Божий Промысл

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь,

намерения во благо а не на зло, чтобы дать вам будущность надежду» (Иер 29 11)

«И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас, Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46 4)

«Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?» (Ис. 14:27).

«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис, 46:10).

Промысл Божий — попечение о Вселенной и о человеке, устройство всего созданного (В Даль)

Мы должны веровать, что есть Промысл, все содержащий и все связывающий в мире. Ибо тем существам, которым необходим Творец, необходим и Промыслитель, иначе мир, носимый случаем, как корабль вихрем, должен был бы мгновенно разрушиться а первоначальный хаос из-за беспорядочных движений веществ (Григорий Богослов)

Ничто не происходит без воли Божией, но или Бог содействует во’ благо, или попускает бедствия за прошлые грехи (Блаженный. Феодорит).

Зависящее от Промысла бывает по благословению или по попущению Божию. По благословению бывает все то, что безусловно добро, по попущению — противоположное. Выбор дел зависит от нас» результат же добрых дел — от Божиего содействия, по предвидению Своему Бог праведно содействует избирающим доброе правой совестью А конец плохих дел зависит от того, что Бог оставляет человека по тому же предвидению (Иоанн Дамаскин).

Не верующие в бытие Промысла и безрассудно утверждающие, что мир без кормчего движется в таком согласии и порядке, мне кажется, поступают так же, как если бы плывущий на корабле и видящий, как кормчий правит рулем, стал утверждать явную ложь Будто нет кормчего, корабль не имеет весел, не управляется рулем, и несется сам по себе, сам по себе одолевает шквалы и вовсе не нуждается в кормчем Думающие так, несмотря на то что явно и несомненно видят Владыку Вселенной, Который управляет творением и все ведет и движет в согласном порядке, добровольно ослеплены или поступают бесстыдно, получая дары Промысла, в то же время бесчестя их, и тем же, чем наслаждаются, вооружаются против Промыслителя (Блаженный Феодорит)

Вижу здания и сужу о зодчем; вижу мир и познаю Промысл, вижу, что корабль без кормчего тонет, вижу, что дела человеческие безуспешны, если Бог не управляет ими, вижу город и различное устройство гражданских обществ и познаю, что все держится Божиим распоряжением От пастыря зависит стадо, а от Бога — все, что возрастает на земле В воле земледельца отделение пшеницы от терний; в воле Божией — благоразумие живущих на земле, но взаимном их единении и единомыслии В воле царя расположить полки воинов; в воле Божией — определить устав всего. На земле нет ничего неуправляемого, потому что начало всему Бог Реки от источников, а законы от Божией премудрости. Земля приносит плоды, но, если нет дождя с неба, земля ничего не может произвести сама по себе Днем светло, но потому, что есть солнце, так и добрые дела людей совершаются Богом (Ефрем Сирин).

Не сомневайся в Промысле Божием, но удивляйся Его попечению (Иоанн Златоуст).

Мы должны быть убеждены только в одном — что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, к не унывать, когда не знаем его (Иоанн Златоуст).

Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия

Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека.

Вверься в простоте сердца Тому, Кем и волосы на голове твоей сосчитаны: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная чаша.

Когда скорби придут сами собой, не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств; нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим

Бог, в точности зная состояние всех и то, сколько каждый имеет сил, столько каждому допускает и искуситься.

Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениям, Так устроил Промысл Божий. Утешения поддерживают на Божием, а искушения умудряют.

Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых людьми, не обратит никакого внимания на эти слепые орудии Промысла и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему Единому в скорбях своих

Искушения необходимы для нас. Они попускаются Промыслом Божиим, чтобы мы, угнетенные ими, прибегали к забытому нами Богу, опытом познавали Его.

Божественный Промысл не попускает избранным Божиим во время их земного странствий пребывать в отраде и земной славе

Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея злую цель и действуя с намерением вредить рабу Божиему во времени и вечности, способствует этим его спасению.

Во время напастей не ищи помощи человеческой; не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи Ожидай помощи от Бога: по Его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе

При внешнем действии людей и бесов, которые лишь слепые орудия божественного Промысла, совершается таинственный, высший суд — суд Божий.

Иногда Бог попускает праведным быть гонимыми и угнетенными чтобы, подобно растертым ароматам, они тем более разливал благовоние и чтобы показать, что истинная их награда находится не на земле Но Он же возводит их на высоту земного счастья и славы, чтобы мир не подумал, что они забыты. Если Господь восхищает Своего возлюбленного, «чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем. 4:11), Он насаждает возлюбленных в дому Своем и «они цветут во двора Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь» (Пс. 91:14-16),

Если же есть страждущие неповинно в отношении к себе и своим делам, правосудие и благость Божий с избытком являются над ними в чудесных и спасительных делах Божиих, совершаемых в воздаяния за неповинное страдание. Удивительный пример этого дается в евангельском рассказе о слепорожденном.

Безвинно умирающий ничего не теряет, а приобретает жизнь без опасную и лучшую, и в ней блаженство или приготовление к блаженству — по способности, получает награду по достоинству, следовательно, человек не обижен. Провидение право. Таким образом, поздняя или ранняя, легкая или тяжелая, всегда «дорога в очах Господних смерть святых Его» и спасительна (Пс 115:6)

Иногда Бог определяет человеку меру бедствия и скорби не как очистительное воздаяние за дела, но как исцеление, способное победить силу греховной болезни. Есть болезненные состояния, которые кажутся маловажными и не угрожающими, но против которых сведущий Врач находит нужным употребить жестокие средства

От Бога подымаются беды и напасти, но и в этом проявляется Его удивительная благость. Бог призывает всех к покаянию через Слово Свое, как об этом читаем во многих местах, но когда люди не обращаются и не творят покаяния, посылает на них напасти, чтобы так подвигнуть их к покаянию и обратить к Себе. Видишь и здесь благость Божию. Бог не хочет нашей гибели и посылает напасти, наказывает нас, но не умерщвляет; направляет для спасения, но не губит. Бог и геенной грозит в Писании, чтобы мы не попали в геенну. Видишь, зачем посылаются нам напасти? (Тихон Задонский)

Бог силен прекратить все бедствия, но, пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает их (Григорий Богослов).

Мы должны предоставить Создателю естества нашего и принимать с удовольствием и великой радостью все, что ни определил Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что УГодно Богу, Он лучше нас знает, что нам полезно; знает и тот как устроить наше спасение (Иоанн Златоуст)

Все, встречающееся тебе, принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога (Ефрем Сирин).

Когда действует сила Божия, не должно быть вопроса как? Ибо хотя многое бывало и бывает выше естества исследовательности помыслов, однако же нет ничего выше Бога, творящего все свободно и сверх ожидания (Исидор Пелусиот)

Так всегда Господь творит и устраивает и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему сияют, как светила, и добродетель их делается известной повсюду (Иоанн Златоуст)

В некоторых случаях Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести или не впал в высокомерие из-за данных ему сил и благости, так было с апостолом Павлом (2 Кор. 12:7) (Иоанн Дамаскин).

Бог часто попускает и праведнику впадать в нечестия, чтобы в нем добродетель показать другим, так было с Иовом (Иоанн Дамаскин).

Иногда Он попускает нечто, что может показаться несообразным, чтобы несообразным по внешнему впечатлению действием произвести что-либо великое и удивительное, так, крестом совершено человеческое спасение (Иоанн Дамаскин).

Еще Бог попускает человеку страдать для возбуждения ревности в других, чтобы, видя возрастающую славу пострадавшего, и другие бесстрашно подвергались страданию в надежде будущей славы и из желания будущих благ. Так было с мучениками (Иоанн Дамаскин).

Иному Бог попускает впасть в скверное дело для исправления другой, худшей страсти. Так, если кто превозносился своими добродетелями и заслугами, Бог попускает впасть ему в блуд, чтобы он через падение принес исповедание Господу. При этом нужно заметить, что способы Божия Промысла многообразны и их нельзя ни выразить словом, ни постигнуть умом (Иоанн Дамаскин).

Предвидение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям. Промысл относится к творению. Но предвидение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различины между собой. Предвидение есть одно ведение будущего, без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию — благости.

Бог оставляет человека на время для исправления другого, чтобы другие, глядя на него, образумились: так было с Лазарем и богатым, (Лк. 16 19-28) Ибо, видя страждущих, мы естественным образом приходим в себя (Иоанн Дамаскин).

Много же оставляет Бог и для славы другого, не за его собственные и не за родительские грехи: так, слепой от рождения был слеп для славы Сына Человеческого (Ин. 9:2-3) (Иоанн Дамаскин).

Надо без ропота принимать любой поворот кормила, которым Бог изводит меня из борьбы и жизни, пока не войду в тихую пристань (Григорий Богослов).

Мы должны быть непоколебимо уверены, что в мире совсем ничего не бывает без Бога, все происходит или по Его воле, или по Его попущению. Все доброе совершается по Его воле и с содействием, противоположное — по Его попущению, когда Божие покровительство, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает властвовать над нами диаволу или плотским страстям (Иоанн Кассиан Римлянин).

Ничто не находится вне зависимости от Божиих определений потому что все следует Его повелению (Иоанн Златоуст).

Бог, устроив мир, с первого же мгновения движет им по великим и непреложным законам и водит, как волчок, ходящий кругами под рукой. Не случайна природа обширного и прекрасного мира, подобного которому нельзя и представить, и представлен он не случайным законом в продолжение столь долгого времени И хор расстроится, если никто им не правит. Вселенная же не может иметь иного правителя, кроме Того, Кто устроил ее (Григорий Богослов).

Бог правит этой Вселенной, как Ему угодно, Сам; по собственным мановениям и законам премудро приводит все в движение и во взаимное согласие. Только по внешнему впечатлению не все совершается разумно и в древности и теперь многим из самых мудрых затруднительными казались замеченные в этой жизни несообразности. Но если ты не знаешь законов, это не значит, чтобы не знало их и Слово, — так же, как если ты не знаешь живописи, это не значит, что не знает ее и живописец… Одно ты сам постиг, а с другим благоразумно согласись. Это уже признак разума — чтобы покоряться Разуму. Если бы все было ясно, то скажи, что осталось бы вере? (Григорий Богослов)

Бог управляет Вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека по всей подробности ее. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человека, прочитывается в Священном Писании

Все промышление Божие и даже большую часть его показать было бы нелегко: оно бесконечно и неизреченно, оно проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом (Иоанн Златоуст).

Мы не должны много исследовать, много рассуждать о том, что бывает от Бога, но за все выражать Ему признательность (Иоанн Златоуст).

Не будем почитать Бога таким же несовершенным Художником, как мы сами, не будем предполагать неустройство в управлении миром потому только, что нам неизвестен образ управления (Иоанн Златоуст).

Из случившихся с нами бедствий некоторые постигают нас за грехи, другие — для исправления нравственности в искушаемых, третьи — для истребления безнадежных (Григорий Богослов).

Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть источник премудрости и знает, как устроить все касающиеся нас, и что для Него нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать: все, что Он делает, — для нашей пользы. Мы должны принимать все с благодарностью, как от благодетеля и благого Владыки, даже скорби, потому что все бывает по праведному чуду, и Бог, Который так милостив, не презирает ни малейшей нашей печали.

Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так в напастях и бедствиях испытываются души смертных (Ефрем Сирин).

Бог попускает умножаться бедствиям не для того, чтобы потопить нас, но чтобы сделать нас более опытными и более явно показать Свою силу (Иоанн Златоуст).

Когда бедствия окружают со всех сторон, они заставляют нас быть бдительными, и если мы внимательны, то не терпим от них никакого вреда {Иоанн Златоуст)

Праведных постигают бедствия для возрастания их в добродетели, а грешных, неисцелимо больных, — для наказания и мучения, чтобы обратить их к иной жизни (Иоанн Златоуст).

Сами бедствия полезны переносящим их с верой для погашения грехов, для упражнения, испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пробуждения сильной духовной жажды и постоянного искания пребывающего вовеки, усыновления и искупления, воистину новой жизни и блаженства (Григорий Палама).

Владыка всех, держа в руке Своей Вселенную, потрясает землю не для того, чтобы ее ниспровергнуть, но чтобы обратить ко спасению живущих беспорядочно (Иоанн Златоуст).

Бог для того попустил тебе подвергнуться бедствию, чтобы Ты призвал Его. Но многие тогда особенно и падают, и теряют бывшее у них благочестие, когда постигают их бедствия (Иоанн Златоуст),

И когда увидишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще больше ободряйся: Бог попускает их для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна греховного (Иоанн Златоуст).

И в другой раз чудесно насытил Господь сопровождающих Его людей, чтобы показать, что Он готов всегда щедро оделять верующих. Он мог это делать и всякий раз, но не делал, чтобы не отучить от обычного образа жизни, Им же заведенного, утвержденного и поддерживаемого. Таково и общее Божие Промышление. Главные всеобъемлющие действия Промышления совершены в начале, при творении мира. Но устроив его и пустив в ход, Бог не связал Себя ничем, а оставил за Собой свободу вмешиваться и чрезвычайной помощью, когда нужно. Он действует, как хозяин в доме, который заводит порядки и, поддерживая их, не связывает, однако, ими себя, а относится к ним властно, по-хозяйски. Противники веры не понимают значения Божиего Промышления. Они расширяют его в мыслях своих до должных пределов и, не видя осуществления своих представлений, отвергают само Промышление. Того Промышления которого они требуют, действительно нет; но, несомненно, есть такое, какое угодно учредить и содержать Самому Господу Богу (Феофан Затворник).

Когда мы увидим расстройство и беспорядок в делах, не будем обвинять Бога и думать, что течение настоящей жизни Им не предусмотрено. Истинное расстройство не в течении дел, а в человеке с такими помыслами, — для него не будет никакой пользы от порядка в делах, пока он не уничтожит расстройства в себе самом. Око нашего ума, если будет здраво, хотя бы увидело кажущееся расстройство, будет видеть прекрасный порядок А если будет повреждено, то хотя бы ты возвел его на небо, и там найдет великое неустройство и беспорядок (Иоанн Златоуст).

Трезвая и бодрствующая душа показывает свое благородство не только когда дела идут успешно, но и в скорби воздает одинаковую благодарность Богу, нисколько не уменьшенную переменой обстоятельств (Иоанн Златоуст).

Если увидишь, что и какой-нибудь праведник, отличающийся великими добродетелями, терпит бесчисленные бедствия, — не удивляйся наоборот, нужно было бы удивиться, если бы диавол, получая множество ударов, стал молчать и спокойно переносить раны от святых (Иоанн Златоуст).

Всеми целебными средствами Господь ведет нас к тому, чтобы мы стали украшением Его Царства. Будем стараться более и более сознавать это и станем чаще обличать и порицать души свои и обманчивое знание свое! (Ефрем Сирин)

Бог, невидимый для всей созданной твари, не имеющий меры и величины, всюду присутствующий и все наблюдающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, каждому открывает Себя соответственно: святым ангелам, как святым, — посылая неизреченные повеления, а злым духам, как злым, — давая согласие на испытание людей (Иоанн Златоуст)

Нам будет легче с терпением переносить бедствия и стать выше многих во время скорби, если вспомним, что обещали мы Богу и на что надеялись, когда начинали христианскую жизнь. Богатства ли, веселия ли, благоденствия ли в этой жизни? Или, наоборот, скорбей и страданий, готовности все переносить, все терпеть в уповании на будущее благо? Поэтому боюсь: не нарушаем ли мы заветов своих с Богом, когда домогаемся временных благ и надеемся на вечное? (Григорий Богослов)

Если будешь испытывать недостаток даже в самом насущном, не скажи человеку: «Дай мне». Напротив, «возложи на Господа заботы твои», не оставляй Бога, «и Он поддержит тебя» (Пс. 54:23) (Повести из жизни старцев).

Не будь малодушен во время болезни Если Господу угодно, чтобы ты пребывал в телесной немощи, зачем тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? Неужели ты живешь без Него?

И потому переноси болезни терпеливо И проси Бога, чтобы Он даровал тебе полезное, то есть чтобы совершилась над тобой воля Его, а ты безмолвствуй в терпении (Изречения безымянных старцев).

Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцам во время бедствий, но воздайте за них благодарения, чтобы получить воздаяние от Господа (Антоний Великий).

Не только в будущей, но уже в настоящей жизни ты пожнешь величайший плод от бедствий — сделаешься терпеливым и опытным (Иоанн Златоуст).

Ибо душа, угнетенная делами, восходит к Богу и спасается (Иоанн Лествичник).

И потому благоразумный, помня о целебности судеб Божиих, с благодарностью переносит бедствия, никого другого не считая виновным в них, кроме своих грехов. А неразумный, когда грешит и терпит наказание, виновником зол своих считает или Бога, или людей, не понимая премудрости Божиего промышления (Максим Исповедник).

Всякое сотворенное естество, и видимое, и умопостигаемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении (Василий Великий).

Все величайшие бедствия, поразившие Вселенную, произошли от гордости (Иоанн Златоуст).

Странно то, что мы видим постигающие нас бедствия, но не замечаем тех оскорблений, которые ежедневно наносим Господу. Потому и приходим в смущение. Между тем если бы мы точно узнали и сосчитали наши грехи в течение хотя бы одного дня, то хорошо узнали бы, каких зол мы достойны (Иоанн Златоуст),

Божественное Писание и учение истины признают единого Бога, Который хотя владычествует над всем по Своему могуществу, но многое и терпит по Своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонниками, и над отрицающими Его еретиками, но терпит их по Своему великому снисхождению Владычествует и над диаволом, но и его терпит, терпит не по слабости, как если бы побеждаем был им. О, всемудрое Божие провидение! Даже злую волю оно обращает в средство к спасению верующих Так, злое намерении братьев Иосифа оно обратило в средство собственного Своего домостроительства и, попустив им по ненависти продать брата, открыло случай к возведению на царство того, кто был избран Им. И диаволу попустило вести брань против людей, чтобы победители удостоились венцов и чтобы диавол, побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению (Кирилл Иерусалимский).

Могущество Творца и сила Всесильного и Вседержащего есть причина существования всего творения. И если бы эта сила когда-либо перестала управлять тварями, они сразу же перестали бы существовать и погибла бы вся природа. Воздвигнутое здание стоит даже после того, как строитель закончит его и отойдет, но мир не мог бы существовать и мгновения ока, если бы Бог отнял от него Свое промышление (Блаженный Августин).

Водительство Промысла Божия — это главная часть учебы в нашей христианской жизни.