Пасха

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня» (Исх. 12:11).

«В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня» (Лев. 23:5).

«И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22:15).

«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так-как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Пасха — празднество иудеев, в память исхода из Египта; ежегодное торжество христиан, в память восстания из мертвых Спасителя, светлое Христово воскресение (В. Даль).

Во времена Иисуса Христа, на иудейскую Пасху собирались в Иерусалиме для заклания и вкушения пасхального агнца; Пасхою вспоминается исход, освободивший евреев из рабства египетского. Ныне христианская Пасха повсеместно объединяет учеников Христа в причастии к их Господу, истинному Агнцу Божию; она приобщает их к Его смерти и воскресению, которые освободили их от греха и смерти (Словарь библ. богословия, с. 768).

Первоначально Пасха была семейным праздником. Ее праздновали ночью, при полнолунии на весеннее равноденствие, в четырнадцатый день месяца авива или колосьев (получившего после плена название нисан). В жертву Богу приносили молодое животное, родившееся в последний год, чтобы привлечь Божие благословение. Его кровью, в знак охраны, помазывали косяки и перекладину дверей в каждом жилище (Исх. 12:7) (Словарь библ. богословия, с. 768).

Пасха и исход

Великая весна Израиля была тогда, когда Бог освободил его из египетского ига посредством целого ряда дивных дел Своего Провидения, из которых самое потрясающее проявляется в десятой казни египетской, то есть в истреблении египетских первенцев (Исх. 12:29). Пасха совпадает с избавлением израильтян; она становится воспоминанием об исходе — важнейшем событии их истории; она напоминает о том, что Бог поразил Египет и пощадил Своих верных. Таков смысл Пасхи и новое значение ее наименования (Словарь библ. богословия, с. 769).

В Библии слово «песах» связано с глаголом «пасах», в переносном смысле «перепрыгнуть», «пройти», «щадить». Пасха — это прохождение Бога, Который прошел над домами израильтян, тогда как Он поражал египтян (Исх. 12:27) (Словарь библ. богословия, с. 769).

С течением времени с Пасхой слился другой праздник, первоначально отличающийся от нее, но близкий к ней по своему весеннему сроку: опресноки (Исх. 12:15-20). Пасха празднуется в четырнадцатый день месяца; опресноки от пятнадцатого до двадцать первого. Неквасные хлеба входят в приношение начатков жатвы (Лев. 23:5-14); очищение от старой закваски представляет собою обряд чистоты и ежегодного обновления. Израильское предание связало этот обряд с исходом из Египта (Словарь библ. богословия, с. 769).

Воскресная Пасха

Распятый накануне субботнего дня, Иисус Христос воскрес на другой день после той же субботы — в первый день недели (Мк. 16:2). Это также первый день, когда апостолы вновь обретают своего Господа, уже воскресшего, во время трапезы… Вскоре этот день получает новое наименование: день Господень или день воскресный (Отк. 1:10). Он напоминает христианам о воскресении Христа, объединяет их с Ним и обращает их к ожиданию Его пришествия в славе (1 Кор. 11:26) (Словарь библ. богословия, с. 773).

Ежегодная Пасха

Кроме воскресной Пасхи, у христиан существует также ежегодное празднование, вкладывающее в еврейскую Пасху новое содержание; иудеи праздновали свое избавление от чужеземного ига и ожидали Мессию — национального освободителя; христиане празднуют свое освобождение от греха и смерти, соединяются со Христом распятым и воскресшим, чтобы разделить с Ним вечную жизнь, и обращают свою надежду к Его славному второму пришествию (Словарь библ. богословия, с. 773).

Иисус Христос, для христиан пасхальная Жертва, был заклан, им надлежит праздновать праздник не со старой закваской порочной жизни, но с опресноками чистоты и истины. Со Христом они пережили тайну Пасхи, умерши для греха и воскреснув к новой жизни.

Эсхатологическая Пасха

Пасхальная тайна должна завершиться для христиан смертью, воскресением и встречей с Господом. Земная Пасха подготавливает для них этот последний «переход», эту потустороннюю Пасху. Действительно, слово «Пасха» обозначает не только тайну смерти

и воскресения Христа, не только еженедельный и ежегодный евхаристический обряд, но также и небесный пир, к которому мы все направляемся. Откровение Иоанна возводит наши взоры к Агнцу, сохраняющему на Себе знаки Своих страстей, но живому и стоящему на престоле; облеченный славой, Он привлекает к Себе своих мучеников (Отк. 5:6-12). Согласно Его собственным словам, Иисус воистину исполнил Пасху евхаристическим жертвоприношением Своей смерти, Своим воскресением, непрестанным таинством Своей жертвы, наконец, Своим грядущим пришествием (Лк. 22:16), которое должно объединить нас для радости окончательного пира в царстве Его Отца (Мф. 26:29) (Словарь библ. богословия, с. 774).

Пасха — праздник радости, но эта радость не должна умирать на другой день. Христианин каждый день живет воскресением Иисуса Христа. Помните об этом постоянно.