Мать

«Не отвергай завета матери твоей» (Пр. 1:8).

«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Пр. 10:1).

«Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Пр. 15:20).

«Не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет» (Пр. 23:22).

«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Вт. 5:16).

«Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет»» (Мф. 15:4).

«»Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием1 «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»» (Еф. 6:2-3).

Мать — это женщина по отношению к рожденным ею детям. Мать — родительница, мама (В. Даль).

Мать дает жизнь и поэтому занимает почетное место как в обычных условиях человеческого существования, так и в истории спасения.

Назвав жену свою «Евой», Адам указал на ее призвание быть матерью живущих (Быт. 3:20).

Став матерью, женщина ликует, Ева радовалась рождению своего первого ребенка: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1).

Своим материнством женщина не только входит в историю жизни, она также вызывает у своего мужа более крепкую привязанность (Быт. 29:34). В десяти заповедях возвещается, что она, как и отец, должна почитаться своими детьми (Исх. 20:12); проступки в отношении каждого из них наказуемы в равной мере (Исх. 21:17) (словарь библ. богословия, с. 550).

Мать — это больше, чем друг. Мать — заботливый руководитель нашей жизни, и особенно если она — христианка.

Нежнее матери друга не бывает.

Хорошая мать стоит сотни учителей.

Матери — первые воспитанницы рода человеческого.

Мать — это судьба ребенка.

Разговор о маме

От чистого сердца, простыми словами,

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою —

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое.

И просто за то, что она — наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

Н. Саконская

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею (В.Г. Белинский).

Дитя плачет, а у матери сердце болит.

Маме

Я нежным словом петь хочу о маме,

Наследнице божественной любви,

О сердце добром, ласковом, о самом

Бесценном из сокровищей земли.

В нем тонут обиды и невзгоды,

Но счастье поднимает паруса,

И сединой бушующие годы

Лишь красят облик милого лица.

Глаза твои искрятся чудным светом,

И этот свет пронзает ночи тьму.

И в трудный час, теплом твоим одетый,

Я вновь тропинку жизни нахожу.

Прекрасных песен множество пропето

Устами, целовавшими меня.

Как скромный дар, прими же песню эту,

До неба возносящую тебя.

Ревнивой птицей в годы колыбели

Ты охраняла детский мой покой,

Но и теперь, когда грозят метели,

По-прежнему ты жертвуешь собой.

Николай Силис

Имеющий богобоязненную мать никогда не будет бедным (Авраам Линкольн).

Материнская молитва со дна моря поднимает.

Матери

Мама, образ твой прекрасный

Часто вижу пред собой —

Он мне светит, словно ясный

Луч заката золотой.

Когда я изнемогаю

В бурях, в жизненной борьбе,

Я все чаще вспоминаю,

Мать, родная, о тебе.

Сбросив гнет, греха оковы,

Я б хотел к тебе прийти

И в твоих объятьях снова

Утешение найти.

Будто вновь покоем дышит

Детство на груди твоей:

«Бог просящего услышит,

Верь, люби и не робей!»

Пусть вовек благословенна

Будет матери рука,

Та рука, что в жизни бренной

Мне указала на Христа.

Мать, рождая дитя, прежде дает миру человека, а потом должна она в нем же дать небу наследника Царства Божия.

Нравственное состояние детей почти на всю жизнь их зависит, большею частию, от нравственного влияния на них матери. «Дайте нам лучших матерей, — сказал некто, — и у нас будут лучшие дети».

Первое слово о Боге должна сказать ребенку та, кому подарена была первая улыбка.

Не ношение только во чреве делает матерью, но и доброе воспитание детей.

С момента зачатия ребенка все мысли и чувства матери передаются ребенку и оставляют в нем отпечатки.

Что мать посеет в нежную душу ребенка, то и пожнет, когда он вырастет.

«А когда же самое лучшее время, чтобы начать воспитывать ребенка?» — спросила одна мать великого воспитателя. «А сколько вашему ребенку лет?» — спросил он. «Три года», — ответила она. «Вы уже опоздали с воспитанием. Нужно начать воспитание ребенка за год до его рождения», — сказал учитель.

Лишь только мать заметит, что Бог, Творец всего, начал в ее утробе творить ребенка, с этого момента она будет предаваться благочестию более, чем прежде, обращаясь с горячими ежедневными молитвами к Богу, чтобы Он дал ей произвести в совершенстве развитым и здоровым на свет то, что она носит под сердцем.

Далее женщина должна заботиться о себе, чтобы как-нибудь не повредить своему ребенку.

1. Она должна соблюдать воздержание и умеренность в еде, не употреблять алкогольных напитков, не изнурять себя и не подрывать своих сил. Женщинам надо избегать всякого излишества, пока они будут беременными.

2. Они не должны слишком сильно спотыкаться и падать, о что-либо ударяться или неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще неокрепшего во чреве ребенка.

3. Беременной женщине необходимо строго воздерживаться от всякого волнения, не предаваться страху, не сердиться, не мучиться, не терзаться. Если она не будет этого остерегаться, у нее родится раздражительный, беспокойный, печальный ребенок.

4. Что касается внешних действий, то беременная должна следить за тем, чтобы не ослаблять себя излишним сном, вялостью и безделием. Ведь какой она бывает сама, такого характера она родит и ребенка (Я.А. Коменский).

Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу? Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться еще не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители (Я.А. Коменский).

Родителям надо в благочестивых молитвах (что особенно нужно соблюдать) поручать благополучие и здоровье детей Богу.

За здоровьем детей нужно следить с величайшей тщательностью. Ребенок — более дорогое сокровище, чем золото, но и более хрупкое, чем стекло, — легко может подвергнуться сотрясению и быть искалеченным, а происходящий отсюда вред непоправим (Я.А. Коменский).

Наконец, так как в народной пословице: «веселое настроение — половина здоровья», мало того, по Сираху (30:23), веселое сердце есть сама жизнь, стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам (Я.А. Коменский).

Когда ребенок родится на свет, родители также должны позаботиться о соответствующем для него питании. При этом особенно должно обратить внимание на то, чтобы мать сама была кормилицей и не отталкивала от себя своего ребенка и не прекращала теперь того питания, которым она начала кормить свое дитя в своей утробе. Но — увы! Напротив того, какой вредный и заслуживающий порицания обычай утвердился, когда некоторые матери (преимущественно из сословия знатных), наскучив тем, чтобы кормить своего ребенка, поручают это делать чужим женщинам. Сама сущность дела заставляет здесь открыть весь позор этого и показать, как осторожно нужно поступать в этом вопросе (Я.А. Коменский).

Итак, я заявляю, что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание их чужим молоком кормилиц (если только не вызывается это каким-либо неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно Богу и природе.

Во-вторых, вредно для детей. В-третьих, гибельно для самих матерей.

В-четвертых, совершенно не заслуживает уважения и достойно сильнейшего порицания (Я.А. Коменский).

Что такое кормление ребенка совершенно противоречит природе, ясно видно из того, что в ней не встречается ничего подобного даже среди диких зверей. Волчица, медведица, львица, пантера и остальные подобные дикие животные кормят своих детенышей собственными сосцами. Итак, ужели матери человеческого рода будут более жестоки, чем все эти звери? Я спрашиваю, не это ли же самое разумеет Бог в Плаче Иеремии (4:3): «И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне». Каким образом, спрашиваю я, согласоваться с природою, если матери отталкивают от себя собственную плоть, собственную кровь? У родного твоего ребенка, которого в течение стольких месяцев носила ты под сердцем, кормила твоей кровью, отнимать молоко? И притом то, которое Бог дал на пользу не матерей, а детей? Ведь эти источники молока выходят наружу только в том случае, если явится на свет ребенок. Для кого же они выходят, если не для нового пришельца? Итак, ниспровергают божественный порядок все, кто переносит вещь куда угодно, а не по ее назначению (Я.А. Коменский).

Гораздо полезнее для здоровья ребенка сосать грудь матери, так как зародыши уже во чреве привыкли к питанию материнской кровью. Дети с чужим молоком впитывают также чужие нравы, а не нравы своих родителей. Если супруги не позволяют, чтобы их огород засевали чужими семенами; если отец сообщил своему ребенку свою природу, почему мать отказывает ему в своей? Зачем они, чтобы вскормить своего ребенка, прибегают к третьему лицу? Но Бог соединил только двух, как совершенно достаточных для произведения потомства; почему мы не подчиняемся воле Божией? (Я.А. Коменский)

Если, однако, кому-либо в этом должно сделать уступку, то можно будет уступить преимущественно в двух случаях.

Во-первых, если мать ребенка страдает какой-либо заразною болезнью.

Во-вторых, если мать отличается дурными моральными качествами, которые могли бы помешать ребенку усвоить добрые качества. Но ни коим образом нельзя извинить, если в настоящее время самые почтенные, самые знатные и благочестивые матери поручают своих детей немедленно после рождения бесчестным, безбожным женщинам, и иногда даже гораздо более слабого здоровья, чем сами. Ведь таким образом дорогое дитя остается в жертву вернейшей заразе, физической и духовной. Ведь по известному латинскому меткому выражению «порок всасывается с молоком».

В-третьих, когда изнеженные матери боятся, чтобы в процессе заботы о детях не утратить чего-либо из своих удобств или изящества формы, то часто со здоровьем они теряют не только покой, красоту, но даже жизнь, потому что, имея молоко, они не прибегают к своим детям, как к своим врачам, которые обыкновенно освобождают матерей от чрезмерно многих, даже скрытых болезней и излишеств соков.

Наконец, отказывать в груди собственным детям не соответствует материнскому достоинству. Это не матери, а мачехи. Они предпочитают обнимать хоть щенка, чем носить у себя на груди собственного сына, и многие скорее стыдятся носить на руках своего ребенка, чем собаку. Какое животное, спрашиваю я, настолько дико, чтобы доверить своих детей чужим? Напротив того, есть род животных, у которых самец спорит с самкой о том, кому из них ухаживать за потомством (Я.А. Коменский).

А какое зло получается в том случае, если детей кормит не мать, но наемная кормилица, я это поясню тремя примерами трех римских императоров. По свидетельству Лампридия, во всю жизнь свою Тит был подвержен болезням потому, что у него была больная кормилица. Калигула был дикий зверь в человеческом виде; причину этого приписывали не родителям, а кормилице, грудью которой он питался; она, кроме того, что была злая и безбожная, кормила его грудью, обыкновенно намазывая ее кровью. Отсюда он стал настолько свирепым, что не только охотно проливал человеческую кровь, но даже лизал языком человеческую кровь, оставшуюся на мече, никогда не чувствуя удовлетворения своей кровожадности. Он осмелился пожелать, чтобы у всех людей была такая тонкая шея, которую можно было бы срубить одним ударом. Цезарь Тиберий предавался пьянству: его кормилица не только сама была любительницей вина и пьяницей, но и приучала его с детства к пище с вином.

Отсюда уже можно видеть: весьма многое не только в отношении тела и здоровья, но также и в отношении души и нравственности зависит от того, какую кто имел кормилицу. Ведь если кормилица страдает какой-либо явной или скрытой болезнью, то и ребенок будет к ней склонным. Если она будет распутной, лживой, грязнухой, пьяницей, раздражительной, то от ребенка нечего ждать чего-либо другого; семена всех этих пороков он будет всасывать с молоком (Я.А. Коменский).

Каждая мать надеется, что ее дочь найдет лучшего мужа, чем у нее, и убеждена, что ее сын никогда не получит такую хорошую жену, как его отец (М. Андерсен-Нексе).

Хороша не та мать, что только и умеет хорошо учить, а та, что и сама хорошо у детей учится (Т.М. Афанасьева).

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет (И.В. Гете).

Про мать в газету пишет он стихи, А матери, представьте, ни строки. О матери он написал тома, А матери — ни одного письма.