Божий гнев

«Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Вт. 4:24).

«Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» (Иер. 10:10).

«Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их» (Ис. 34:2).

«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» (Наум. 1:2).

Гнев Божий — неоспоримая реальность. Он распространяется на всех ожесточенных в грехе.

Бог свят: Он не может выносить проявление греха, и гнев Божий является уничтожающей реакцией против греха

В Боге как бы борются два чувства: гнев и милосердие, являющееся выражением страстной привязанности Бога к человеку Но выражаются они по-разному: конечное проявление гнева Его будет в последний день; он отождествляется с адом, а милосердие — с любовью; здесь на земле через наказания оно призывает грешников к обращению, чтобы они могли восторжествовать на небе.

Где налицо гнев Божий, там, следовательно, был грех человека. Книга Судей подразделяет историю Израиля на три части: отступничество народа, гнев Божий и обращение Израиля.

Таким образом, Бог оказывается правым в тяжбе, которую начал с Ним грешник (Пс. 50:6); грешнику же открывается первое значение гнева Божия — ревность святой любви. Пророки объясняют наказания, испытанные народом в прошлом, его неверностью завету с Богом (Ос. 5:10; Ис. 9:12).

Святой Израилев не может терпеть грех в избранном Им народе. И на языческие народы гнев Его изливается в меру их гордыни, побуждающей их преступать надлежащие пределы данной им миссии (Ис. 10:5-15).

Если гнев Божий тяготеет над всем миром, то это потому, что мир грешен. Устрашенный этим угрожающим ему гневом человек исповедует свои грехи и ожидает милости (Мих. 7:9).

Проявляя гнев, Бог поступает не как человек: не месть владеет Им, а Он владеет ею.

Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные — силы, истребляющие врагов Божиих. Как огонь страшен для горючих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божий (Василий Великий).

Когда читаем о гневе или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он — Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздаяния, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли (Иоанн Кассиан Римлянин)

Ты, Господи, не гневаешься, когда недоволен, и не гневаешься, когда наказываешь Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, мир не стерпел бы гнева Твоего (Ефрем Сирин).

чтобы мы вразумились и исправились, а не оставались в грехе (Иоанн Златоуст).

Гнев Божий проявляется болезненным чувством в обучаемых причиняется он невольными неприятностями, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению надменный ум (Максим Исповедник).

Божество бесстрастно; и, наказывает ли, поражает ли, — делает это не с гневом, как люди, но по промыслу и великому человеколюбию. Потому надо иметь большое дерзновение и уповать на силу покаяния (Иоанн Златоуст).

Благ Господь, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по заслугам, по достоинству (Василий Великий).

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18). И как только падет, последует вечная смерть бедного грешника. Так пал гнев Божий на садомлян — и погибли; пал на ожесточенного фараона — и он утонул в море, как олово, со своим воинством; пал на беззаконных израильтян в пустыне — и умертвил их: «гнев Божий пришел на них, убил тучных их» (Пс. 77:31). Ах, бедный грешник! Меч острый над тобой висит, грозит смертью, и если не сойдешь с места, падет на тебя. Сойди, чтобы не пал он, не поразил тебя и не рассек, не поверг тебя одной участи с лицемерами (Мф. 24:51) (Тихон Задонский).