Плоть

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

«Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).

«Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1:24).

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).

«Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29).

«Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62:2).

Плоть — тело человека или животного; все вещество, из которого состоит тело; вещественная часть человека, покидаемая при отрешении духа (В. Даль).

В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по самому своему существу, суждения Библии определяются не каким-либо философским умозрением относительно человеческой природы, а светом откровения: плоть была сотворена Богом, плоть была воспринята Сыном Божиим, плоть преображается Духом Божиим. На богодухновенных страницах от первой до последней плоть означает тварное состояние; но у апостола Павла этот смысл перестает быть единственным: плоть может обозначать не то чтобы некую злую природу, но греховное состояние человека (Словарь библ. богословия, с. 802).

Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача (Пс. 138:13) или горшечника (Иов 10:9), и она тем самым достойна нашего восхищения (Ек. 11:5); и когда она представляется составной частью нашего телесного существа (Мф. 16:17), костью и плотью (Лк. 24:39), сердцем и плотью (Пс. 83:3) и тогда, когда она обозначает все тело, например, при его болезни (Пс. 37:4), страдании (2 Кор. 12:7), скорбях (1 Кор. 7:28) — никаких следов презрительного отношения к ней не заметно ни в коем случае; наоборот, апостол Павел говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29). Решительное утверждение ее достоинства мы видим и у Иезекииля, возвещающего, что Бог даст Израилю вместо ожесточившегося, «каменного сердца», «сердце плотяное» (Иез. 36:26), послушное и отзывчивое (Словарь библ. богословия, с. 803).

«Плоть» может также обозначать человека в его конкретной целостности. Определить человека словом «плоть» — значит подчеркнуть его земное происхождение. Жить «во плоти» (Гал. 2:20; Флп. 1:22) — значит просто жить на земле, быть видимым (Кол. 2:1), конкретно присутствующим (Кол. 2:5). Для обозначения дней жизни Иисуса Христа говорится, что Он воспринял плоть и кровь (Евр. 2:14) (Словарь библ. богословия, с. 803-804).

Обычно, когда говорится о плоти, имеется в виду бренность твари. «Всякая плоть — трава, и всякая красота ее, как цвет полевой» (Ис. 40:6). Плоть по отношению к духу то же, что земное по отношению к небесному. Своей плотью, которая всегда «прах» (Быт. 3:19), человек принадлежит к земному миру; дуновением же, которое Бог дает ему, он находится в связи с миром небесным (Словарь библ. богословия, с. 804).

Господство плоти

Если принимать плоть за норму существования, она будет диктовать человеку его поведение. Она приобретает реальную автономию, наследуя силу греха с его исключительными прерогативами и с его вожделениями; она порабощает себе тех, кто повинуется «закону греха» (Рим. 7:25). Она самовольно проявляет тогда свои желания (Рим. 8:5), похоти (Рим. 13:14), порождает злые дела (Гал. 5:19). Существование по плоти таково, что сам ум становится плотским (Кол. 2:18). Равным образом и тело, само по себе нейтральное подчиняясь плоти, становится «телом плотским» (Кол. 2:11), отождествляется с «телом греха» (Рим. 6.6), ибо тогда оно действительно получает свой образ от «плоти греха» (Рим. 8:3) (Словарь библ. богословия, с. 807).

Торжество Христа

Грех был побежден Христом, Который, восприняв это «тело плоти» (Кол. 1:22), Сам стал грехом (2 Кор. 5:21), пришедший во плоти, связанный с греховным состоянием, Он осудил грех в самой плоти (Рим. 8:3). Отныне христианин во Христе распял плоть (Гал. 5:24); борьба, которую он ведет — ей обеспечена победа в той мере, в какой верующий, вновь обретая свое подлинное состояние твари, доверяется не плоти, не своей слабости, но силе смерти Спасителя, источника Духа жизни (Словарь библ. богословия, с. 807).

Жить по плоти — это значит жить жизнью, в которой преобладают веления и желания грешной человеческой природы вместо веления любви к Богу.

По пониманию апостола Павла, плоть — не чисто физическое, но духовное понятие, человеческая природа во всей своей греховности и слабости, то есть то, чем является человек, не имеющий Иисуса Христа.

Плоть — это весь естественный, природный, душевный человек; дух, душа и тело, отчужденные от Бога.

Плоть — это естественная, природная жизнь человека, независимо от того, хороша или дурна, так как она получена человеком через земное, естественное рождение.

Борьба с плотью — это не просто борьба со слабостями нашей человеческой природы, но конфликт между силами зла и Духом Божиим.

Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает плоти, тот усиливает ее свирепость (Иоанн Лествичник).

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). Таково наше положение в действительности. Во всем нашем существе нет ничего хорошего, мы отравлены грехом. И это становится нам понятным только с годами, по мере того как Дух Божий творит в нас Свою работу.

В естестве человеческом две жизни: плотская, направляемая чувствами, и духовная — невещественная, возрастающая в разумной и бесплотной жизни души. Но невозможно быть в одно и то же время причастным той и другой жизни, потому что забота об одной из них ведет к лишениям в другой. Потому если будем стараться сделать душу жилищем Божиим, то надо выйти плотью из плотской скинии, чтобы дом наш был обновлен Тем, Кто обновляет нас Своим вселением (Григорий Нисский).

Удовольствие — мать греха, а грех — жало смерти (Василий Великий).

Удовольствие — диавольская уда, влекущая в пагубу (Василий Великий).

Гибельная плоть — черная волна злого велиара! Гибельная плоть -корень многочисленных страстей! Гибельная плоть — подруга дольнего скоротечного мира! Гибельная плоть — противница небесной жизни! Плоть — мой враг и друг: приятная война, неверное благо; плоть, непрестанно вкушающая плод человекоубийственного древа, прах, грязная цепь воюющего со мною вещества, негодная кипучесть, гроб и узы царя моего — небесного образа, который я получил от Бога (Григорий Богослов).

В какой мере греет кто на беду свою плоть, в такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа, обремененная худым навыком тела, делается бесплодной (Ефрем Сирин).

Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить (Нил Синайский).

Не услуживай без меры плоти чревоугодием, чтобы, забыв свою меру, она не сделалась самовластной и не осмелилась поднять оружие на владельца (Нил Синайский).

Как служанка при порядочной женщине неизбежно и сама делается такой же, хотя бы и не желала этого, так и плоть мудрой души неизбежно сообразует собственные порывы с ее движениями (Иоанн Златоуст).

Размышляя о происходящем для нас вреде от угождения плоти, станем укрощать ее движения, не поленимся и не позволим ей восставать на душу (Иоанн Златоуст).

Мы соглашаемся, что плоть ниже души, но вовсе не противоположу на ей. Как гусли — музыканту и корабль — кормчему, так и плоть должна быть подчинена душе (Иоанн Златоуст).

Необходимо, чтобы плоть шла позади, а не впереди, чтобы она не управляла нашей жизнью, но принимала законы духа (Иоанн Златоуст).

Когда плоть, возомнив о себе, захватывает власть над вознице (душой), она производит бесчисленное число зол (Иоанн Златоуст).

Если мы пригвоздим плоть страхом Божиим, то ничто не поколеблет нас, если же оставим ее на свободе, то и слабое нападение (зла) может поразить и погубить нас (Иоанн Златоуст).

Плоть — друг неблагодарный и лживый’ чем более мы угождаем ей, тем больше она нам вредит (Иоанн Лествичник)

Иссохшая тина не привлекает свиней; и плоть, увядшая от подвигов, больше не покоит бесов (Иоанн Лествичник).

Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо (Иоанн Лествичник).

Но кто хочет бороться с плотью и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается, ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, напрасно человек будет и поститься (Иоанн Лествичник).

Едва ли не все в мире побеждены плотской похотью: «все, что в мире: похоть плоти» (1 Ин. 2:16).

Плоть — близкий, домашний враг человека, действующий и живущий во единой с духом храмине составов человеческих, и потому от этого врага надо хранить себя ежечасно (Димитрий Ростовский).

Плоть — сильный враг, мало кем побеждаемый и многих побеждающий, одолевающий даже иногда святых (Димитрий Ростовский).

Похоти — мучительные болезни души (Тихон Задонский). Через похоти диавол пленяет душу (Тихон Задонский).

Ум, помрачающий похотью мира, не может вместить просвещения Божьего (Тихон Задонский).

Плоть раздражается на оскорбившего и порывается на взаимное оскорбление — свяжи ее не узами веревочными или железными, но узами духовного рассуждения и страха Божия.

Плоть, не распятая, а утучняемая обильным питанием, наслаждениями и упокоеньями, не может не сочувствовать греху, не услаждаться им.