Диавол и демоны

«Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13:39).

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8).

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Отк. 12:9).

«Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!» (Отк. 12:12).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5:8-9).

«Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27).

«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:13-14).

«Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20).

«Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Отк. 20:2-3).

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10).

Сатана — падшая личность невидимого мира, с большой властью и большой хитростью.

Диавол — это источник всякого рода зла.

Диавол — большой художник. Он рисует грех привлекательными красками.

Имя «сатана» значит «противник».

Единственным другим именем, данным сатане, является имя «диавол». Все другие имена отображают его сущность и его работу. Он — искуситель (1 Фес. 3:5). Он — злой, который вырывает и уничтожает всякое доброе семя Божьего Слова из людских сердец (Мф. 13:19). Он — враг, сеющий плевелы между добрыми семенами (Мф. 13:39). Он наш противник (1 Пет. 5:8). Иисус Христос называет его отцом лжи и убийцей (Ин. 8:44). Он — архиобманщик, самый большой обманщик (Отк. 12:9).

Слово «люцифер» значит «сияющий», или «носитель света», «денница».

Демоны — падшие ангелы. Демоны — силы, отклонившиеся от разумной взаимосвязи творения, которые противодействуют своему назначению, и поэтому они разрушительные силы.

Диавол — великий обманщик и посвятил себя нашему самообману и тому обману, который разделяет все народы мира (Б. Грэм),

Сатана все еще живущий враг, но враг уже побежденный (Б. Грэм).

Диавол — существо, обладающее высшим умом, могущественный и талантливый дух с дарами, бесконечной изобретательности. Мы забываем, что диавол был, может быть, самым великим, самым одаренным ангелом Божиим. Он был совершенным духом, решившим воспользоваться своими божественными дарами для своих собственных целей вместо Божиих. Его аргументы блестящи, его планы изобретательны, его логика почти неопровержима. Могущественный противник Бога, не скачущее существо с рогами, а величественный князь, с неограниченной силой и блестящим умом, способный использовать всякую возможность, чтобы проявить себя, умеющий повернуть любое положение в свою сторону (Б. Грэм).

Истинный враг наш — диавол, который и людей учит, чтобы нас гнали. И потому по большей части он является причиной озлобления нашего, а не люди. Он нас через людей гонит и озлобляет, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают (Иоанн Златоуст).

Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов, — падший херувим, он — начало, источник, полнота зла (епископ Игнатий).

Диавол пал по собственному своему произволению, потому что он имел свободную жизнь и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удаляться от Благого. Гавриил — Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасыщаемая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло (Василий Великий).

Из ангельских сил начальник надземного мира, которому Бог поручил хранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению обратился от естественного к противоестественному и вознесся против Бога, Творца своего, пожелал восстать против Него и первым, отступив от блага, впал во зло. Творец создал его светом и благом, но он по собственной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу (Иоанн Дамаскин).

Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой, изобретающей вожделенное, чтобы имела место произвольность. Добро не было чем-то вынужденным, но вменялось в заслугу свободной воле. И поскольку это свободное движение позволяет осуществлять свою волю, нашелся некто (Денница — высший ангел), во зло употребивший свободу и, по выражению апостола, сделавшийся «изобретательным на зло» (Рим. 1:30). Он-то, поскольку и сам сотворен Богом, нам брат, а поскольку самовольно отказался от причастности к добру, открыл вход злу и, став отцом лжи, поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только наша свобода желает добра. Поэтому и для прочих возник повод к утрате благ, что и случилось потом с природой человеческой (Григорий Нисский).

Самый первый светоносец, превознесшись высоко, — когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал о царственной чести великого Бога, — погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда, весь стал тьмою. Так он за превозношение низринут со своего небесного круга (Григорий Богослов).

Демоны тоже не в таком состоянии созданы, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они, но, ниспав от небесной мудрости и обитая около земли, прельстили язычников привидениями; нам же, христианам, завидуя, препятствуют нашему восхождению на Небеса, чтобы мы не взошли туда, откуда они ниспали. Поэтому нужно и молиться много, и подвизаться, чтобы, приняв от Духа дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), можно было узнать, как каждого из них можно низлагать и изгонять (Антоний Великий).

Прежде видимой и разумной твари, то есть человека, Бог сотворил невидимую тварь — духов, которые называются ангелами. Один из этих светлых духов, с некоторыми подчиненными ему духами, имел дерзость выйти из послушания всеблагой воле Бога, Творца своего, и так лишился дарованного ему света и блаженства, и сделался злым духом.

Духи настолько укоренились во зле, что стали совершенно неспособны полюбить добро и раскаяться в грехе.

Отвергающие бытие падших духов непременно вместе с этим отвергают и христианство. Если нет падших ангелов, то вочеловечение Бога не имеет ни причины, ни цели (епископ Игнатий).

Падшие духи так ненавидят род человеческий, что если бы им было попущено невидимо удерживающей их десницей Божией, то они истребили бы нас мгновенно (епископ Игнатий).

С момента своего отпадения диавол находится в непрерывной борьбе с Богом (Б. Грэм).

Совершенный разум может отрицать диавола, но принцип зла от этого не исчезнет (Б. Грэм).

Диавол вполне способен произвести ложного пророка, о котором предостерегает Библия.

На развалинах современного неверия и сомнений диавол создает ложного царя — антихриста. Он создает религию без Спасителя. Он построит церковь без Христа. Он призовет служить ему без Божьего Слова (Б. Грэм).

Диавол всегда стоит подле вас, искушая, соблазняя, угрожая, льстя. И всегда стоит по другую сторону от вас Иисус Христос: вселюбящий, всепрощающий, ожидающий, что вы обратитесь к Нему и попросите Его помощи, готовый дать вам сверхъестественную силу, чтобы противостоять злу (Б. Грэм).

Выдающийся методистский проповедник доктор Клавис Чеппель пишет в своих «Проповедях о притчах» следующее: «По-видимому, Иисус Христос, вместе со святыми Нового Завета, верил в существование злой личности, называемой диаволом. В наши дни это учение отброшено». Далее он добавляет- «Если мы не можем больше считать, что существует зло, приписывая его диаволу, мы все же не можем уничтожить факта существования самого зла. А грех — это темный факт, как бы его ни объяснять» (Б. Грэм).

Все сомнения и соблазны исходят от диавола (Б. Грэм).

Какие доводы, отрицающие диавола, могут разубедить в том факте, что разрушение и гибель распространяются с молниеносной быстротой, в то время как созидательная работа и восстановления происходят так ужасающе медленно? Киньте на воздух лживые слова, распустите клевету — и как по волшебству эти слова достигнут сразу же самых отдаленных мест. Но скажите правду, совершите великодушный, честный поступок — и невидимые силы сразу же примутся за работу, стараясь скрыть и затмить этот крохотный луч света и надежды.

Сатана ходит по дороге жизни, роняя свои «адские бобы», — и человечество следует за ними к вечной погибели.

Если нет невидимых сил, старающихся опорочить человеческие сердца и исказить мысли, то как же вы можете объяснить человеческую готовность слушать все низкое, подлое и порочное, в то время как к чистому, доброму и светлому люди остаются глухи? Разве кто-нибудь из нас отвернулся бы когда-нибудь от прекрасного спелого плода, чтобы взять гнилой плод, источенный червями и дурно пахнущий, если бы нас не толкала на этот страшный выбор великая мрачная сила?

Следует всегда помнить, что не существует двух приемов для ответа на вопросы и искушения диавола; следует никогда не упускать из виду, что вопросы эти задает враг Божий.

Змей занял место Бога, и ложь диавола стала на место правды Божией. И что случилось с первым человеком при его падении, то же случается и с его потомством.

Все старания сатаны направлены на то, чтобы лишить творение Божие познания истинного Бога. Он вселил в душу его ложное представление о Боге, внушив ей, что Бог не благ; это сделалось тайным источником всякого зла.

Сатана поссорил нас с Богом и посеял вражду между нами и ближними.

Мы имеем дело только с одним врагом, врагом душ человеческих — диаволом.

Главная цель всех сатанинских умыслов и провокационных нападок сводится всегда к тому, чтобы мы снизошли на уровень нашего случайного врага, находящегося под руководством диавола.

Прекрасная гармония сияющего первосоздания была нарушена падением сатаны.

Сатана всячески старается ослепить нас, чтобы мы не постигли всей глубины благости Божией по отношению к народу Божию.

Всегда при появлении дела Божия сатана старается разрушить его. Едва человек был создан — как послушался слов змея и пал. Как только был дан Богом закон — он был нарушен, едва достигнув рук Израиля.

Сатана знает ценность человеческой души и не скупится в щедрых затратах — ради ее приобретения.

Сатана базировал свое искушение прародителей на трех вещах: на разрешении «материального вопроса»; на удовлетворении чувств — «приятное для глаз»; и наконец — на замене «духовного» начала началом «интеллектуальным» — «вы будете, как боги».

Диавол навязывает людям свою лупу, свое увеличительное стекло, чтобы они видели только трудности на пути и не верили ни в могущество, ни в обетования Божий.

Мрачные силы постоянно вмешиваются в нашу жизнь и расстраивают то, что мы начали с самыми лучшими намерениями.

В тот момент, когда в вас появляется ваше «я», возникает возможность, что вы пожелаете поставить это «я» на первое место, пожелаете стать центром, то есть фактически — стать богом. В этом и состоял грех сатаны, и этим грехом заразил он человеческий род.

Сатана вложил в головы наших далеких предков идею, что они могут стать, «как боги», могут строить все по-своему, как если бы они сотворили сами себя; что человек может быть сам себе хозяин и изобрести для себя какого-то рода счастье в отрыве от Бога и независимо от Него. Из этой-то безнадежной попытки произошло почти все то, что определило характер человеческой истории: деньги, нищета, тщеславие, войны, проституция, классы, империи, рабство — долгой и ужасной истории человека, пытающегося найти секрет счастья, минуя Бога.

Диавол любит лечить мелкие недостатки, подменяя их крупными.

Искуситель приходит к нам через самые затаенные наши мысли и желания. Его нападение начинается в нашем собственном уме. Правда, это может быть таким реальным, что мы почти видим диавола. И до сего дня можно видеть чернильное пятно на стене комнаты Мартина Лютера в замке Вартбург в Германии. Оно осталось от чернильницы, которую Лютер бросил в искушавшего его дьявола. Но сила дьявола в том и заключается, что он нападает изнутри и взламывает наше сопротивление. Он находит союзников и свое оружие в наших скрытых мыслях и желаниях.

У сатаны есть еще одно имя — «дьявол», а «дьявол» происходит от греческого «диаболос», что значит «клеветник».

Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно старается увлечь в падение и всех тех, кто от всего сердца желает приступить к Господу тем же самым путем, каким и сам ниспал, то есть гордостью и любовью к суетной славе. Этим-то борют нас демоны, этим-то и другим подобным думают они отдалить нас от Бога. Сверх того, зная, что любящий брата своего любит и Бога, они влагают в сердца наши ненависть друг к другу до того, что иной видеть не может брата своего или сказать ему слово. Многие совершали истинно великие подвиги добродетели, но по неразумию своему погубили себя. Может случиться и с вами, если, например, охладев к деланию, вы будете думать, что обладаете добродетелями. Ибо вот вы уже и ниспали в эту болезнь, диавольскую, думая, что близки к Богу и пребываете в свете, тогда как на самом деле находитесь во тьме (Антоний Великий).

Да откроет Господь очи сердец ваших, чтобы вы видели, как многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам каждый день. И да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтобы вы могли принести себя Богу в жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти демонов, их скрытых козней и их злых советов во всякое время и прикровенной злобы, лжи, хульных помышлений, которые влагают они каждый день в сердце: гнева и клеветы, на которые подучают они нас, чтобы мы друг на друга клеветали, только самих себя оправдывая, других же осуждая; чтобы злословили друг друга или, говоря сладким языком, скрывали в сердцах наших горечь; чтобы осуждали внешность ближнего, сами изнутри уподобившись хищникам; чтобы спорили между собою и шли наперекор друг другу в желании поставить на своем и показаться более достойным. Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда радуется тому, что посылается от врагов, и когда думает оправдать себя только видимыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого человека наполняется постыдной нечистотой, ибо им овладевают демонские страсти, которые он не отгоняет от себя. Демоны — невидимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них темные помышления, ибо, приняв эти помышления, мы принимаем самих демонов и делаем их явными в теле (Антоний Великий).

Не переставайте противиться злому духу, ибо, когда человек приступает к добрым делам и к прекрасному подвигу, приближается и этот дух, чтобы войти с нами в часть или чтобы совсем отклонить нас от добрых начинаний. Он не терпит, чтобы человек поступал праведно, и противится всем, которые желают быть верными Господу. Многих он совсем не допускает к добродетели, в дела других вмешивается и губит плоды их, научая совершать добродетели и творить дела милосердия, примешивая к ним тщеславие. О таких людях думают, что они обогащены плодами, тогда как они совсем их не имеют, а похожи на ту смоковницу, о которой думали, что на ней много сладких плодов, когда смотрели на нее издали, подойдя же ближе, ничего не нашли на ней. Бог иссушает их за то, что не находит на них никакого доброго плода, а не только лишает несравненной сладости Своего Божества (Антоний Великий).

Во всем, чем мы стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы.

Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу.

Во-вторых, если они в этом побеждены, стараются, чтобы сделанное было не по воле Божией. Этому искушению сопротивляются повиновение и послушание.

А если бесы и в этом не получают успеха, тогда, тихо приступив к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем богоугодно. Этому сопротивляется постоянное укорение самого себя (Иоанн Лествичник).

Диавол часто возбраняет нас делать легчайшее и полезное, а между тем побуждает предпринимать труднейшее (Иоанн Лествичник).

Ничто столько не доказывает победы над бесами, как лютые брани, которые они против нас воздвигают (Иоанн Лествичник).

Диавол как раб и тварь Владыки не сколько ему угодно искушает и не в той мере, в какой сам хочет, наводит скорбь, но сколько попускает ему Владыка (Макарий Египетский)

Сатана весьма желает себе покоя и простора в душе и скорбит, когда душа не слушается (Макарий Египетский).

Сатана немилосерд и человеконенавистен, поэтому не ленится нападать на всякого человека, но, по-видимому, не на всякого человека наступает он с одинаковым усилием (Макарий Египетский).

Если бы дозволено сатане было нападать, сколько хочет, то истребил бы всех (Макарий Египетский).

В какой мере приближаемся мы к Богу, в такой все более и более озлобляется на нас диавол (Нил Синайский).

Враги, зная, что Господь обетовал нам великие блага, весьма гневаются на нас из зависти, ополчаются срамными и подлыми страстями и стараются до крайности расслабить людей, стремящихся к добродетели (Нил Синайский)

У диавола, этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией (Нил Синайский).

Диавол с большой яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он (диавол), убивает овец, он только уменьшает стадо, а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве, достигая, таким образом, с меньшим трудом большего и в одной душе губя все (Иоанн Златоуст).

Князь тьмы приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха (епископ Игнатий).

Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием.

Враг наш очень искусен, он не связывает нас теми узами, которые нам не угодны, а, напротив, налагает всегда такие узы и сети, которые мы принимаем с великим удовольствием, ибо знает, что изволение наше сильнее нас (Ефрем Сирин).

Нечистый дух изворотлив и многообразен. Мудрого уловляет мудростью, крепкого — крепостью, богатого — богатством, благородного — красотой, красноречивого — красноречием (Ефрем Сирин).

Все усилия противника состоят в том, чтобы суметь отвлечь ум от памяти о Боге, от страха и любви к Господу, употребив для этого земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к мнимым благам от блага истинного, то есть от любви к Богу (Ефрем Сирин).

Диавол не допускает, чтобы зло стало явным, но множеством злых (людей) прикрывает гнусность зла, иначе, если бы злому пришлось жить между многими добродетелями, он лучше увидел бы свою наготу (Иоанн Златоуст)

Таковы ухищрения врага он возводит лестью на большую высоту, чтобы низвергнуть потом в бездну (Иоанн Златоуст)

Таковы козни диавола когда он найдет послушных себе, то, обольстив кратковременными удовольствиями, низвергнув в самую глубину зла и покрыв стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком положении на жалкий позор (Иоанн Златоуст)

Диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение (Иоанн Златоуст)

Враг доставляет то простор, то скорбь; он испытывает, к чему склонен человек, туда и сам вторгается (Иоанн Златоуст)

В средство пагубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцей от начала (епископ Игнатий)

Диавол любит злодействовать тайно, любит быть непримеченным, непонятным, будучи обличен и объявлен, оставляет добычу свою, уходит (епископ Игнатий).

Везде диаволу нужно только начало, это для него самое трудное Когда же начало сделано, тогда он уже сам собою все подвигает вперед (Иоанн Златоуст)

Диавол, когда одно ухватит отчасти, не довольствуется тем, но все простирается на худшее, пока не причинит греховной смерти (Феодор Студит)

Нашими злыми делами питаются демоны и получают силу воевать против нас, а при нашем удалении от зла они истощаются от голода и обессиливают (Симеон Новый Богослов).

Демоны имеют себе помощников в самих людях, которым они строят козни, так что если бы последние не содействовали им, то большая часть их козней не имела бы никакого успеха (Иоанн Златоуст)

Падшие духи с ожесточением противодействуют всем евангельским заповедям, в особенности — молитве как матери добродетели (епископ Игнатий)

Враг старается поколебать самое основание молитвенного подвига незлобие и кротость (епископ Игнатий).

Повреждение людей заключается в смешении в них добра со злом; повреждение павших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов превосходнее способности падших людей, которые связаны в своих начинаниях тяжестью и плотностью своего тела (епископ Игнатий).

Библия учит нас, что у нас имеются три врага, которые борются с нами до тех пор, пока мы живем. Это диавол, мир и плоть

Хотя диавол был побежден Христом на кресте, он все же еще обладает силой побуждать людей на зло.

Сатане, нашему врагу, безразлично, сколько вы составите теорий о христианстве или как вы доказываете, что вы знаете Христа. То, чему сатана бешено сопротивляется, это — способ, каким вы Христу воплощаете в своей жизни, — тому, как вы становитесь инструментом милосердия, жалости и любви, в которых Он является свету. Если диавол сможет похитить сердце, движущую силу и милосердие из христианства, тогда он уничтожит его успешное развитие. Если он сможет заставить нас болтать о религии, но в то же время предать ее верные принципы, — это значит, что он лишил нас всей нашей силы.

Если же кто скажет: почему Бог не уничтожил древнего искусства, то (ответим, что) и здесь Он поступил так, заботясь о нас. Если бы лукавый овладел нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, кто был им уже побежден, низложили его самого (Иоанн Златоуст).

Бог — Слово не истребил диавола единым движением воли, которым создал целый мир и которым мог бы погубить и его, если бы захотел, ибо трудно укрыться от разгневанного Бога. Однако оставил врага моего и попустил ему быть среди добрых и злых, и воздвиг между ними жестокую брань, чтобы как враг и здесь подвергался ужасному позору, сражаясь с теми, кто немощнее его, так и подвизающиеся в добродетели всегда прославлялись, очищаясь в жизни, как золото в горниле. Впоследствии, может быть, и скоро, когда вещество сгорит и наступит огненное воздаяние, понесет наказание этот неукротимый, уже во многом заранее смиренный в мучимых служителях своих. Ибо такова казнь породившему зло (Григорий Богослов)

Бог, представляя на произвол падшим ангелам вожделенное им пребывание во зле, не перестает пребывать их верховным, полновластным Владыкой Они могут совершать только то, что Богом попущено будет совершать им (епископ Игнатий)

Явные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его; пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения (епископ Игнатий).

Одна из козней сатаны — в иные времена добровольно уступать место и прекращать обычные свои действия с тою целью, чтобы возбудить самомнение в христианине (Макарий Египетский).

Когда же демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клевету, чтобы мы, не перенеся огорчения, возненавидели клеветников (Максим Исповедник).

Не верим в зло мы теперь, как верили отцы И, пропустив его вперед, за ним закрыли дверь Следов нет больше на земле от диавольских копыт, И сатанинский смех его не слышим мы теперь Но кто же роет ямы нам, на нас наводит страх? Кто сеет плевелы, идя за Богом вслед, на полях? Да, злого вовсе нет, и мы поверили тому! Но кто же совершает его труд и сеет в мире тьму? Да, нам сказали: он теперь исчез с лица земли; но чей же голос слышим мы и близко, и вдали? Чей страшный лик в любой стране нам виден каждый час, Раз решено, что «злого нет» и диавол не средь нас И кто ответит на вопрос: откуда ж столько их,

Всех преступлений в мире сем, и малых, и больших?

Мы отменили сатану и верим — нет его. Но кто же делает теперь работу за него?

Хитрость сатаны для нас опаснее силы его.

В минуту вашей величайшей тревоги и скорби, в минуту, когда вы чувствуете себя беспомощным перед гнетом событий, с которыми вы не можете справиться, когда отчаяние и разочарования овладевают вами, — именно в эту минуту диавол старается воздействовать на самую слабую вашу струнку, чтобы толкнуть вас еще дальше по тому пути, которым пошел Адам. В эту гибельную минуту вспомните, что Иисус Христос не покинул вас. Он не оставил вас без защиты Так же как Он восторжествовал над сатаной в Свой час искушения и испытания, так обещал Он, что и вы можете одерживать ежедневные победы над искушением. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8) (Б Грэм).

Я верю, что диавол — личность, что сердце человека — поле битвы между Богом и сатаной.

Существует изначальный конфликт между Богом и сатаною, учениками Христа и людьми мира сего.

В то время, когда вы приняли решение быть со Христом, дух зла потерпел большое поражение, он в ярости.

Чем хананеи были для Израиля, тем же являются для нас тонкие ухищрения диавола в духовной нашей жизни.

Иисус Христос говорит, что внутренняя пустота привлекает бесов.

Лучше нам быть осужденными за некоторые дела, а не за оставление брани (Исаак Сирии).

Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас (Ефрем Сирин).

Но нет у диавола ничего столь вредного, отчего не нашлось бы у нас противодействующего средства Нет такой тайной сети, о которой не имели бы мы сведения (Ефрем Сирин).

Когда в дружине есть целомудрие, послушание, порядок и воинская Доблесть, она делается страшной для противников. То же самое

Должно быть у нас в брани с демонами, однако же не бывает, потому что ополчаемся мы не против них друг с другом, но друг против Друга с ними Удивляться должно не тому, что нас побеждают, но еще более тому, что, ничего не делая для победы, желаем победить (Исидор Пелусиот).

Но никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь к добродетели. Он прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает (Иоанн Златоуст).

Только тогда мы можем победить диавола, если добродетельной жизнью приобретем содействие свыше (Иоанн Златоуст).

Мы имеем непобедимого союзника — благодать Духа — и научаемся бороться не с людьми, но с демонами (Иоанн Златоуст).

Для диавола и для помыслов, от него влагаемых, ничто так не страшно, как мысль, занятая божественными предметами, душа, постоянно прилежащая к этому источнику (Иоанн Златоуст).

Ничто так не одолевает и не низлагает демонов, как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Эти добродетели — стрелы в сердце врагу (Ефрем Сирин).

Против всех демонов должны мы выступать, со всеми воевать и всех поражать именем Господа нашего Иисуса Христа (Феодор Студит)

Демонов сокрушает смиренномудрие, побивает — послушание, обращает в бегство — молитва, морит голодом — пост, низлагает — братолюбие и все прочие добродетели (Феодор Студит).

Если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю (Нил Синайский).

Если впадешь в малодушие — молись. Молись же со страхом и трепетом. Молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукавы и неусыпны в коварстве: они особенно стараются помешать такому совершению молитвы.

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от христианина, издающего от себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающегося (епископ Игнатий).

Правильности молитвы и преуспеванию в ней противодействуют наше поврежденное естество и падшие ангелы (епископ Игнатий).

При усиленном нападении вражеском, когда ощущается ослабление воли и омрачение ума, необходима гласная молитва (епископ Игнатий).

Только исполняющий все без исключения заповеди Божий может устоять против врага (епископ Игнатий).

И в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники, так и диавол — именно там строит козни, где видит богатства, скопленные душою, и умножающиеся сокровища благочестия (Иоанн Златоуст)

Если те, которые подвергаются козням диавола, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели (Иоанн Златоуст).

Если враг будет внушать тебе такую мысль; есть покаяние, поэтому воспользуйся своей волей, то скажи ему: «Зачем разрушать построенный дом и снова строить его?» (Ефрем Сирин).

Если человек сам собой не дает повода сатане подчинить его своему влиянию, то сатана никак не может возобладать им насильно (епископ Игнатий).

Противьтесь диаволу и старайтесь распознать его козни. Горечь свою он обычно скрывает под видом сладости, чтобы не быть узнанным, и обольщает разными мнимостями, чтобы прельстить сердца ваши хитрым подражанием истине. К этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, служащей Богу. Многие и разные влагает он страсти в душу для погашения божественного огня, в котором вся сила. Особенно же борет тела покоем и тем, что с этим соединено. Когда же увидит наконец, что всего подобного остерегаются и ничего не принимают от него и никакой не подают надежды когда-нибудь послушать его, со стыдом отступает от них Вселяется в них Дух Божий. Когда же вселится в них Дух Божий, то даст им быть покойными или вкушать покой во всех делах их и сладким делает для них несение ига Божия (Антоний Великий).

Сила добра притягивает ум и сердце к Богу, в то время как сила зла старается увлечь тело в смерть и разрушение. Вы захвачены теми же двумя силами: жизнью и смертью. Изберите Господень путь — и вы найдете жизнь. Изберите путь сатаны — будет смерть (Б. Грэм).

Слово Божие запрещает приписывать сатане какое бы то ни было добро.

Одно из средств избежать искушения — это прочесть искусителю стих из Евангелия, и он убежит от вас, ибо он не может противостоять Слову Божию.

Если ты борешься и побеждаешь, то не тщеславься и не надейся на себя, но будь осторожен, ибо враг готовит для тебя брань гораздо более опасную.

Преследуй сам себя, и враг твой изгнан будет приближением твоим к Богу (Исаак Сирии).