Мир (вселенная)

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

«Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:3).

«Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1).

«Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:12).

«Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной» (Пс. 48:2).

«Пред лицем Господа; ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно» (Пс. 97:9).

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Понятие мир (вселенная) обычно обозначается в Библии выражением «небо и земля» (Быт. 1:1); еврейское слово «тебел» относится исключительно к миру земному.

Будучи творением Божиим, мир осмысливается в соответствии с замыслом Божиим, и в рамках этого же замысла он получит свое конечное завершение.

Библейское повествование о происхождении мира (вселенной) коренится не на мифе о неких событиях истории богов, совершившихся до начала времени; библейская концепция (система взглядов или основная мысль) кладет начало времени, вводя понятие сотворения (Быт. 1:1), которое показывает несоизмеримость Бога и мира. В Книге Бытие, которой вторят и другие места Слова Божия (Пс. 103; Пр. 8:22-31), говорится о творческих актах Бога с единственной целью подчеркнуть следующие истины веры: различие между миром и Богом; зависимость мира от Бога, Который «сказал и сделалось» (Пс. 32:6-9) и Который Своим Провидением управляет законами природы (Быт. 8:22); включение мира (вселенной) в спасительный замысел, в центре которого стоит человек (словарь библ. богословия, с. 570).

Выйдя из рук Господа, мир продолжает быть свидетельством благости Божией. В Своей премудрости Бог создал его как настоящее произведение искусства, единое и гармоничное (Пр. 8:22-31). Таким образом, Его всемогущество и Божественность становятся как бы очевидными, ибо Его милость так изливается на все Его дела, что человек, созерцая вселенную, не в силах выразить своего восхищения (Пс. 8, 18:1-7, 103) (словарь библ. богословия, с. 570).

Но для человека, ставшего на роковой путь греха, мир знаменует также гнев Божий и является его орудием (Быт. 3:17). Тот, Кто создал все для блага и счастья человека, пользуется миром и для его наказания. Так возникают всевозможные бедствия, когда природа восстает против человека, начиная от потопа вплоть до казней египетских и до проклятий, постигающих неверного Израиля (Вт. 28.15-46) (словарь библ. богословия, с. 570)

Этим двояким путем мир включен в активное участие в истории спасения и через нее получает свой подлинный религиозный смысл. Каждая тварь, входящая в его состав, имеет как бы двойное назначение: та же вода, которая погубила египтян, обеспечила спасение Израиля (Исх. 14:15-31). Хотя этот принцип и нельзя применять механически, так как в земной жизни праведники и грешники разделяют одну и ту же участь, однако верно и то, что между миром и человеком проявляется таинственная связь. Итак, за пределами цикличных явлений, образующих для нас его нынешний облик, мир имеет свою историю, которая, начавшись до человека, доходит до его появления (Быт. 1:1-2,4) и теперь развивается параллельно с историей человека с тем, чтобы завершиться в той же конечной точке (словарь библ. богословия, с. 571).

Конечная судьба мира

Будучи носителем человечества, имеющего в нем свои телесные корни (Быт. 2:7, 3:19), мир в действительности еще не завершен: дело человека — совершенствовать его своим трудом, овладевая им (Быт. 1:28) и налагая на него свой отпечаток. Но какова будет ценность очеловечения мира, ибо поскольку человек грешен, он вовлекает его в свой грех? Вот почему эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека) пророков сосредоточивается не столько на этом становлении мира под управлением человека, сколько на конечном завершении (словарь библ. богословия, с. 571).

В последний суд, ожидающий человечество, будут включены все элементы мира. Древняя вселенная будет вовлечена в тот же катаклизм (крутой разрушительный переворот, катастрофу), в котором погибнет виновное человечество (словарь библ. богословия, с, 571).

Но как помимо суда над людьми готовится и их спасение исключительно благодатью Божией, так и для мира готовится глубокое обновление, о котором в текстах говорится как о новом творении: Бог готовит «новое небо и новую землю» (Ис. 65:17, 66:22; Отк. 21:1); и этот обновленный мир рисуется посредством тех же образов, которые служили для описания первоначального рая (словарь библ. богословия, с. 571).

Мир нынешний и мир грядущий

Продолжая эти таинственные предвестия, иудейство времен Нового Завета представляло себе конец истории человечества как переход от нынешнего мира (или века) к миру (или веку) грядущему. Мир нынешний есть тот, в котором мы находимся с тех пор, как по зависти диавола и по греху человека в него вошла смерть. Мир грядущий же явится, когда Бог придет установить Свое Царство. Тогда реальности нынешнего мира, очищенные, как и сам человек, получат свое новое, первоначальное совершенство- по образу реальностей небесных они будут подлинно преображены (словарь библ. богословия, с. 571)