Зависть

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

«Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Пр. 14:30).

«Не негодуй на злодеев, и не завидуй нечестивым» (Пр. 24:19).

«Да не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем» (Пр. 23:17).

«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» (Пс. 36:1).

«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (Ек. 4:4).

«Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3:16).

«Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:1-2).

«Любовь не завидует» (1 Кор. 13:4).

Зависть — это чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого.

Зависть — это свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе (В. Даль).

Зависть есть печаль о благополучии ближнего (Василий Великий). Завистник по чужому счастью сохнет (народная мудрость).

Зависть есть корень убийства (Иоанн Златоуст).

Зависть есть дочь гордости; умертви мать — и дочь ее погибнет (Блаженный Августин).

Зависть непримиримее ненависти.

Зависть есть неудовольствие души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им (Г. Лейбниц).

Зависть — враг счастливых (Эпиктет).

Зависть и клевета живут совместно (русская народная мудрость).

Зависть полагает начало раздору среди людей (Демокрит).

Зависть — это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу (Василий Великий).

Зависть есть самый непреодолимый род вражды (Василий Великий).

Зависть — страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость (Иоанн Златоуст).

Зависть — причина всякого зла, всему доброму враг. По зависти Каин убил, Авеля. Исав преследовал Иакова, Саул гнал Давида, и бесчисленное множество зол по зависти творится в мире. Зависть и ненависть затворяют небо, ослепляют разум, помрачают душу, отягчают совесть, опечаливают Бога, веселят бесов. Тот, «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11). Зависть не может предпочитать полезное: «где зависть и сварливость, — говорит апостол, — там неустройство» (Иак. 3:16). Итак, будь благодарен за свое положение, дарованное тебе от Бога; держись того, что дал тебе Бог, а не завидуй тем, кто больше тебя благополучием и честью; к чему ты призван, в чем устроен, в том И пребывай, о большем же завистливо не ревнуй. Облеченных честью от Бога и от людей и ты почитай и, отвечая им, будь любезен и смирен. Не отнимай завистью у того, кому Бог что-либо даровал, и не восхищай с гордостью себе, ибо никто не может ничего достать себе сам, если не даст ему Бог, ибо всякая власть и честь от Бога (Димитрий Ростовский).

Жители Назарета дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо сущность ее составляют ложь и злоба. Эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена.

В малых размерах она бывает у всякого, если равный, а тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу, тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника, и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не погубит самого завидующего. Доброжелатели, у которых симпатии преобладают над эгоистическими чувствами, не страдают от зависти. Это и указывает путь к погашению зависти всякому, мучимому ею. Надо спешить возбудить доброжелательство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде — и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее — измучит, иссушит и вгонит в гроб, если не одолеешь себя и не прекратишь делать зло тому, кому завидуешь (Феофан Затворник).

Зависть

Зависть — ночь, страшней осенней ночи,

Ни огня, ни звездного луча.

Зависть — червь, что вечно душу точит,

Острая секира палача.

Проклиная горести, невзгоды,

Разрываясь сердцем от тоски,

Красоте завидуют уроды,

Молодым и сильным — старики.

Зависть людям счастья не давала,

Заводя в непроходимый ад.

Почему он в чине генерала? —

Говорит завистливый солдат.

Какие деяния повсюду?

За добро завистник платит злом.

Страшного предателя Иуду

Можно видеть в обществе любом.

Изгонялись зависти пророки,

На Голгофе распят Божий Сын.

Но уже близки расплаты сроки,

Зависть не сокроет ни один.

Зависть подобна серной кислоте. Она разъедает нормальные взаимоотношения между людьми, делает людей несчастными.

Зависть не может равнодушно смотреть на успехи другого.

Зависть равносильна убийству; это причина первого человекоубийства, а потом и богоубийства (Григорий Палама).

Опасный враг

Я опаснее, чем все объединения армий мира. Я повреждаю большее количество людей, чем солдаты всех наций. Я разрушаю больше бомбы домов и очагов. Я нахожу свои жертвы среди богатых и бедных, среди молодых и стариков, среди ученых и неучей. Я препятствую успехам всякого предложенного плана. Меня можно найти повсюду: в домах и мастерских, в конторах и на улицах. Я произвожу духовное разрушение, унижение и смерть. И тем не менее мало людей, которые пытались бы избежать меня. Я часто бываю у твоей двери и приду опять. Я твой смертельный враг. Мое имя — зависть.

Великое зло приносит людям зависть. Проникая в душу, она усыпляет совесть. Она заставляет считать сучки в глазах ближних, а потом, выделяя смертоносный яд, отравляет душу подозрительностью и горечью ревнивых мыслей и обид. Как на дрожжах поднимается пухлое «я» и берет под контроль всю жизнь. Глаза становятся кривыми стеклами, в которых искажается истина. Сердце завистника наполняется возмущением, его язык произносит обвинение на невинного, как это случилось с Аароном и Мариамью, которые упрекали кротчайшего на земле человека — Моисея. Но ужаснее всего этого то, что эта, с первого взгляда незаметная, скверна доводит до предательства и убийства. Из зависти был предан Христос. Из зависти были брошены в темницу апостолы.

Завистливые хуже зверей, ибо эти нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище, или прежде бывают раздражены нами; а те, быв и облагодетельствованы, поступают часто с благодетелями как с врагами (Иоанн Златоуст).

Из всех пороков и недостатков характера зависть — один из самых скверных, отвратительных и универсальных. Он всеми порицается, но, вместе с тем, всеми тщательно скрывается. Это пагубное чувство — краеугольный камень светской жизни.

Зависть свойственна всем расам, нациям, племенам и народам.

Из всех человеческих чувств зависть — самое отвратительное. Зависть — это злокачественная язва души. Если зависть овладевает сердцем верующего, она пресекает его дальнейший духовный рост.

Зависть и алчность порочных людей нередко бывают причиной тяжелых последствий.

Чувство зависти, словно ржавчина, разъедает душу, делая человека слабохарактерным и злым.

Бывает зависть, основанная на недоброжелательности. Взгляд на прекрасного человека вызывает не желание возвыситься до этой красоты, а ненависть к ней. Это самое извращенное, самое противоестественное чувство.

Зависть не дозволяет наслаждаться тем, что имеет, потому что терзается желанием того, чего недостает.

Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают несколько кроткими благотворения, но завистливый еще более раздражается оказанным ему добром. Он более оскорбляется силою благодеяния, чем чувствует благодарность за благодеяние (Василий Великий).

Чувство зависти грешно, потому что противно любви к ближнему, и бесполезно, потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучит нас; но оно не нужно, потому что Бог, премудрый и всеблагой, конечно, не поставил нас в такое положение, чтобы мы, по справедливости, могли завидовать другим, как бы обиженные провидением.

Зависть — страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых (Григорий Богослов).

Зависть подобна моли: съедает ту одежду, в которой родится. И она съедает то сердце, в котором рождается.

Зависть везде и во все века, особенно религиозная зависть, была и остается сегодня распространенной, губительной болезнью.

Два самых заразительных греха наших дней — зависть и любостяжание. Зависть может разрушить вашу духовную жизнь, сделать вас одиноким и ослабить ваш христианский подвиг. Не подчиняйтесь этому разрушительному злу. Оно может уничтожить ваше счастье и лишить вас радости жизни.

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих (Василий Великий).

Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась в церкви. Она издавна была причиной множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду (Иоанн Златоуст).

Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, кто мнит о себе, что он есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считает за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» (1 Цар. 18:8). Поэтому и начал гнать неповинного (Тихон Задонский).

Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. Так, завистью низринуты наши праотцы из высокого блаженства в бедственное состояние. Зависть научила Каина восстать на брата своего Авеля и убила его. Дело зависти, что Иосиф продан в Египет. Зависти должно приписать, что иудеи вознесли на крест Христа, Господа и Благодетеля своего. Так от гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба приводит к самому неблагополучному концу. Корень убийства — зависть (Тихон Задонский).

Зависть гибельнее и труднее для излечения, чем все пороки, ибо она еще более воспламеняется теми лекарствами, от которых страсти прекращаются. Например, кто скорбит о причиняемом ему вреде, тот исцеляется щедрым вознаграждением; кто негодует о нанесенной обиде, тот умиротворяется смиренным извинением. А что сделаешь тому, кто еще более оскорбляется тем, что видит тебя более смиренным и более приветливым, которого воспламеняет гневом не корыстолюбие, но раздражает чужое счастье. Кто же для удовлетворения завистливого захочет лишиться благ, потерять счастье, подвергнуться какому-либо бедствию? (Иоанн Кассиан Римлянин)

Грех зависти не ходит в одиночку. Поддавшись этому злому демону, завистник не способен сопротивляться другим недобрым чувствам: осуждению, ненависти, клевете, злословию, жестокости и убийству. По зависти Саул пылал гневом на Давида, Аман — на Мардохея, зависть убила Цезаря и сослала Цицерона.

Иногда зависть бывает вызвана тем предпочтением, какое люди оказывают не нам, а тому, кого мы обычно расцениваем ниже себя. Интересно, что, завидуя тому, кто, по нашему мнению, гораздо ниже нас, мы тем самым соглашаемся, что мы ниже его; ибо высший никогда не станет завидовать низшему.

Завистник, увидев другого счастливым, сам становится несчастным. В глазах завистника успех ближнего — явное преступление.

Завистниками оказываются, в большинстве случаев, строгие критики, гордецы, ленивцы, глупцы. Некто сказал, что людям неталантливым, но с большими претензиями, ничего больше не остается делать, как завидовать и порицать настоящие таланты.

Завистливые люди считают счастье других своим несчастьем.

Психологи утверждают, что честолюбивые люди раньше других замечают честолюбие других. Завистливые замечают зависть других; лживые — лживость других; словом, каждый стоит настороже по отношению собственных недостатков у других.

«Отчего этот человек не весел?» — спросили у одного мудреца, указывая на завистливого, который всегда ходил с пасмурным и печальным лицом. «От того, — отвечал опытный знаток, — что либо ему приключилось какое несчастие, либо ближнему его посчастливилось».

Завистник почитает чужое несчастье своим счастием, а благополучие других — своим злополучием (Иоанн Златоуст).

Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего; что может быть гнуснее этого? (Иоанн Златоуст)

Многие из нас плачут с плачущими, но не радуются с радующимися.

Завистливый нимало не разнится с человеком, который ничем не покрыт и в которого все мечут стрелы (Василий Великий).

Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним, или даже не превзошли его.

Завистливый считает своими врагами и тех, кто его ничем не обидел.

Не заботясь о своих недостатках, завистливый мучится совершенствами других.

Завистливый, если не может уже превратить добродетели ближнего в пороки, то приписывает им худые побуждения.

Завистливый человек, не обращая внимания на добрые качества лица, на светлые стороны его жизни, изыскивает в нем одни слабости, недостатки и жалит, как жалом, языком своим.

Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует (Иоанн Златоуст).

Завистливый, желая погубить другого, погубляет самого себя (Иоанн Златоуст).

Если зависть есть скорбь, то у завистливого столько скорбей и страданий, сколько у других различных благ и совершенств. Эта болезнь есть начало вечных страданий.

Поразительно то, что редко кто завидует человеку в его духовных достижениях: тому, кто больше любит, дольше терпит, не в меру щедр или весьма справедлив. Зависть возникает не в сфере стяжаний добродетелей, а в области стяжаний материальных.

Люди простят вам все, кроме успеха.

Человек, лишенный достоинств, неизменно завидует им в других, ибо душа человеческая питается либо собственным благом, либо чужим несчастьем (Ж. Лабрюйер).

Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям (А. Пшавела).

Люди обыкновенно не столько радуются тому, что им дано, сколько горюют о том, что им не дано (В.Г. Белинский).

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем (Ф. Ларошфуко).

Завистник печален либо тому, что ему не повезло, либо тому, что кому-то другому повезло (Бион Борестенит).

Самой черной мукою томим тот, кто во всем завидует другим (А. Джами).

Других недоброжелателей более кроткими делают благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро (Василий Великий).

Завистливый живет в непрестанной смерти, всех считает своими врагами, даже тех, кто ничем его не обидел. Он скорбит о том, что воздается честь Богу; радуется тому, чему радуется диавол (Иоанн Златоуст).

Хотя бы ты подавал милостыню, хотя бы вел трезвенную жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату (Иоанн Златоуст).

Ныне зависть не считается пороком, почему и не заботятся об избавлении от нее (Иоанн Златоуст).

Как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое Дерево, так и зависть прежде всего сокрушает душу, породившую ее. А потому, кому завидует, делает не то, что желала бы, а совсем противное. Ибо злоба завидующих доставляет только большую славу тем, кто подвергается зависти (за добродетель), потому что страдающие от зависти преклоняют Бога себе на помощь и пользуются содействием свыше, а завидующий благодати Божией легко впадает в руки всех (Иоанн Златоуст).

Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет до последней степени безрассудства (Иоанн Златоуст).

Из зависти, как из источника, проистекает для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога (Василий Великий).

Горе завистникам, ибо они делают себя чуждыми благости Божией.

Диавол радуется нашей гибели; сам пал от зависти и нас низлагает с собою той же страстью (Василий Великий).

Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу ее.

Неразумно считать своими врагами тех наших духовных работников, кто в действительности является нашим законным соревнователем, конкурентом. Подобная ошибка порождает между способными братьями зависть и разные недоразумения.

Завистливый христианин — это человек плотской, «живущий не по духу, а по плоти».

Нельзя быть одновременно и завистником, и христианином. Против зависти есть единственное средство — любовь.

Любовь — естественная доброта; зависть — скрытый, замаскированный эгоизм.

Любовь — «от вышних», зависть — «от нижних».

Любовь — откровенная, прямая, серьезная, приятная, мудрая; зависть — всегда прячущаяся за лукавую улыбку, прикрывающаяся лестью, легкомысленная, пустая и хитрая.

Любовь — «плод Святого Духа», зависть — плод нераспятой греховной плоти.

Любовь — от Бога; зависть — от сатаны.

Любовь — свободна от всякой подделки; зависть — неискренна и лицемерна.

Любовь — безопасна, как голубь, как агнец, как ангел; зависть — опасна, как демон, как хвост скорпиона, как зуб змеи, исполненный смертоносного яда.

Любовь — мирна, довольна и счастлива; зависть — недовольна, Неспокойна и несчастна.

Любовь — готова на всякое доброе дело, зависть — на любое злодеяние.

Бальзам от зависти — любовь: она не завидует.

Человек, очистившийся от зависти, в значительной степени очистится от всего, что связано с распрями и раздорами.

Берегись зависти более от друзей, чем от врагов; потому что враг завидует явно, а друг — тайно.

Вернейший признак высоких добродетелей — от самого рождения не знать зависти (Ф. Ларошфуко).

Зависть стреляет в других, но ранит себя.

Будем остерегаться зависти, чтобы не стать сообщниками противника — диавола и впоследствии не подвергнуться с ним осуждению (Василий Великий).

Будем избегать зависти — этой пагубной страсти и всеми силами исторгать ее из своей души. Это — гибельнейшая из всех страстей и вредит самому спасению нашему; это изобретение самого диавола (Иоанн Златоуст).

Будем помнить, что корень зла берет свое начало от падшего ангела, позавидовавшего славе Бога.