Лицемерие

«Таковы пути всех забывающих Бога; и надежда лицемера погибнет» (Иов 8:13).

«Веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенная (Иов 20:5).

«Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы» (Иов 36:13).

«Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостию спасаются» (Пр. 11:9).

«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2).

«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).

«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня»» (Мф. 15:7-8).

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1).

Лицемерие — это несоответствие слов и поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям; притворство.

Лицемерить — принимать на себя личину, быть двуличным, действовать притворно, обманывать внешностью; прикидываться смиренным (В. Даль).

Что такое лицемерие? По слову Христа, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). Лицемеры — «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23:24), то есть малые грехи замечающие, а великие считающие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер — выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские. Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением.

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1). Отличительная черта лицемерия — делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, кто ухищряется все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, — необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уже лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься — и избежишь лицемерия (Феофан Затворник).

Не видишь ли, какое зло — лицемерие? Оно — плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, покрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло (Василий Великий).

Из всех наклонностей сердца самая опасная и самая нечестивая — это лицемерие.

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (епископ Игнатий).

Лицемеры обыкновенно порицают в других то, что сами делают, и притом гораздо чаще.

Это род явного обмана: когда всем иное делают, нежели что говорят и обещают устами.

Нет обмана отвратительнее и гнуснее, как тот, который скрывает злобу и ложь под личиной откровенности и становится под защиту религии.

Лицемеры, прежде всего, те, чье поведение не выражает помышлений их сердца.

Лицемер обманывает других с целью завоевать их уважение посредством действий внешне благочестивых, но не сопровождающихся чистотой намерений.

Лицемер действует как будто для Бога, в действительности же он действует для себя самого. Этим самые похвальные поступки, как милостыня, молитва, пост, извращаются старанием показать себя людям (Мф. 6:2,6,16, 23:5).

Лицемер продолжает играть свою роль особенно тогда, когда стоит высоко на общественной лестнице и его слову повинуются (Мф. 23:2).

У лицемера — два лица. Он никому никогда не противоречит, стараясь быть приятным и для вас, и для ваших врагов.

Те, кто притворяются набожными, весьма опасны.

От формализма можно излечить, но лицемерие близко к ожесточению.

Лицемерное благочестие есть лишь сугубое нечестие.

Самое смешное желание — это желание нравиться всем (И.В. Гете).

Не смешон ли стал бы для тебя ворон, если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя? И если человек низких нравов величается благородством, заслуживает ли он уважения? (Григорий Богослов)

Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляют напоказ (Василий Великий).

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (Василий Великий).

Тяжкое состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба.

Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями, прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (епископ Игнатий).

Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (епископ Игнатий).

Осуждение ближнего — признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (епископ Игнатий).

Мы все — грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие (епископ Игнатий).

Ничто так не маскирует человека, как его лицо.

Не словами надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою (Исидор Пелусиот).

Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденным в делах (Исидор Пелусиот).

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?» (Лк. 13:15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывает себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос (Иоанн Златоуст).

Из лицемерного поведения возникает образ мыслей и учение фарисейское; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (епископ Игнатий).

Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (епископ Игнатий).

Иной все человечество готов обнять, как брата, — это на словах, а на деле и брата не обнимет.

Иной имеет в устах слово мытаря, но в нем мысли и сердце фарисея.

Многие на словах последуют Богу, а нравами бегут от Него (Григорий Двоеслов).

Хотя пиявки и лечат людей, но гуманными их не назовешь; так и лицемер — говорящий лестно.

Ненависть или зависть под покровом благочестия — горькая вода в золотых сосудах (Ефрем Сирин).

Болезненно, когда делается зло, и еще болезненнее, когда из добра выделывают зло.

Стараясь обмануть других, лицемер в конце концов обманывает себя самого и становится слепым в отношении своего собственного состояния, не способным видеть свет.

Христианину, особенно если на нем лежит долг водительства, тоже грозит опасность стать лицемером. Апостол Петр не избежал этой опасности, когда в Антиохии столкнулся с Павлом, там его поведение было лицемерным (Гал. 2:13).

Лицемерие — нетрудное ремесло. Говорить откровенно, от всей души могут и смеют только благородные люди.

Человек может долго обманывать и маскировать свои цели, но настанет день, когда обман будет раскрыт, а маскировка будет снята. Нашими словами мы можем обманывать людей, но не Бога.

Если ты стараешься нравиться всем, то кончишь тем, что не будешь нравиться никому (А. Граф).

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые, и сделаешься участником их чистоты и славы.

Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея другое в сердце.

Говорить, что мы любим Христа, и в то же время «не соблюдать Слово Его» — значит поступать лицемерно.

Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему.

Да не будет одно в устах наших, а другое в сердце. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7); одинаково видит Он и тайное, и явное.

Приучай язык говорить то, что у тебя на сердце.

Испытывай себя: то ли ты говоришь, что имеешь на уме, и, нося в устах мед, не держишь ли иногда в сердце яда и желчи?

Не будь двуязычен, то есть иначе расположен на словах и иначе в совести. Ибо таковой, по Писанию, подлежит наказанию (Марк Подвижник).

Не старайся казаться правдивым, но будь таков. Ибо известно, что тот не имеет правоты, кто хочет казаться правдивым.

Носи в себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу (Нил Синайский).

Помилуй Бог притворяться, что любишь и жалеешь, когда не любишь и не жалеешь. Это хуже ненависти.

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек верит глазам.