Печаль

«Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего» (Ек. 11:10).

«Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Пр. 15:15).

«Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22).

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

Печаль — это чувство грусти и скорби, душевной горечи; забота и беспокойство.

Печальный — испытывающий чувство печали, грустный; исполненный печали; вызывающий и навевающий печаль

Печалиться — скорбеть, горевать, жалеть, тужить, огорчаться, грустить, сохнуть, плакать, болеть, скучать (В. Даль).

В противоположность радости, знаменующей спасение и присутствие Божие, печаль есть горький плод греха, отделение нас от Бога. Ее видимые причины бывают различны: испытание, означающее, что Бог скрывает свое лицо; жена, приводящая в уныние своей сварливостью; плохо воспитанный сын; друг, ставший врагом; собственное безрассудство, лукавство сердца и злословие окружающих. Печаль есть следствие греха, радость — плод спасения (Словарь библ. богословия, с. 778).

Печаль подавляет сердце, угнетает дух, иссушает кости даже больше, чем болезнь. Отсюда советы мудрых: «Не предавайся печали душою твоею» (Сир. 30:22), «удаляй от себя печаль, убившую многих» (Сир. 30:24), а также и «заботу, которая прежде времени приводит старость» (Сир. 30:24) (Словарь библ. богословия, с. 779).

Печаль Иисуса Христа

Тот, Кто берет на Себя грех мира должен был нести на Себе необъятность людской печали и не быть ею раздавленным. Подобно пророкам, Он скорбел об ожесточении фарисеев (Мк. 3:5), Он плакал над нечувствием Иерусалима, не узнавшего часа своего посещения (Лк. 19:41). Иисус печалился не только о судьбе избранного народа; евангелист Иоанн рассказывает, как Он прослезился, когда смерть постигла Его друга Лазаря (Ин. 11:35) (Словарь библ. богословия, с. 780).

Печаль, грусть и тоска укорачивают жизнь (турецкая народная мудрость).

Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью.

Не давай печали сердцу своему, ибо «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10) (Ефрем Сирин).

Печаль снедает сердце человека (Ефрем Сирин).

Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну (Ефрем Сирин).

Всякая печаль, которая по видимости не заключает в себе ничего запрещенного, однако не способствует и благочестию, есть житейская, а значит гибельная (Василий Великий).

Бодрствуй против духа печали, ибо он простирает многие сети, чтобы уловить тебя.

Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать (Иоанн Златоуст).

Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства (Иоанн Златоуст).

От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние (Иоанн Кассиан Римлянин).

Люби душу твою, утешай сердце твое и удаляй от себя печаль; она многих убила, а пользы от нее нет.

Как правило, источник наших печалей — наши заблуждения (Ж. Массийон).

Есть род печали, которой непременно суждено обратиться в радость. Такой печалью является печаль о Господе (Ин. 16:20).

Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны. Так и печаль по Боге приносит нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждой (Иоанн Златоуст).

Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию (Иоанн Златоуст).

Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость (Нил Синайский).

Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерд, Он знает, что человек немощен, и помогает ему».

Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил пред Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбляла Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге; которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2 Кор. 7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и вышед вон, плакал горько» (Мф. 26:75). «Петр, — говорит Златоуст, — когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки» (Тихон Задонский).

Истинная христианская печаль — печаль в том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «жертва Богу-дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество (Тихон Задонский).

И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира

сего, но чада Божий, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской (Тихон Задонский).

Когда лишишься богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов (Тихон Задонский).

Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его.

Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему (Григорий Нисский).

Невозможно искать Бога и вместе славы, чести и богатства (Тихон Задонский).

Сердце человеческое не может быть раздвоено, оно прилепляется к Создателю или созданию (Тихон Задонский).

Наша излишняя печаль — это привязанность к земному. Без печали мы не знали бы радости утешения в Господе.

Печаль роняет в душу семена радости, которые потом вырастают в плод утешения.