Образ Божий

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

«Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего» (Еф. 4:22-23).

«И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49).

«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

Если последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то это нисколько неудивительно: ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей (Григорий Богослов).

Надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и на земле некие поклонники, и все исполнилось славы Божией (потому что все Божие), — для этого созидается человек, почтенный рукотворением и образом Божиим (Григорий Богослов).

Мы получили бытие, чтобы благоденствовать; и благоденствовали после того, как получили бытие; нам был вверен рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу (Григорий Богослов).

Мы сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворившего и, насколько возможно, подражать Богу (Григорий Богослов).

Человеческое естество, будучи образом превысшего блаженства, и само отличается красотой, когда являет в себе изображение блаженных черт (Григорий Нисский).

Человек приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием божественной и превысшей силы (Григорий Нисский).

Как благой Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками Его благости (Иоанн Дамаскин).

Человек сотворен по образу и по подобию Божию, но грех исказил красоту образа (Василий Великий).

Адам, возжелав быть богом, потерял и образ Божий.

Сотворивший человека вначале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал его богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство — в преступлении ее (Григорий Богослов).

Естество человеческое цвело первоначально, пока было в раю, напояемое водою животворящего источника, когда вместо листьев украшал его стебель бессмертия. Но поскольку зима преслушания иссушила корень, то цвет опал и разложился в земле. Человек утратил красоту бессмертия по охлаждении любви к Богу, от умножающихся беззаконий иссохла зелень добродетелей. А оттого духом зла воздвигнуто в нас множество страстей, от которых постигают душу гибельные крушения (Григорий Нисский).

Чтобы быть человеком, надо быть добродетельным, избегать пороков, побеждать нечистые страсти, исполнять заповеди Господни (Иоанн Златоуст).

Бог дал нам зрение, уста и слух для того, чтобы все члены наши служили Ему, чтобы мы и говорили угодное Ему, и делали, Ему воспевали непрестанные песни, Ему воссылали благодарения (Иоанн Златоуст).

Мы не для того родились, чтобы только есть, пить и одеваться, но чтобы, приняв божественную любовь к мудрости, избегать зла и стремиться к добродетели. Ибо, созидая человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), а подобными Богу мы становимся не тогда, когда едим, пьем и одеваемся (потому что Бог не ест, не пьет, не облекается в одежды), но когда храним правду, проявляем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью (Иоанн Златоуст).

Бог, один Сущий, отражается в жизни человека. Так изображает себя солнце в чистой дождевой капле. В дождевой капле мы видим солнце Но то, что видим в ней, — не солнце. Солнце — там, на недосягаемой высоте.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию — что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.