Милостыня

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебя явно» (Мф. 6:1-4).

«Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто» (Лк. 11:41).

«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:7-8).

Милостыня — это подаяние нуждающемуся.

Истинная милостыня есть распространение на других той благодати, которую мы сами получаем от Бога в молитве.

Милостыня есть искусство, училище которого находится на небесах, а учитель — Сам Бог (Иоанн Златоуст).

Милостыня есть мать любви, любви, отличающей христиан, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых (Иоанн Златоуст).

Милостыня предназначена только для тех, кто не имеет сил трудами рук своих удовлетворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения (Иоанн Златоуст).

Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милостыня (Иоанн Златоуст).

Милостыня — это царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей к небесным сводам, наилучшая защитница (Нил Синайский).

Милостыня — пища души. Как хлеб служит пищей для тела, так и милостыня с молитвой являются исцелением и радостью для души (Иоанн Златоуст).

Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас, по возможности, Самому Богу (Иоанн Златоуст).

Милостыня — это великая красота и драгоценность, великий дар и великое благо. Смотри, сколько добра происходит отсюда: подающий милостыню как должно научается презирать деньги, научившийся этому исторг корень зла. Потому-то он делает добро не столько другим, сколько себе, и не только потому, что милостыне принадлежит воздаяние и награда, но потому, что душа делается мудрой и высокой. Приучившись к этому, дающий сделал великий шаг к небу и уничтожил великие поводы к вражде, зависти, ссоре и печали (Иоанн Златоуст).

Когда ты видишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом сокрушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу (Иоанн Златоуст).

Милостыня так плодотворна, что не только очищает грехи, но отгоняет и саму смерть (Иоанн Златоуст).

Смотри, как велика милостыня. Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собою (Лк. 6:36) (Иоанн Златоуст).

Без милостыни и молитва бесплодна, без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетелей (Григорий Богослов).

Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, имеющему нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя, ничего не получив. Ибо кто не дал, тот пусть не надеется получить (Григорий Богослов).

Не уделять из своего имущества — такое же похищение. Если мы не подаем милостыни, будем наказаны наравне с похитителями (Иоанн Златоуст).

Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто постится, молится и принимает бедных, если строит церкви и делает что-либо иное большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви (Ефрем Сирин).

Когда внутри тебя — милость, тогда изображается в тебе святая красота, которою ты уподобляешься Богу (Исаак Сирии).

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня (Исаак Сирии).

Кто милует ближнего, тот Попечителем о себе имеет Бога (Исаак Сирии).

Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, делает человека богоподобным (епископ Игнатий).

Свойственно милости рождать веру и вере — милость (епископ Игнатий).

Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25:34) (Иоанн Златоуст).

Блажен, кто многим делает добро, он на суде найдет многих защитников (Нил Синайский).

В милостыне ты бросаешь серебро, а получаешь прощение грехов, даешь деньги, а собираешь дерзновение к Богу, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага (Иоанн Златоуст).

Истинная милостыня, когда даешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем даешь (Иоанн Златоуст).

Подать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающемуся и делать это с готовностью, любовью и братским расположением, — для этого нужна душа высокая, великая и мудрая (Иоанн Златоуст).

Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получали благодеяние, и даже больше, чем первые (Иоанн Златоуст).

Все, что сделаешь ради Бога, будет сопутствовать и помогать во время нужды.

Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех (Исаак Сирии).

Святое Слово Божие хвалит и ублажает милостивых и щедрых к убогим: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). «Блажен, кто помышляет о бедном» (Пс. 40:2). Дела милости перед всем миром превозносятся праведным Судией Христом и в прочих местах Святого Писания (Мф. 25:33-41). Христианин! если хочешь быть участником этого блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь — много и давай; мало имеешь — мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по количеству, но по усердию дающего: «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых примешь сторицей. Давай, не бойся: не погибнет данное, ибо верен Обещавший (Тихон Задонский).

Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже только врат Царствия Небесного (Иоанн Златоуст).

Вода имеет свойство отмывать грязь, а милостыня — уничтожать нечистоты душевные (Иоанн Златоуст).

Не маловажно лекарство милостыни; его можно прилагать ко всем ранам.

Милостыню ты подаешь нищему, а приемлет ее Христос (Иоанн Златоуст).

Подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на небе (Григорий Двоеслов).

Как хлебное зерно, упав на землю, обращается в прибыль бросившего; так и хлеб, повергаемый алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (Василий Великий).

Только та милостыня истинная, которая подается с радостью (Иоанн Златоуст).

Сила милостыни не в том, чтобы дать много или мало, а в том, чтобы дать не меньше, чем сколько можешь (Иоанн Златоуст).

Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия (Иоанн Златоуст).

Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже

обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего (Иоанн Златоуст).

Иудеи смотрели с презрением и отвращением на дар или благотворительность, сделанные ради престижа, известности, самовосхваления.

Человек не может давать из чувства долга. Об одном великом, но высокомерном человеке кто-то сказал: «С тем, что он давал, он никогда не отдавал себя». Когда человек дает свысока, как бы со своего пьедестала, всегда с некоторым расчетом, когда он дает из чувства долга, он, может быть, щедро дает вещи, но он никогда не отдает себя, и потому это делает неполноценно.

Человек может давать просто, потому что он должен давать, потому что переполняющие его сердце любовь и доброта не позволяют ему поступать иначе. Он дает потому, что не может избавиться от чувства ответственности за нужды других.

Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, уже перестает быть милостыней и является хвастовством и жестокосердием (Иоанн Златоуст).

Мы потому забываем о добрых делах, что и благополучием пользуемся неумеренно и, называя себя грешниками, говорим это неискренне (Иоанн Златоуст).

Немилостивый христианин — бесплодное дерево (Исаак Сирии). Позднее подаяние редко бывает истинным.

Когда рука подает милостыню бедным, пусть молчат уста, чтобы мы не упускали плода и сладкое не превращали в горькое (Иоанн Златоуст).

Бог требует не изобилия приношений, но душевного расположения, которое выражается не мерой подаваемого, но усердием подающего (Иоанн Златоуст).

Нет почти ни одного бедного, который мог бы по праву уклоняться от исполнения долга милостыни (Григорий Богослов).

Полезно милостыню подавать, но пагубно других обижать (Тихон Задонский).

Милостыня тогда доброе дело, когда подаешь от своих трудов.

Лепта бедной вдовы не только равноценна богатейшим дарам, но только эта лепта и есть настоящая милостыня.

Раввины утверждали, что высшей формой деяния является такое, когда делающий не знает, кому он дает, а берущий не знает, от кого он принимает.

Кто помогает бедному, дает Господу, и Он воздаст ему за его добрые дела.

Небеса милосердны ко всем, кто проявляет милосердие по отношению к бедным.

Лучше помочь дюжине мошенников-попрошаек, чем отвернуться от одного человека, которому действительно нужна помощь.

Делающий добро ради самого добра заслуживает большую награду, чем делающий это ради награды (Исидор Пелусиот).

Мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг Другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали их услуги, давать так, как будто мы сами получаем. Вот это и есть разумная милостыня.

Если кому подаешь милостыню для Бога, то сим его не упрекай; кто упрекает, тот одною рукою подает, а другою как бы назад берет поданное (Лк. 6:30).

Покупать уважение людей ценою милостыни — значит покупать очень дорого: покупать ценою самого неба, которое было бы наградою ее.

Неужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Оно не только не истощится, но к нему присовокупятся и блага небесные (Иоанн Златоуст).

Не бойся обеднеть, подавая милостыню. Кто служит Богу и бедным, тот беден никогда не будет. «Рука дающего не оскудеет».

Не говори ни слова, когда кому оказываешь милость или благодеяние; но тогда не молчи, а говори, когда тебе другие делают добро.

Приобретение, сбережение и раздачу — все делай под водительством Духа Святого, и ты увидишь тогда, какие благословения изольются на тебя и как будешь ты преуспевать в духовной жизни.

Старайся не пристраститься к земному богатству душой, но извлекай из него пользу, не люби его чрезмерно и, как одному из благ, не дивись ему, но употребляй его на служение, как орудие (Василий Великий).

Пошли вперед (на небо через милостыню) свое имущество и тогда отправляйся сам. Не береги золота, не сохранишь его (Иоанн Златоуст).

Будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога (Василий Великий).

Великое дело — милостыня, возлюби ее: ничего нет равного ей, она может и грехи загладить, и избавить от суда (Иоанн Златоуст).