Нечестие

«Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху» (Пр. 10:16).

«Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании» (Пр. 10:25).

«Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Пр. 16:4).

«С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение» (Пр 18:3).

«Праведник наблюдает за домом нечестивого, как повергаются нечестивые в несчастие» (Пр 21:12).

Нечестивый — оскорбляющий что-либо святое, грешный.

Нечестие — беззаконие, все, что противно закону божескому или согласным с ним законам человеческим; житие в грехах, беспутство, преступная жизнь и дела, законопротивность; непочтение, неповиновение, бесчестие, позор и поругание (В. Даль).

Нечестивый — беззаконный, неблагочестивый, неуважительный к святыне; порочный, распутный, весьма развратный (В. Даль).

Нечестие — всеобщее явление в греховном человечестве

В писаниях мудрых человеческий род представляется разделенным на две категории: праведным и мудрым противопоставляются нечестивые и безумцы.

Нечестивый дает волю своим инстинктам: лукавству, жестокости, чувственности, гордыне; он ожесточается против праведных и бедных.

Воздаяние нечестивым

Нечестивые идут к гибели (Пс. 1:4-5). Но это уверенное утверждение воздаяния еще в земной жизни наталкивается на соблазнительные факты: бывает, что нечестивые преуспевают (Иер. 12:1), как будто не существует Божия воздаяния (Ек 7:15). Однако эсхатология пророков утверждает, что в последние времена Царь-Мессия погубит нечестивых (Ис. 11:4) (Словарь библ. богословия, с. 673).

Подлинное нечестие

В греческой терминологии Нового Завета «нечестие» есть «несправедливость» и «беззаконие». С точки зрения фарисеев основой благочестия является исполнение предписаний Закона и преданий, им сопутствующих; незнание в этой области есть уже нечестие (Ин. 7:49); потому Иисус Христос не прав, когда ест с грешниками (Мф. 9:11), дружески относится к ним (Мф. 11:19) и гостит у них (Лк. 19:7). Но Иисус Христос хорошо знает, что каждый человек — грешник и что никто не может сказать про себя, что он благочестив и праведен; Евангелие, которое Он возвещает, дает именно грешникам возможность покаяния и спасения (Лк. 5:32). Таким образом, пробным камнем подлинного благочестия является отношение к Евангелию (Словарь библ. богословия, с. 674).

Нечестие есть неправильное отношение к Богу или забвение Его.

Нечестивые же как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа.

Нечестивые страшатся там, где вовсе нет страха, а где надлежало бы страшиться, там они бесстрашны.

Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.

Нечестивые призываются ко спасению

Иисус Христос умер как «праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18), хотя Он восхотел быть «к злодеям причтен» (Мк. 15:28). Он умер за нечестивых (Рим. 5:6), чтобы они были оправданы верой в Него (Рим. 4:5). Таковы праведники Нового Завета: нечестивые, оправданные благодатью. Приняв Евангелие как призыв к спасению, они отвергли нечестие (Тит. 2:12), чтобы обратиться ко Христу. Отныне Настоящие нечестивые — это те, кто отказывается от этой благой вести или ее искажает: лжеучители, смущающие верных (2 Тим. 2:16) и заслуживающие имя антихриста (1 Ин. 2;22); безразличные, которые умышленно живут в неведении (2 Пет. 3:5) (Словарь библ. богословия, с. 674).

Гнев Божий на нечестивых

Однако еще большее, чем в Ветхом Завете, наказание за такое нечестие уже несомненно. Гнев Божий постоянно открывается на всякое нечестие и неправду людей (Рим. 1:18); это тем более ясно в перспективе последних времен и последнего суда. Тогда Господь убьет беззаконника явлением Своего пришествия (2 Фес. 2:8), и все участвующие в тайне нечестия будут посрамлены и наказаны (2 Пет. 2:7) (Словарь библ. богословия, с. 674).