Зло

«Вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его» (Вт. 9:18).

«Истреби зло из среды себя» (Вт. 13:5).

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Вт. 30:15).

«Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар. 12:25).

«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Пр. 15:28).

«Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий» (Пр. 16:27).

«Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Пр. 17:13).

«Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9).

«Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:9).

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

Зло — это все дурное, плохое и вредное; злое чувство, гнев, досада; беда, несчастье и неприятность.

Зло — это худое, лихое; тяжко, жестоко; зло олицетворяется духом тьмы (В. Даль).

Злой — это вредный, пагубный человек, причиняющий зло другим (В. Даль).

Зло возникло через отпадение от Бога.

Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страстей (Ефрем Сирин).

У зла разные виды проявления, но один источник — диавол. От него зло исходит.

Зло не есть бытие, а только отсутствие положительного бытия, то есть добра.

Наука оказывается беспомощной пред мировым злом. Зло царствует.

Как оливы не могут произрасти от смоковницы, так же и добро не может произрасти от зла (Сенека).

Начало зла есть рассеянность.

Надо отражать (в себе) зло в начале; даже в том случае, если первые преступления (нравственного закона) не влекут за собою дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими; если душа вознерадит, они доходят до большего (Иоанн Златоуст).

Зло, которое считают ничтожным, легко оставляют в пренебрежении, а оставленное в пренебрежении, оно усиливается, усилившись же, становится неизлечимым (Иоанн Златоуст).

Зло — не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных, вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла во вне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия (Василий Великий).

Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее (Афанасий Великий).

Зло не имеет ни особой сущности, ни царства, оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Есть зло по отношению к нашему восприятию и по своей природе. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться ко греху. Смерть приходит, когда кончается срок жизни, от начала назначенной каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха, чрезмерные дожди — это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует, несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частным наказанием устраивает спасение в целом (Григорий Богослов).

Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла (Марк Подвижник).

Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом и злом для нашего достоинства разное: одни — бедность, другие — болезни или потерю имения, или злословие, или смерть и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол (Иоанн Златоуст).

Свойства зла и ненависти к людям — раскрывать все их недостатки, выносить их на свет для осуждения окружающих, а все хорошее прикрыть, затушевать, промолчать о нем.

Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страстей (Ефрем Сирин).

Зло везде и всюду окружает нас. Оно неумолимо входит в нас, стремится полностью овладеть нами и тем самым погубить нашу душу.

Злоба такова, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно усиливается, как огонь, нашедший сухие материалы (Иоанн Златоуст).

Равно худы: и готовность на худое, и медлительность к лучшему (Григорий Богослов).

Зло, в неведении своем содействуя по мановению Божию добру, не перестает пребывать для себя и для совершающих его тем, что оно есть, — злом (епископ Игнатий).

Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и в вечности, способствует этим его спасению (епископ Игнатий).

Мерзкий и достойный смеха грех есть злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость, согрешающему доставляют. Вор крадет, чтобы душу насытить, блудник блудодействует, чтобы плоти угодить; злобный без этого всего злобится. Он грешит и мучится, беззаконнует и терзается, мстит и отмщение терпит. Так злобному сама злоба его есть наказание и бич. Если бы можно было посмотреть в сердце злобного человека, то не иное что явилось бы там, как адское мучение. Поэтому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают: злоба, как яд, съедает плоть их (Тихон Задонский).

Сделанного оскорбления не возвратить, а месть немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся. Ибо часто бывает, что хотящие мстить не только желаемого не получают, но и в большие беды впадают, и нечаянно падают в яму, которую роют для ближнего. Так, Аман сам погиб на том дереве, которое было приготовлено неповинному Мардохею (Есф. 7:10) (Тихон Задонский).

Зло делает врагов друзьями, но только эта дружба кратковременна.

Злой человек, как змея, вырабатывает яд в сердце своем и этим ядом отравляет жизнь не только других, но и свою собственную.

Змея змее — не подруга; злые не терпят друг друга.

«Изобретательны на зло» (Рим. 1:30). Это выражение характеризует человека, не удовлетворенного обычными способами грешить и изыскивающего новые темные пороки, человека пресыщенного и ищущего новых и острых ощущений в каком-нибудь новом грехе.

Обман и сила — оружие злых.

Злые преследуют добродетель сильнее, чем добрые ее любят.

Вола берегись спереди, лошади сзади, а злого человека — со всех сторон.

Признак злого человека — везде искать закона и на бумаге — написанного правила, как поступать, тогда как перст Божий в сердце нашем указывает, что мы обязаны делать для ближнего то, чего и себе желаем.

Злой не верит, что есть добрые люди (русская народная мудрость). Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему (Л.Н. Толстой). Скорпион жалит не от злости — такова его натура (Саади).

Тьма света не любит — злой доброго не терпит (русская народная мудрость).

Ни один злой человек не бывает счастлив (Ювенал). Жизнь злых людей полна тревог (Д. Дидро).

Худо тому, кто добра не делает никому (русская народная мудрость).

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние (Саади).

Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя (Анахарсис).

В человеке есть зло, которое нельзя укротить одной уздой закона.

Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения (Феофан Затворник).

Противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение (Феофан Затворник).

Современный разум может отрицать диавола, но принцип зла от этого не исчезнет.

Выдающийся методистский проповедник доктор Клавис Чеппель пишет в своих «Проповедях о притчах» следующее: «По-видимому, Иисус Христос вместе со святыми Нового Завета верил в существование злой личности, называемой диаволом. В наши дни это учение отброшено». Но он добавляет: «Если мы не можем больше считать, что существует зло, приписывая его диаволу, мы все же не можем уничтожить факта существования самого зла. А грех — это темный факт, как бы его ни объяснять».

Смешение того, что Божие, с тем, что человеческое, составляет характерный признак зла.

Мы жестоко ошибаемся, если надеемся «научиться делать добро» раньше, чем перестанем «делать зло».

Метафизическое зло, по Библии, есть лишь свободное уклонение данного существа от своей нормальной природы.

Вот корень всякого зла: церковь удалилась от авторитета Христа, каким Он нам изображен в Слове Его.

Утверждать, что мы уповаем на Господа, и делать в то же время зло — значит обращать благодать Бога нашего в повод к распутству (Иуд. 4).

Мы готовы истребить часть зла, но не соглашаемся все зло вырвать из сердца своего. Мы согласны сжечь дерево кумира, сохраняя однако для себя его золото и серебро.

Не в том главная опасность, что закралось зло в среду верующих, а в том, что оно получило в них право гражданства.

Помните, что злое семя можно посеять тайно, но нельзя скрыть его урожая.

Наука, искусство, техника необходимы и ценны! Но как ничтожна их роль в вопросе искоренения мирового зла или возрождения человеческой натуры!

Кто принимает зло без сопротивления, тот сотрудничает со злом.

Жить с горечью в сердце, с неприязнью к ближнему — это значит носить в душе яд.

Остаться безучастным к страданиям своего ближнего есть зло.

Недостаточно ведь только воздерживаться от зла, но должно стараться делать добро.

Зло никаким образом не истребляет зла; а потому, если кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло.

В молчании и кротости спокойствие и благополучие жизни; а кто воздает злом за зло или ругательством за ругательство, тот никогда не будет спокоен и не может помышлять о блаженной жизни в будущем (1 Пет. 3:9-11).

Погибнет тот, кто обдумывает погибель другого.

Не делай зла. Бедность не может служить оправданием зла. Если будешь делать зло, станешь еще беднее.

Пусть не делает зла другому тот, кто не хочет жить в печали и горести.

Если человек любит себя, пусть не делает зла, как бы мало оно ни было.

Зло возвращается на того, кто его сделал, так же, как пыль, брошенная против ветра.

Нельзя спасти душу свою злом, нельзя прийти к добру дорогою зла, как нельзя прийти домой, идя прочь от дома.

Отвечай добром за зло — ты уничтожишь в злом человеке все то удовольствие, какое он видит во зле.

Не делать зла даже врагам — в этом великая добродетель. Зло злом не уничтожается, а наоборот, умножается.

Человек может знать добро, но не всегда может творить его: он невольно, при все добром расположении, увлекается силой богопротивных влечений от добра ко злу.

Быть лучше злых людей (а таких на свете много) — это не значит еще быть добрым.

Не только делающие зло, но и одобряющие его, подвергаются одинаковому с ним или даже более тяжкому наказанию (Иоанн Златоуст).

Велико ли, мало ли зло — его не надо делать (Эзоп).

Не делай зла, и тебя не постигнет зло.

Зло, исходящее из наших уст, попадает нам же самим в сердце (Джордж Герберт).

Наблюдай время и храни себя от зла, и не постыдишься за душу твою.

Памятуй о смерти и не возносись, ибо еще немного — и сойдешь во гроб. Какую пользу принесут тебе злые дела? (Ефрем Сирин)

Всегда нужно помнить о суде Божием — и все зло угаснет (Иоанн Златоуст).

Зло не уничтожает зло. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.

Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло — вот что действительно значит страдать от зла (Иоанн Златоуст).

Божие домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе (Иоанн Златоуст).

Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро (Иоанн Златоуст).

Будь мудр: молчанием заграждай уста клевещущим на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо на тебя — это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума (Антоний Великий).

Кто страшится геенны, тот да извергнет из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное определение отвержения! Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная сила врагов соединена с неимоверным коварством.

Законодатель обоих заветов один. Но закон иудеям, как необузданным, запрещал только дела. А Евангелие, преподавая нам учение, как умудренным, преграждает и сами мысли, от которых рождаются действия, как источник зла, не только наказывая строго грехи совершенные, но и полагая надежные преграды их совершению. Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39) Закон мерою наказания полагает равенство страдания, позволив обиженным делать столько же зла, сколько сами потерпели, чтобы предотвратить злое дело опасением потерпеть то же самое. А Евангелие кротостью страждущего препятствует пороку простираться далее

Отмщение было не прекращением прежних дурных дел, но вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой усиливался отомстить за старое и не знал никакого предела во зле. Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и мститель впадали в непримиримый раздор, и что было премудрого в законе, что законодатель установил к предотвращению грехопадения, то принуждали сделаться поводом ко греху. Столько породилось зла, что Евангелие, угашая его, как огонь, в начале, остановило это нарастание зла (Исидор Пелусиот).

Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла, — смирение (епископ Игнатий)

Первое противление злым помышлениям — трезвение и бодрствование молитвой (Феофан Затворник).

Библия не теряет времени на рассуждения о происхождении зла; она снаряжает человека на борьбу со злом, которое совершенно определенно находится в мире.

Путь к победе над злом — проповедь истины Христовой как словом, так и собственной жизнью.

Мировое зло — явление только временное. «Близок всему конец» (1 Пет. 4:7)

Мы вернемся в рай лучшими, чем вышли из него; ибо мы вышли из него с познанием зла, а вернемся с победой над злом; вышли побежденными, а вернемся победителями.