Избрание

«Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Вт. 7:6).

«Ты, которого Я взял от концов земли, и призвал от краев ее, и сказал тебе: ты — Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:13).

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1).

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16).

«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4).

Избранник — лицо, выбранное кем-либо, предпочтенное другим; человек, выделяющийся среди других своим талантом, способный совершить то, что недоступно другим.

Для подлинного понимания замысла Божия и воли Божией относительно судеб человеческих необходимо принять во внимание принцип избрания. Но человек, в силу своей греховности, склонен не доверять Богу, завидовать своим братьям и отвращаться от принятия Божией благодати и щедрости: он или ропщет, когда они даруются другому (Мф. 20:15) или превозносится, если они даруются ему одному, как будто этим он обязан только самому себе (словарь библ. богословия, с. 419).

Опыт избрания есть опыт судьбы, отличный от судьбы других народов, опыт особого положения, определяемого не слепым стечением обстоятельств или человеческими успехами, а мудрой и суверенной инициативой Бога (словарь библ. богословия, с. 420).

До Авраама схема истории человечества содержит случаи особого расположения Божия к Авелю (Быт. 4:4), особых милостей к Еноху (Быт. 5:24), исключительное избрание Ноя (Быт. 7:1), благословение, дарованное Симу (Быт. 9:26), но еще не говорит об избрании

в прямом значении этого слова. Однако принцип избрания все время наличествует в ней: вся история ведет к тому, чтобы из среды всего человечества, предавшегося греху и мечтавшего возвыситься до небес (Быт. 11:4), Бог, очи Которого обозревают все поколения, избрал Авраама, чтобы в нем благословить все племена земные (Быт. 12:3) (словарь библ. богословия, с. 421).

Тема всей Книги Бытие — парадоксальное сочетание нормальных последствий первоначального избрания Авраама и деяний Бога, совершенно меняющих человеческие проекты, тем самым поддерживающих и верность Его обетованиям, и суверенный приоритет в выборе (словарь библ. богословия, с. 421).

Из среды избранного народа Бог постоянно избирает отдельных людей, на которых Он возлагает некое посланничество, временное или постоянное, и этот выбор, выделяющий их и посвящающий, в свою очередь, воспроизводит черты избрания Израиля (словарь библ. богословия, с. 421).

Цель избрания — образовать народ святой, посвященный Богу, поставленный выше всех народов в чести, славе и великолепии (Вт. 26:19) (словарь библ. богословия, с. 423).

Результат такого избрания, выделяющего Израиль среди других народов, вовлекает его в историческую судьбу, не имеющую общей меры с судьбой остальных народов (словарь библ. богословия, с. 423).

Иисус Христос — избранный Божий. Хотя само это наименование редко дается Иисусу Христу в Новом Завете, оно всегда применяется к Нему в торжественные часы Его служения: при крещении, преображении, распятии — и каждый раз ассоциируется с образом Служителя. Бог, именуя Его, свидетельствует, что в Иисусе из Назарета Он завершает дело, которое Он начал избранием Авраама и Израиля, во всей полноте достойного этого имени, единственного, Кому он может доверить Свое дело и Кто способен исполнить всю Его волю (словарь библ. богословия, с. 424).

Божественное избрание пребывает в Церкви Иисуса Христа как реальность жизненного опыта.

Не реже, чем «избранные», в Новом Завете говорится «избранные Божий»; этим утверждается личный и суверенный характер этого избрания (Мк. 13:20,27).

Однако возможно, «получив познание истины», потом «попирать Сына Божия и не почитать за святыню кровь Завета» — и тогда «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:26-31). Возможно такое отвержение, которое является не отстранением от избрания, но в пределах избрания выражает суд избранного, отказывающегося от тех, кто не верен призванию (словарь библ. богословия, с. 426).

Избрание — это призыв к святости.

Термин «избрание» предполагает Божий выбор определенных групп и людей для дарования Им Своей милости. Этот выбор (избрание) базируется на Его суверенном желании (соизволении), а вовсе не на ценности, доброте или характере человека, которые он проявил бы еще до своего избрания.

Цель библейского учения об избрании и предопределении — ввести прощенных грешников к поклонению Богу за ту Его милость, которую они получили от Него. Они приходят, чтобы увидеть, что спасение целиком произошло от Бога и ни в малейшей мере не от них самих.

Избрание и предопределение всегда направлены ко спасению и его блаженству и никогда — к осуждению. Неоспоримая истина — то, что никто не начинает веровать в Спасителя до тех пор, пока Бог, Дух Святой, не убедит его. Но также истинно и то, что все те, кто не верует во Христа, сделали свой выбор сами. Бог никогда не изгоняет никого, кто желает быть спасенным.

Избранники или избранные — это люди, пережившие на опыте встречу с живым Богом.

С одной стороны, суверенное избрание Божие, а с другой стороны, ответственность человека перед Богом — это два основания истины спасения, это как бы две стороны одной и той же медали.