Мученичество

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10-12).

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9).

«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» (Лк. 21:12).

«Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2).

Смерть мучеников — начало лучшей жизни, вступление в жизнь духовную (Иоанн Златоуст).

Мученики, подвергаясь страданиям, не только не малодушествовали, не только не скорбели, но радовались, торжествовали и ликовали (Иоанн Златоуст).

Мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества (Иоанн Златоуст).

Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение Церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение диавола, учение духовной мудрости, презрение к благам настоящего, побуждение к терпению, руководство к мужеству, источник и мать всех благ (Иоанн Златоуст).

За раны на теле в воскресение процветет на мучениках светлое одеяние, за бесчестие получат они венцы, за темницу — рай, за осуждения и злодеяния — пребывание с ангелами (Василий Великий).

Закон мученичества, щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя, не отступать, потому что первое — дерзость, а последнее — малодушие (Григорий Богослов).

Иоанн Златоуст, рассуждая об этом величии мученической чести, пишет об узничестве Павла: «Большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником». Этот учитель считает мучеников даже выше ангелов, Беседуя о Петре, посаженном в темницу за Христа, он говорит: «Если бы мне кто сказал, кем хочешь быть: ангелом или Петром в узах, то я захотел бы лучше быть Петром, связанным за Христа двумя железными узами». Но что еще удивительнее, так это следующие его слова: «Мне желательнее жестоко страдать за Христа, нежели почитаться от Христа; это есть великая честь, это есть слава, превосходящая все» (Димитрий Ростовский).

А как можно теперь подражать мученикам? Теперь не время гонений? Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди — преследуют бесы; не гонит мучитель — гонит диавол. Ты не видишь перед собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества, они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя (Иоанн Златоуст).

Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, восстанем против диавольских умыслов смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и ближнему, угождением друг другу ради Бога во исполнение заповедей Спасителя (Ефрем Сирин).

Не только те мученики, кто принял смерть за Христа, но и те, кто умирает за соблюдение заповедей Христовых. Вы сами, если захотите, можете ежедневно проходить подвиг мученичества, можете, подобно мученикам, и теперь страдать за Христа — каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть? Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими — демонами и будете всегда противостоять греху и своей страстной воле; те противостояли мучителям, а вы противьтесь демонам и пагубным плотским страстям, которые тиранически устремляются на душу нашу каждый день, каждую ночь и каждый час и понуждают нас делать то, что не сообразно богопочитанию и чем прогневляется Бог. Итак, если и мы противостанем всему такому, не послушаемся советов лукавых демонов и не станем творить волю плоти и помышлений и питать ее удовлетворением ее бесчинных похотей, то по всей справедливости будем и мы мучениками, воюющими против греха (Симеон Новый Богослов).