Крещение

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:13-15).

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, ко обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4).

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).

Крещение есть исполнение заповеди Господа (Мк 16:15-16). Исполнение этой заповеди есть плод любви к Иисусу Христу. Вступающий в Церковь через водное крещение дает обещание доброй совести Богу и Церкви, обещание верности до конца своей жизни (1 Пет. 3:21).

По-гречески «крещение» означает «погружение». Следовательно, крещение есть погружение в воду. Посредством погружения в воду верующий человек свидетельствует о своей смерти для греха. Вода, покрывающая крещаемого, олицетворяет погребение; выхождение из воды олицетворяет воскресение со Христом для новой жизни силою Воскресшего (Рим. 6:3-6; Кол. 2:12-13).

Крещение есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, оставаться верным Ему во все дни своей земной жизни (1 Пет. 3:21).

Крещение есть правда Божия (Мф. 3:15), заповедь и завет Божий, свидетельство перед земными и небесными, смерть и воскресение (Рим. 6:2-4). Оно преобразует облечение во Христа (Гал. 3:27), одеяние в одежды праведности и вхождение в имя Господа Иисуса Христа — как в крепкую башню (Пр. 18:10), во свидетельство того, что грехи прощены (Деян. 2:38). И крещение есть также исполнение слова Божия для спасения (Мк. 16:16) и присоединения к церкви Иисуса Христа (Деян. 2:41).

Иисус Христос к крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность Своего человечества, преимущественно же для того, чтобы крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кто крещен был Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное крещение открыто Господом нашим (Ефрем Сирин).

Придя к Иоанну, чтобы принять крещение от него, Иисус Христос повинуется воле Отца Своего (Мф. 3:14) и смиренно ставит себя в среду грешников.

Так как Иисус Христос благоволил принять на Себя все наши грехи и принести удовлетворение за весь мир, Он должен был принять и образ кающегося грешника, чтобы получить от Иоанна крещение в оставление грехов (Иоанн Златоуст).

Христос греха не имел, и потому не было Ему нужды омываться от греха, но Своим крещением установил наше крещение (Тихон Задонский).

Крещение Иисуса Христа в Иордане предвозвещает и подготовляет Его крещение в смерть (Лк. 12:50), так что Его общественное служение протекает между двумя крещениями.

Апостол Петр возвещает в день Пятидесятницы народу, привлеченному чудесными явлениями этого дня, необходимость покаяться и креститься, чтобы получить прощение грехов и дар Святого Духа (Деян. 2:38).

Апостол Павел углубляет и дополняет учение о крещении, основанное на словах Спасителя (Мк. 10:38) и на установившемся в церкви обычае (Рим. 6:3). Крещение, преподанное во имя Христа, соединяет со смертью, погребением и воскресением Спасителя (Кол. 2:12). Погружение символизирует смерть и погребение Христа, а выход из воды — воскресение и единение с Ним, которым упраздняется тело греховное (Рим. 6:6) и дается соучастие жизни для Бога во Христе (Рим. 6:11). Смерть в отношении ко греху и дар жизни неотделимы (словарь библ. богословия, с. 507).

Крещение во имя Иисуса Христа или Господа Иисуса (Деян. 2:38, 8:16, 10:48, 19:5; 1 Кор. 6:11) означает, что принявший крещение принадлежит Христу и внутренне соединен с Ним. Этот главный результат представляется в разных своих аспектах: крещенный облекается во Христа, он — одно с Ним (Гал. 3:27); все, принявшие крещение, объединены единством Христа (Гал. 3:28) и Его прославленного Тела (1 Кор. 12:13); отныне они, соединяясь с Господом, «есть один дух» со Христом (1 Кор. 6:17) (словарь библ, богословия, с. 508).

Домостроитель нашей жизни Господь положил с нами Завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (Василий Великий).

Крещение — это видимое выражение заключенного нами союза с Богом.

В плотском рождении мы облекаемся в ветхого Адама; в духовном облекаемся в нового — Христа (1 Кор. 15:49); по Писанию: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). В плотском рождении рождаемся в грехах, как говорит пророк: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7); в духовном — омываемся, очищаемся и оправдываемся от скверн греховных, и делаемся праведными благодатью Христовой В плотском рождаемся детьми тьмы, в области сатанинской; в духовном рождаемся чадами света и от тьмы приводимся в чудный божественный свет, и от области сатанинской — в Царство Христа, Сына Божия (1 Пет. 2:9). В плотском рождаемся «по природе чадами гнева» (Еф. 2:3), в духовном — чадами благодати, чадами благословения Божия. В плотском рождаемся к временной жизни, в духовном — к жизни вечной (1 Тим. 6:12) (Тихон Задонский).

Крещением сообразуемся смерти и воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотию, так и мы в крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить для Бога. Умер Христос — умертвился и грех наш. Погребен Христос — погребен и грех наш. Восстал Христос от мертвых — умертвилась и смерть наша (Тихон Задонский).

Хотя крещение и умертвило для греха крещаемого, но далее он должен постоянно и со всем прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказал нам, и оставаться неподвижным (на зло), подобно мертвецу (Иоанн Златоуст).

Христос есть одежда спасения. (Крещаемый) облекается в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия (Иоанн Златоуст).

Кто по принятии крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе (Ефрем Сирин).

От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела (Григорий Богослов).

Христианин, помни обеты, данные не человеку, но Богу при святом крещении! Страшно солгать Богу! Бог поругаем не бывает. Взыщет Он с тебя обеты твои, когда позовет тебя к Себе на суд. Там ты увидишь, кому ты солгал, не сохранив обетов своих. Вспомни их ныне, и покайся, и твори дела, достойные твоих обетов, чтобы не с ложью явиться на суд и не разделить участь со лживыми (Тихон Задонский).

Крещенный никак не должен допускать в себе действие падшего естества, должен немедленно отвергать всякое его влечение и побуждение, хотя бы они и казались по наружности добрыми. Он должен исполнять единственно заповеди евангельские (епископ Игнатий).

Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми терпеть искушения и от своих домашних. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (Василий Великий).