Заботы

«Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа» (Ек. 2.26).

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:25-27).

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет.5:7).

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1:28).

Забота — беспокойная мысль о чем-либо; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-либо, на удовлетворении какой-либо потребности; внимание к потребностям, нуждам кого-либо и попечение о ком-либо.

Забота — это усердные хлопоты, беспокойное попечение о ком-либо или о чем-либо (В. Даль).

Слово «забота» означает, прежде всего, внимание и старание, прилагаемые к осуществлению какой-либо работы или миссии. Библия одобряет и поощряет сознательное и активное отношение человека ко всем своим обязанностям начиная с самых скромных: например, к тому, что касается его дома (Пр. 31:10-31), ремесла и общественных обязанностей. В более высоком плане стоит в Библии забота о делании духовном: искании премудрости, нравственного совершенствования и делах Господних.

В Библии осуждается беспечность и лень во всех сферах деятельности. Но в ней говорится и о том, что человек подвержен опасности предаться заботам мира сего в ущерб заботам о духовном (Лк. 8:14). Иисус Христос предостерегал от этой опасности: Он призывал учеников заботиться только о Царстве Божием и говорил, что необходимую духовную свободу они стяжают не через беспечность — попечение о жизненных делах остается обязательным, — но через упование на отеческую любовь Бога (Мф. 6:25-34).

Заботы — сильное оружие диавола, им он пробивает брешь в стене веры.

Заботы и страх съедают душу, как ржавчина — железо. Все, что начинается заботой, кончается позором.

Не работа сушит человека, а забота.:

Человек — слабое, суетливое, и среди всех существ — самое озабоченное существо.

Заботы, как непосильная ноша, угнетают и пригибают человека к земле.

В нашем мире нет людей вполне беззаботных. У каждого человека свои заботы и огорчения.

Забота о дне грядущем — кого только она не превращала в жалкого раба земли!

Забота о дне грядущем искупалась ценою седых волос, ранних морщин, сгорбленной спины и преждевременной смерти.

Вечные страхи и беспокойства одолевают самого обеспеченного материально человека.

Заботы и волнения изматывают ум и тела людей.

Любая рассеянность и погружение в многие заботы непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно и гордо собою.

Самой тяжелой заботой нашей должно являться и является всегда — бремя нашей ответственности пред Богом.

Социологи исследовали, какую роль играют заботы в жизни человека. Они нашли, что у 40% были опасения за события, которые никогда не случились; 30% были обеспокоены событиями, на исход которых все равно нельзя было повлиять; 22% были озабочены вещами настолько незначительными, что их надо было считать совершенно излишними. Серьезных забот было лишь 3%, но и их нужно возложить на Бога, «ибо Он печется о нас».

Богу было угодно научить меня одному великому уроку, благословенными плодами которого я пользуюсь вот уже много лет. В одно время мне вдруг стало до очевидности ясно, что главной и постоянной моей заботой должно быть попечение о моей собственной душе и что главной целью такого за нею ухода должно быть стяжание радости в Господе. Потому первой задачей, решением которой мне надлежит заниматься ежедневно, — это принести к Господу мою пустую, остывшую, изголодавшуюся душу и, находясь в общении с Ним, согреть ее, напитать и таким путем привести ее к состоянию внутренней духовной удовлетворенности и отрады. Я рассуждал так: если Бог возложил на меня высокую обязанность проповеди Евангелия и спасения погибающих, если Он ожидает от меня, что я буду светом для окружающих меня людей и поддерживать слабых, помогать нуждающимся, ободрять малодушных, утешать скорбящих, тогда я сам лично должен быть напоен и насыщен; в противном случае проповедь будет происходить в неправильном духе и никогда не приведет к благим результатам (Мюллер).

Не давайте заботам дня заглушать духовное общение с Богом.

Забота всегда заволакивает сегодняшнее солнце вчерашними тучами. Все наши заботы принесем ко Христу!

Душа, способная искренно и полностью возлагать свои заботы на Него, — душа торжествующая.

Заботы влекут к молитве и молитвой изгоняют заботы.

Оттого многое в общественных и частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы заботимся не о духовном прежде всего, а потом о житейском, но извратили порядок (Иоанн Златоуст).

Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской (Иоанн Златоуст).

Многие из нас тоже хотят найти Христа, но искать Его ленятся. Хотим мы сподобиться Его милосердия, но даром и без трудов хотим получить Его блага: ленясь, хотим быть прославленными; не трудясь, хотим обогатиться; лежа в лености, хотим достигнуть неба; согрешая, хотим быть праведниками; упиваясь временной сладостью греха, ожидаем получить вечное наслаждение на небе. О, тщетные надежды! Тщетные ожидания! Не так получается желанное, не так! Прекрасно говорится: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Только работай с усердием Христу, и ты не будешь беден и голоден, «потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:32) (Димитрий Ростовский).

Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так все проживаем на это (Иоанн Златоуст).

Не должно служить телу, кроме крайней нужды. А душе надобно доставлять все лучшее любовью и мудростью, освобождая ее, как из темницы, от общения с телесными страстями, а вместе делая и тело неодолимым для страстей (Василий Великий).

Кто желает и заботится, чтобы одежда или обувь шла ему, с целью понравиться людям, тот, очевидно, страдает человекоугодием, удаляется от Бога и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности (Василий Великий).

Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам: напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли (Василий Великий).

Занятия заботами о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном (Григорий Нисский).

Иметь попечение о видимом свойственно не представляющим для себя никакой надежды в будущем веке, ни страха суда, ни угрозы гееннской, ни ожидания благ, ни чего-либо уповаемого по воскресении; свойственно людям, которые, наподобие животным, видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что может дать удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований (Григорий Нисский).

Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога, ибо за силой и красотой следует старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть, а правда пребывает вовек (Ефрем Сирин).

Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые только внешними благами нерадят о внутренних благах и не обращают внимания на то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее, они всю свою заботливость обратят на свою душу и будут украшать ее, она сделается жилищем Христовым (Иоанн Златоуст).

Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (Нил Синайский).

Увлечение попечениями — падение души. Исправляется она безмолвием в разуме.

Мы не должны иметь никаких помышлений, кроме помышления страха Божия. Если кто будет принужден позаботиться о потребностях тела, то никак не должен попустить себе размышления об этом прежде времени (Изречения безымянных старцев).

Если бы мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так временного (Симеон Новый Богослов).

Лучше носить ветхое и заботиться о душе в страхе Божием, чем одеваться пышно и жить неблагочинно (Ефрем Сирин).

Что может быть безопаснее и выше, чем иметь лишь одну заботу о том, как угождать Богу (Иоанн Златоуст).

Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он и наше имение устроит во всякой безопасности (Иоанн Златоуст).

Не будем нерадеть о душах своих, потому что душе нет цены. Охотно потерпим искушение, всякую скорбь и тесноту; будем Укрощать тело, порабощая его душе строгим постом, бдениями, трудами и вообще суровой жизнью, чтобы душа наша со дня на день обновлялась (Иоанн Златоуст).

Заботься о том, что бессмертно, о том же, чего вскоре не будет, не прилагай попечения. Здешнее, добро ли оно или худо, имеет конец, и притом весьма скорый, а тамошнее и предела не знает, и конец ему неизвестен (Исидор Пелусиот).