Осуждение

«Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» (Ис. 28:7).

«Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов 36:17).

«Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2).

«Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

Осуждать — хулить, хаять, порочить или не одобрять, порицать, испортить словом (В. Даль).

Осуждение ближних содержит в себе большое зло: от осуждения страдают те, кого судят, и те, кто судит, причем последние терпят в конечном счете больший урон.

Судить — значить сосредотачивать внимание на недостатках других и разглашать неблаговидные поступки наших ближних с целью показать последних в худшем состоянии и свете.

Осуждение других говорит о гордости осуждающего, а не о любви к ближнему.

Осуждение других всегда связано с желанием возвысить себя.

Осуждающий другого налагает печать на свои злые дела (Марк Подвижник).

Люди — медлительные судьи своих дел, но скорые истяжатели дел чужих (Григорий Богослов).

Ничто так не обнаруживает нашей душевной нечистоты, и вместе ничто так не свидетельствует о нашем неведении своего душевного состояния, как осуждение нами ближних своих.

Привычка осуждать ближних есть дело души, вовсе не озабоченной собственным своим спасением и совсем не знакомой с собою.

Человек, осуждающий других, походит на зеркало, которое в себе всех отражает, а себя не видит.

Осуждая порочных людей, мы сами себя осуждаем, потому что и мы не свободны от грехов.

Осуждающий ближнего, как не имеющий в себе должного чувства смирения и бдительности над собою, всего скорее сам может впасть в те грехи, за которые других осуждает.

Нет ничего тяжелее, нет ничего хуже осуждения,

В язвительных устах клеветника мужество ближнего делается дерзостью, благоразумие — трудностью, кротость — слабостью, твердость — жестокостью, откровенность — неискренностью, осторожность — притворством, достоинство — высокомерием, бережливость — скупостью, великодушие — расточительностью.

Грабитель отнимает у других имущество. Более ли красивы, более ли человечны дела клеветы, которая отнимает у другого доброе имя, а иногда и счастье всей жизни?

Тяжел грех осуждения ближних и особенно высшая степень этого греха — клевета на ближнего. Мы часто впадаем в этот грех.

Если в чем всего чаще погрешаем мы, то — в суждениях о других людях.

Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку.

Рана от ножа, нанесенная играющим, не меньше больна, как и нанесенная врагом открытым. Подобно сему и честь ближнего, о котором распространяется худая слава вследствие чьего-либо лживого суждения, сказанного в шутку, не меньше страдает, как и от злонамеренной клеветы.

Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.

Высказывание худых суждений о людях дурно и неразумно. Лицемерная праведность фарисеев часто выражалась в злословии, точно унижение других содействовало их собственному возвышению и подтверждению их праведности.

Гордость и самонадеянность, с одной стороны, и осуждение, с другой, — определили печальную участь фарисея. Несмотря на его добродетели, он вошел в историю христианства как отрицательный пример.

Грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждения в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное, и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони (Феофан Затворник).

Несправедливый суд других действует, как бумеранг, брошенный дикарем. Вы бросаете свои злые обвинения в надежде ранить других, но увы, убеждаетесь, что вы ранены сильнее их.

Много вреда можно принести неосторожной похвалой и осуждением, но главный вред наносится осуждением.

Разумный ищет ошибки в себе, а неразумный — в селе.

Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение) мог бы свести нас в преисподнюю (Иоанн Златоуст).

Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным; Бог произносит суд не только в соответствии со свойствами наших преступлений, но и с твоим судом о других (Иоанн Златоуст).

Обвинять друг друга мы всегда готовы, а исправлять то, в чем сами виновны и подлежим обвинению, — на это мы всегда медлительны (Иоанн Златоуст).

Как часто людские суждения бывают похожи на то, как если бы хозяин дома, не потрудившись очистить свой двор от грязи, стал укорять людей, входящих к нему с грязью.

Мы желаем, чтобы другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем (Фома Кемпийский).

Мы более склонны примечать незначительные недостатки в ближних, чем сознавать большие собственные недостатки.

Если бы у нас не было недостатков, то у нас не было бы такого удовольствия замечать их в других.

Люди, глубоко опытные в нравственной жизни, во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к ближним, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним.

Чем строже и беспристрастнее судит кто о собственных своих делах, тем снисходительнее и вместе вернее бывает суд его о делах братьев.

Кто на свои собственные грехи не обращает внимания, тот любит разведывать о чужих грехах.

Брат спросил Стратегия: «По какой причине я осуждаю братьев?» Старец ответил: «Потому что ты еще не познал себя самого; видящий себя не видит недостатков брата».

Отчего мы осуждаем ближних своих? Оттого что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими.

Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего своего.

Кто постоянно помышляет о своих слабостях, тот не имеет языка, чтобы говорить о делах какого-либо человека.

Помня свои слабости и грехи, о чужих мы никогда и не подумаем.

Если бы занимались своею душою, если бы узнавали свои грехи, свои душевные болезни, свою нищету, то не пришло бы и на ум узнавать о соседе.

Мы себя бесчестим, когда черним честь других.

Кто увеличивает согрешения своих ближних, тот сам весьма мал в очах Божиих.

Если помысел побуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души и противно Богу, — и успокоишься.

Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно (Иоанн Златоуст).

Осуждать людей в глаза нехорошо, потому что это обижает их, а» за глаза — нечестно, потому что это обманывает их. Самое лучшее — не искать дурного в людях и забывать его, а искать дурное в себе.

Я вспоминаю, как один брат обратился к собравшимся со словами: «Давайте договоримся с вами сегодня ни о ком не говорить плохо». На следующий день он попросил встать тех, кто сдержал свое слово, и оказалось, что многие продолжали сидеть; следовательно, они не выполнили обещание.

Никто не может судить о других, пока не научится правильно судить о себе самом.

Чем больше мы судим, тем меньше мы любим (Н. Шамфор).

Человек не имеет права критиковать других, если он не готов сам стать на их место.

Лишь безупречные в своем поведении люди могут искать ошибки в других.

Человек лишь тогда может критиковать то, что делает другой, если он сам может сделать это лучше.

Честный человек не должен осуждать человека или организацию, предварительно не выслушав их, — а именно это-то и делают сегодня многие.

Человек перестает осуждать других, как только победит самого себя (Л.Н. Толстой).

Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается перед ним достоинство брата его; когда же человек признал достоинство в себе, тогда брат его представляется ему недостойным.

Раввины неоднократно предостерегали людей от того, чтобы они не судили других. «Кто благосклонно судит своего соседа, — говорили они, — того благосклонно будет судить Бог». Они заявляли, что есть шесть добрых дел, которые приносят доверие человеку в этом мире и пользу в мире грядущем: учение, посещение больных, гостеприимство, набожность в молитве, обучение детей закону Божиему и не осуждать в своем представлении других людей. Мягкость в суждении — это священный долг.

Мы скоры на осуждение и готовы обвинять за то, о чем мы ничего не знаем, с чем мы не знакомы и чего не понимаем.

Постоянно наблюдай за собою, и прежде чем осуждать других, подумай о собственном исправлении.

Кто за глаза осуждает меня, тот боится меня; а кто в глаза хвалит меня — презирает меня.

Чем больше у человека возможностей поступать правильно, тем больше осуждение его, если он поступает неправильно.

Только тот имеет право судить других, кто сам безгрешен.

Кто не расположен ко злу, тот не способен и к подозрению (Григорий Богослов).

Душа чистая нелегко верит возможности дел неправедных (Филарет, митрополит московский).

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны.

Чем далее кто от худых дел, тем искреннее сожалеет о худых делах.

Истинные служители Христовы знают по опыту, как трудно бороться со страстями и как при всем желании не делать худого, легко допускается худое; потому они снисходительны к другому и строги только к себе.

Кто всегда обращает взоры на свои недостатки, тот всегда находит других лучшими себя, и такой стоит на верном пути.

Всякий падает, когда Бог его не укрепит; без помощи Божией стоять не можем (Иоанн Златоуст).

Не велико дело — не судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе; но велико — не судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, но соглашаться с суждением его и радоваться вместе с предпочтимым тебе.

Человека упавшего хорошо поднять на ноги, а не осмеять (Ефрем Сирин).

Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о других (Григорий Богослов),

Ненависть к лукавству состоит в том, чтобы возненавидеть свой грех и оправдать брата.

Не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много найдется того же, в чем подозреваешь другого (Нил Синайский).

Суди прежде себя, если хочешь судить другого.

Будем внимательны к себе и не станем осмеивать других, потому что и в нас самих много такого, за что смеемся над другими (Нил Синайский).

Будем беспристрастны к самим себе, чтобы справедливее поступать с другими.

Осуждай себя, и перестанешь осуждать других.

Постоянно устремляй взоры твои на грехи твои, и не будешь осуждать других.

При виде согрешающего брата отнюдь не осуждай его, а говори себе: «Я сам не безгрешен; какое же имею право судить другого?»

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения (Иоанн Златоуст).

Удерживайся от произнесения суда на других; осудим наши погрешности и грехи.

Вздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем вздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию (Нил Синайский).

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь отчет (Димитрии Ростовский).

Хотя бы ты и чист был от грехов, и тогда не осуждай ближнего за грехи, чтобы чрез самоосуждение не впасть в грех.

Не суди другого за грех, но избавь себя самого от греха осуждения. Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым.

Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (Исаак Сирин).

Не осмеивай и не осуждай впавшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение (Ефрем Сирин).

Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем вздохни к Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные (Тихон Задонский).

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние не известно.

Берегись осуждать кого-либо прежде, нежели Сам Бог осудит его (Исидор Пелусиот).

Не суди прежде времени ни одного человека. Грешник может исправиться, худой — сделаться добрым

Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего; ибо последнее есть дело злоречивого, а первое — желающего исправить (Нил Синайский).

Иное дело — осуждать ближнего с неприязненным расположением, и иное — вразумлять его с любовью; делай последнее, избегай первого.

Будем замечать в других добродетели, а в себе находить грехи.

Никогда не говори о другом того, чего не хочешь слышать о себе самом.

Обратим язык наш к благословению. Будем каждый день разбирать собственную жизнь, и представим судить о жизни других Тому, Кто в точности знает тайное (Иоанн Златоуст).

Поставь правилом совести никогда не говорить худо ни о ком. Если ты не можешь другим воспрепятствовать злословить, то, по крайней мере, покажи им своим молчанием, что ты не принимаешь никакого участия в их злословии.

Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.

Всегда при речах осуждающих держите правило — не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «Откуда знаешь о том?» Тот сказал: «Один добрый человек рассказывал». «Ну нет, недобрый, — отвечал старец, если бы он был добрый, не стал бы худо говорить о другом».

Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать с ним в общение (Исаак Сирин).

Бойтесь кого-либо осуждать даже в сердце своем, а не только открыто.

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

Отучи себя от осуждения, и ты почувствуешь в своей душе увеличение любви, почувствуешь увеличение жизни и блага.

Что тебе не нравится в другом, постарайся исправить в себе.

Поменьше осуждай людей и старайся понять и полюбить их такими, каковы они есть Если мы заглянем в глубь себя, то увидим у себя те же пороки, которые находим у ближнего нашего.

Берегись, чтобы не потерять тебе духовной свободы, силы и общения с Господом через поспешно высказанные слова осуждения.

Не суди человека до тех пор, пока ты сам не побыл в его положении или в тех же обстоятельствах (раввин Геллель).

Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо.

Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, кто делает зло другому.

Не укоряй никого, но говори: «Бог знает каждого».

Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием, но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать.

Чем меньше знают люди о худых делах людей, тем строже они к самим себе.

За моим столом не разрешается ни о ком худо говорить.

Блажен, кто занят исправлением своих ошибок и не тратит время на подсчет чужих грехов.

Если, забывая о себе, ты восседаешь, как судья, над другими, то незаметно собираешь сам себе все большее бремя грехов (Иоанн Златоуст).

Если мы хотим уменьшить свои грехопадения, будем более всего заботиться о том, чтобы не осуждать наших братии, а вымышляющих клевету на них не надо и допускать к себе (Иоанн Златоуст).

Если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему более явные грехи. Если же не заботишься и о самом себе, то ясно, что брата своего судишь не из доброжелательности к нему, но из ненависти и желания его опозорить (Иоанн Златоуст).

Если уж плохо не обращать внимания на свои грехи, то вдвое или втрое хуже судить других; имея в своем глазу бревно, не чувствовать от того никакой боли; а ведь грехи тяжелее бревна (Иоанн Златоуст).

Когда ты скажешь: «Такой-то человек злой, вредный, порочный», тогда обрати внимание на себя самого, разбери тщательно свои дела, и ты раскаешься в своих словах (Иоанн Златоуст).

Не осуждай за маловажное, как будто ты сам строгий праведник (Василий Великий).

Суди больше себя, чем дела ближних: одно доставит пользу тебе, другое — ближним (Григорий Богослов).

Кто судит чужой порок, скорее сам подпадает обвинению, чем положит конец пороку (Григорий Богослов).

Кто истинно кается, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает свои грехи.

Великий грех — уязвленному своими беззакониями не обращать внимания на свои грехи и любопытствовать и говорить о том, что плохо в других (Нил Синайский).

Если увидишь, что кто-нибудь грязнее всех нечистых и лукавее всех лукавых людей, не проявляй желания осудить его — и не будешь оставлен Богом (Нил Синайский).

Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный, рассудительный ум тщательно замечает чужие добродетели. Безумный же человек отыскивает чужие пороки и недостатки (Иоанн Лествичник).

Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучить язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание (Исидор Пелусиот).

Грех ближнего Господь уподобляет сучку, а осуждение — бревну: так тяжело осуждение, что превосходит всякий грех.

Не посеем семени — и не вырастут плевелы; воспретим себе ненужное осуждение о ближних — не будет осуждения.

Первое приготовление к молитве состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних (епископ Игнатий).

Осуждение — яд, умерщвляющий душу (Тихон Задонский).

Один из наших душевных недугов, порожденных падением, состоит в том, что мы не видим своих недостатков, стремимся скрыть их, но жаждем видеть, раскрыть, карать недостатки ближнего (епископ Игнатий).

Осуждение ближнего — признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (епископ Игнатий).

Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних.

Судить — значит бесстыдно похищать суд Божий, и осуждать — значит губить свою душу (Иоанн Лествичник).

Христианин подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других. Кроме этого, еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех (Иоанн Кассиан Римлянин).

«Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Мф. 12:7). Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушителя закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять. Действительно, грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клевету. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось бы осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, — и замрет злой позыв (Феофан Затворник).

Лучше о себе слышать плохое, чем плохо говорить о другом. Если кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище, то представь себе, что предметом насмешек служишь ты сам, и его слова огорчат тебя (Григорий Богослов).

Осуждение бывает от злобы: злой человек, не имея чем отомстить ближнему, клеветой и злословием терзает славу его. Иногда оно бывает от зависти, завистливый, не терпя чести ближнего, бесчестием порочит и поносит его. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения. Всему этому корень — самолюбие и ненависть к ближнему (Тихон Задонский).

За какие грехи (телесные или душевные) осудим ближнего, в те впадаем сами, и иначе не бывает (Иоанн Лествичник).

Не осуждай

Не осуждай за тем, что все мы — люди,

Все слабы, немощны, окутаны грехом,

Волнуют страсти наши груди,

В грехе родимся и живем.

Не осуждай… чтоб ближним быть судьею,

Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?

О, брат! Кто точно чист душою,

Тот благ к погрешностям других.

Не осуждай… ведь слову нет возврата;

Смотри, чтоб, как сказал Спаситель, неравно

Увидишь спицу в глазе брата,

А проглядишь в своем бревно.

Не осуждай… за тем, чтоб обличеньем

Не пал бы на тебя тот камень с высоты,

Тяжелый камень осужденья,

Который в брата бросил ты.

Не осуждай, что люди злы душою!

Их жизнь сама бывает часто зла,

Сперва узнай, какою их стезею

Она к погибели вела.

Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться,

Что ты пристрастием не будешь увлечен?

Не осуждай! Ты можешь ошибиться…

Не осуждай, — не будешь осужден.