Насилие

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5).

«Насилие нечестивых обрушится на них: потому что они отреклись соблюдать правду» (Пр. 21:7).

«Не ревнуй злым людям, и не желай быть с ними: потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их» (Пр. 24:1-2).

«И крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3:8).

Насилие — применение физической силы, принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконное применение силы.

Одна из главных причин бедствий людей — это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей.

Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше.

Всякое насилие не укрощает человека, а только раздражает его. И потому явно, что не насилием можно исправлять людей.

Насилие производит только подобие справедливости, но удаляет людей от возможности жить справедливо без насилия.

Думают, что устраивать жизнь других людей можно только насилием, а насилие не устраивает, а расстраивает жизнь людей.

Мы не видим всей преступности насилия только потому, что подчиняемся ему. Насилие же, по существу своему, неизбежно ведет к убийству. Если один человек говорит другому: «сделай то-то и то-то; если не сделаешь, я силою заставлю тебя исполнить мое приказание; то это значит только то, «что если ты не сделаешь точно, чего я хочу, то, в конце концов, я убью тебя».

Заблуждение о возможности устройства среди людей порядков насилием тем особенно вредно, что оно переходит из рода в род. Люди, выросшие в насильническом устройстве, уже не спрашивают себя, нужно ли, хорошо ли принуждать людей силою, и твердо верят, что без насилия нельзя жить людям.

Заставить людей силой делать то, что мне кажется хорошим, — это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.

«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39). Совершенно ясно и не требует никаких разъяснений и толкований, что слова эти значат то, что Христос, отвергая прежний закон насилия: око за око и зуб за зуб, отвергает этим и все то устройство мира, которое основывается на этом законе, и устанавливает новый закон любви, устанавливает этим самым новое устройство мира, основанное уже не на насилии, а на этом законе любви ко всем людям. И вот одни люди, поняв это учение во всем его истинном смысле и предвидя, вследствие применения к жизни этого учения, уничтожение всех тех выгод и преимуществ, которыми они пользовались и пользуются, распяли Христа и потом распяли и до сих пор распинают Его учение. Другие же люди, также поняв учение в его истинном смысле, шли и идут на распятие, все ближе и ближе подвигая время нового устройства мира на законе любви.

Можно жить по Христу и можно жить по сатане. Жить по Христу — значит жить по-человечески, любить людей, делать добро и за зло воздавать добром. Жить по сатане — значит жить по-звериному, любить только себя и за зло воздавать злом. Чем больше мы будем стараться жить по Христу, тем больше будет любви и счастья между людьми. Чем больше мы будем жить по сатане, тем жизнь наша будет бедственнее. Заповедь о любви показывает два пути: путь истины, добра, путь Христов — путь жизни, и другой путь — путь обмана, путь лицемерия — путь смерти.

Понимать ли слова Христа о любви к ненавидящим, к врагам, не допускающие никакого насилия, так, как они сказаны и выражены — как учение кротости, смирения и любви — или как-нибудь иначе? Если как-нибудь иначе, то надо сказать как. А этого никто не делает. Что это значит? Значит это то, что все люди, именующие себя христианами, хотят скрыть от себя и людей сущность учения Христа, потому что, если оно понято как должно, — оно изменяет все устройство их жизни. А устройство это им выгодно.

Заповеди Божий всегда обязательны для всех людей. И потому заповедь любви всегда и всеми христианами должна быть исполняема: всегда лучше подвергаться насилию, чем самому насиловать.