Леность

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Пр. 6:6).

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» (Пр. 6:9).

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Пр. 19:15).

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Пр. 10:4)

«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Пр. 13:4).

«Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донесть ее до рта своего» (Пр. 19:24).

«Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать» (Пр. 21:25).

«Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!»» (Пр. 26:13).

«Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донесть ее до рта своего» (Пр. 26:15).

«Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Пр. 26:16).

Ленивый — склонный к лени, к праздности, избегающий труда.

Ленивец — это подходящий материал для диавола; из него он может слепить все, что ему вздумается.

Леность — подушка диавола.

Лень — наибольшая помеха в развитии наших способностей (Э. Делакруа).

Лень есть тот из наших пороков, с которым мы легче всего сживаемся.

Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести.

Леность всему злому мать: что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится (Владимир Мономах).

Лень делает всякое дело трудным (Б. Франклин).

Лень приводит к болезням, и это, конечно, укорачивает нашу жизнь (Б. Франклин).

Работа продлевает жизнь, а лень укорачивает (молдавская народная мудрость).

Ленивый все время прикидывается больным (молдавская народная мудрость).

Лень ослабляет тело, труд укрепляет его (Цельс). Скука вошла в мир через лень (Ж. Лабрюйер).

Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает (Б. Франклин).

Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями.

Леность разрушает благоговение, и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Поэтому соединяй благоговение с прилежанием и знанием и будешь истинно благоговейным (Ефрем Сирин).

Леностью питается своеволие, порождается гордость и презрение к своим обязанностям.

Нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным (Иоанн Златоуст).

Леность есть жестокий сон, темница душ, сожительница, собеседница, наставница изнеженных (Иоанн Златоуст).

Леность есть повод к злу и корень зла. Ведь всякому злу научила праздность (Иоанн Златоуст).

«Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12).

Враг времени есть леность; она берет в плен это наше драгоценное сокровище. Как взятый в плен воин уже не воюет за нас, ибо руки и ноги его связаны, так и время, плененное леностью, для нас потеряно, ибо оно никакому уже нашему действию на помогает. А оставшись без времени, которое состоит в непрестанно текущих действиях, как мы можем считаться живущими? Тень не есть тело, а только вид тела; так и человек, расслабленный леностью, не есть живое существо, но только тень живого существа.

Ленивец воображает, что есть страх, где нет страха. Сделать ли что заставят его, отговаривается тем, что нездоров, не сможет, сил и понятия недостает, некогда, есть другие люди, не настало время. Все это отговорки, а настоящая причина — леность; причина же лености в том, что угождением чувствам расслабил свои члены. Причина же расслабления, что истинное понятие о добре и настоящей пользе в нем помрачено. Для таких всякое дело — бремя, и они тем менее извинительны, что грешат не по неведению, но самовольно себя порабощают, и пренебрегают душевными выгодами.

Заботливый любит трудиться, а ленивый только спать стремиться (русская народная мудрость).

Ленивый и усердный не могут ужиться друг с другом, ибо ленивый слишком презирает усердного (М. Эбнер-Эшенбах).

Нищета подобна курьеру; она скоро настигнет ленивого.

Горе ленивцу! Он пожалеет о времени, которое потратил плохо, но, поискав, не найдет его.

Много спать — мало жить; что проспано — то не прожито (русская народная мудрость).

В том, кто расслаблен по жительству, гнездятся все страсти по причине праздности сердца его и потому он не видит своих грехов.

Во всяком деле, в котором действует леность, действует и зло.

Кто любит леность, тот праздностью питает страсти (Нил Синайский).

Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания (Нил Синайский).

Нечистые демоны привыкли пребывать при тех и тех более тревожат, кто расслабляет себя леностью и не радит к молитве (Нил Синайский).

Расслабь руки и колени и предай себя постоянному лежанию и неге; помышляй только о пище и питии, служи чреву и услаждай чувства, повергни разум в бездействие и усыпи все душевные силы — посмотрим, что из этого выйдет хорошего? Дух отяготится унынием и скукой, тело расслабят и измучат болезни, душу обременят пороки, совесть растерзают собственные упреки, обличения и беспокойства; сам себе будешь лишним, другим во вред, и для земли — бесполезная тягость.

Почему младенец со слезами принимается за книгу? Почему некоторые не чувствуют желания спешить в церковь? Потому, что не воображают или настоящей пользы, или проистекающих из небрежения дурных последствий. Так и все ленивые в добродетели есть младенцы. Они не понимают, что такое внутреннее спокойствие духа, что такое душевная радость и мир, как сладок плод добродетели.

Ленивый на доброе осуждается с диаволом и ангелами его (Василий Великий).

Основанием греховной лености служит и то, что мучения ада сокрыты от нас до времени.

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос (Плутарх).

Давать советы лентяям столь же бесполезно, как лить воду в решето.

С лентяями следует обходиться так, как поступают пчелы с трутнями.

Многие священники покупают или занимают свои проповеди, избавляясь таким образом от необходимости думать. Не является ли это отвратительной леностью?

Всякий должен запастись терпением и состраданием к бедности, но для лености — только строгим обличением.

Любовью к Богу изгоняется леность; рождается она там, где отсутствует страх Божий.

Любовь к подвигам есть ненависть к страстям. И напротив, леностью и праздностью удобно вводятся страсти в душу.

Если женщина ленива, ее могут исцелить от этого порока только тщеславие или любовь (Ж. Лабрюйер).

Будь внимателен к себе, чтобы не впасть тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености — начало гибели (Ефрем Сирин).

Берегись лености: она истребляет весь плод трудов христианских.

Не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся, трудись, ибо ныне у тебя жатва, ныне торг и купля: жни, покупай, чтобы не быть жестоко осужденным, если окажешься ничего не имеющим, чтобы не быть чуждым Божией благодати. Получивший талант в евангельской притче не растратил его, но и не умножил, и потому услышал: «Лукавый раб и ленивый… надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:26-27). Ты же не только не умножил, но из-за своей лености и безразличия все погубил. Что же ты скажешь в день страшного суда, когда во всем подробно будешь испытан? Смотри же за собой со вниманием.

Итак, не закапывай данного тебе таланта в землю лености и безразличия, но старайся, трезвись, бодрствуй. Огонь к огню, теплоту к теплоте непрестанно прибавляй, чтобы, умножив и усугубив данное тебе, ты мог в тот день с дерзновением сказать Господу: «Вот, другие пять талантов я приобрел на них». От Господа же услышишь сладостные слова: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21) (Димитрий Ростовский).

Ленивые и праздные земледельцы, увидев братьев своих, собирающих плоды трудов и радующихся, сами же ничего не имея, ибо не трудились, скорбят, тужат, печалятся и упрекают себя, что летом не трудились и вот плодов не имеют. Так и небрежные христиане, увидев других, ублажаемых и прославляемых Господом за подвиг веры и труды благочестия, безутешно заплачут и зарыдают, и будут себя упрекать, что не хотели трудиться во временной жизни (Тихон Задонский).