь, или, чтобы его можно было исправить, скажи: много глаз видят больше, чем одни.

Таким образом мы, возможно, будем помогать друг другу согласно вести дело Божие; таким образом мы избежим проклятия, предвозвещенного для тех, кто лукаво делает дело Божие; таким образом всего лучше мы будем пещись о драгоценнейшем сокровище мира, о юношестве; таким образом мы будем участниками славы, обещанной тем, кто других научил справедливости (Дан. 12:3). Да умилосердится над нами Господь, да во свете Его увидим свет. Аминь (Я.А. Коменский).

Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях (А. Франс)

Не от еды дитя растет, а от радости (азербайджанская народная мудрость).

Счастлив человек, который после смерти своих родителей может

сказать, оглянувшись назад, что сделал для них все, что было в его силах.

Справедливая похвала нужна детям, как солнечное сияние цветам (К. Боуви).

Обидно, что детство иногда приходит после старости.

Любовь к родителям — основа всех добродетелей (Цицерон).

За непочитание родителей Бог великие наказания определил детям:

1. Проклятие: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Вт. 27:16).

2. Смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев. 20:9).

Святой апостол Павел учит: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно Слову Божию, а не противоречит ему.

Неуважение к родителям есть первый признак безнравственности (А.С. Пушкин).

Непослушные дети — несчастные дети; ради их же самих заставь их слушать тебя.

Блудный сын — ранняя могила отцу (русская народная мудрость).

Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии.

Повиновение и послушание родителям — это очень ценная добродетель.

Повиновение родителям есть не только долг, но и польза наша. Мы получили чрез них жизнь, и, повинуясь им, можем продлить ее; ибо повиновение родителям есть первая заповедь с обетованием (Еф. 6:2).

Поступайте с родителями вашими так, как вы желали бы, чтобы дети ваши поступали с вами (Рандю).

Каков ты к своим родителям, таковы и дети твои к тебе будут. У скупца обычно бывают расточительные дети.

Бог неблагодарных к родителям сынов и дочерей часто наказывает неблагодарностью их сынов и дочерей.

Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то мы будем поражены неизмеримостью нашего долга (Марк Медиоланский).

Мудрый и добрый сын служит славою и честию своему отцу. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его. Не давай сыну воли в юности и не потворствуй неразумию его.

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери». Если наша голова никогда не будет занята тем, чтобы пожурить наших детей, пока они малы, то они доставят нам много огорчений, когда вырастут.

Не применять розги к детям — значит сделать из них розгу для себя.

Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.

Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища.

Почитающий отца будет иметь радость от детей своих, и в день молитвы будет услышан.

Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою.

Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его.

Ибо благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушит до основания.

Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе — бесчестие отца.

Ибо милосердие к отцу не будет забыто: несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится.

Если, по наставлению апостольскому, жена должна бояться мужа (Еф. 5:33), то, конечно, гораздо более дети — своих родителей.

Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло тебе благословение от них.

Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей.

Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.

Дети, дорожите благословением родителей больше, нежели их наследством.

Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитать тебя: как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна; и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя.