Дух человека

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12:10).

«Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8).

«Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Пр. 20:27).

«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого» (Ек. 8:8).

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Ек. 12:7).

«А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10).

Дух — это та основная часть в человеке, которая является источником всех его высоких устремлений и духовных идеалов, которая способна соединиться с Господом.

Дух человеческий призван был восходить от созерцания красоты творения до красоты Творца.

Дух — это наш внутренний свидетель, дающий нам внезапное, неподдающееся анализу сознание присутствия божественного в нашей жизни.

Только духом человек способен постигать Бога и в духе — поклоняться Ему.

Божественный «Горшечник» (Иер. 18:6) создал тело человеческое из персти земной. В него Он вдунул дыхание жизни, исшедшее непосредственно от Бога. Это начало жизни есть дух человека. Это есть та часть человека, которая в состоянии иметь общение с духовным миром; и посредством этой именно части своего существа человек получил доступ к Богу и возможность общения с Ним.

Высшей из трех составных частей человека является его дух, так как он соединял человека с Богом. Планом Божиим было то, чтобы дух главенствовал в существе человека. ‘Духу также надлежало господствовать над телом и над душою человека. И, таким образом, все существо человека должно было иметь характер духовный, и оно должно было сохранять непрестанное общение с Богом. А для того, чтобы это взаимоотношение между человеком и Богом никогда не прерывалось, человеческому духу надлежало постоянно пребывать под водительством Духа Божия. Вот таким существом и для такой цели Бог создал Адама. По создании своем Адам обладал безгрешной человеческой жизнью; и эта жизнь имела в себе решительно все для того, чтобы ей разделять с Богом вечную жизнь, если бы только человек стал действительно пользоваться своим правом свободного выбора. Господь начертал над Своим созданием слова: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый» (Быт. 1:31).

В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и другие подобные свойства; нужно, чтобы при молитве действия этих свойств соединялись с

действиями ума.

Именем «дух» обозначается разумная часть человека: его ум, его мысль, его словесные, сердечные ощущения, чуждые естеству зверей и скотов, общие естеству человеческому и ангельскому.

Дух, или словесная сила, есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных, называемых бессловесными.

Умирает дух человеческий, когда отступает от него дух Божий.

Выйдя из тела, дух не может больше изменяться к лучшему или к худшему.

Горе мне, если дух, при разлучении с телом, окажется умерщвленным вечной смертью.

Дух человека в его падшем состоянии подобен разбитому зеркалу, которое ничего целого отобразить не может.