Подвижничество

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:25).

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам. многие поищут войти и не возмогут» (Лк. 13:24).

«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим 6.12).

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил! а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8).

Подвижничество есть подражание всем заповедям Господним и хранение их; оно не гневливо, не кичливо, не сребролюбиво, не опрометчиво, не самолюбиво, покорно, всякому услуживает, вовсе чуждается тленного, пребывает в общении только с духом; у него язык благодарный, полезная молитва, оно делает все из послушания (Исидор Пелусиот).

Труд насаждения Слова Божия в сердце требует таких усилий, что он назван подвигом (епископ Игнатий).

Любовь к подвигам есть ненависть к страстям; напротив, леность праздность легко вводят в душу страсти.

Благоразумное удручение себя подвигами освобождает от пороков — следствия прежнего нерадения

то служит Господу только тогда, когда находится в безопасности, тот не проявляет большой любви и не чисто любит Христа (Иоанн Златоуст).

Хотя мы должны все относить к Богу, однако и сами должны быть деятельны, брать на себя труды и подвиги (Иоанн Златоуст).

Видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец (Иоанн Златоуст).

Решись служить Богу, пребывай в страхе Божием и подготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждению, а к искушениям и огорчениям (Иоанн Кассиан Римлянин).

Подвиг же христианский, который бывает не против плоти и крови, но против духов злобы (Еф. 6:12), состоит в смирении, в презрении суетной славы, в терпении и кротости, отвержении себя самого, распинании плоти со страстями и похотями, в мужестве при искушении. Когда это совершают христиане, они не уступают места на брани врагу своему диаволу (Тихон Задонский).

Чем более кто старается угождать Богу, тем более искушений наносит ему диавол (Тихон Задонский).

Не давайте себя во власть сатане. У него три силы, приходящие на христианина перед всяким грехом. Первое — забвение, второе — леность, третье — похоть. Если найдет на христианина забвение, у него рождается леность, от лености же возрастают похоти, а от похоти падает человек. Если же кто примет на себя страх Божий, от того бежит леность и не зачинается в нем злая похоть. И тогда не победит нас сатана и не введет во грех, и мы по благодати Божией спасемся.

Кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот будет жив до конца (Василий Великий).

Если за труды и заслуги подвижник ищет воздаяния здесь, он вызывает сожаление, ибо, получая временное вознаграждение, теряет вечное (Василий Великий).

Подвиг наш временный, а воздаяние и похвала — вечные; труд наш краток, а упокоение и совершенство — не стареют (Ефрем Сирин).

Завидующий успехам брата своего отлучает себя от вечной жизни, а содействующий брату будет сообщником его и в вечной жизни (Ефрем Сирин).

Если человек не совершает подобающего телесного подвига, то истинное видение не откроется ему.

Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги (Макарий Египетский).

Малые подвиги, совершаемые здесь (в кратковременной жизни), даруют нам великое дерзновение (в загробном мире) (Иоанн Златоуст).

Не будем скорбеть, если на пути жизни с нами случатся многие несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны, но не таков тот град, к которому ведут они (Иоанн Златоуст).

Люди велят тебе угождать им с ущербом для себя самого. А Христос, напротив, за каждое твое даяние воздаст тебе сторицей и к тому прилагает еще жизнь вечную (Иоанн Златоуст).

Чем усерднее мы служим Богу, тем больше получаем пользы, тем больше выгоды для нас самих. Не будем же лишать себя столь великого приобретения. Бог самодостаточен и ни в чем не нуждается; воздаяние же и польза возвращаются к нам (Иоанн Златоуст).

Если Бог, сотворивший нас вначале, без всякого с нашей стороны доброго дела, тотчас же даровал нам столько благ, то чего не дарует Он потерпевшим за Него и понесшим труды и подвиги? (Иоанн Златоуст).

Не начало, но конец заслуживает похвалы. Начни хорошо и закончи добром, и будешь блажен. «Близко к боящимся Его [Бога] спасение Его» (Пс. 84:10). «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10) (Тихон Задонский).

Человек подобен дереву: телесный труд — листья, а хранение сердца — плод. Поскольку же по Писанию: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10), то очевидно, что мы должны все попечение иметь о плоде, то есть о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное прикрытие и благоукрашение — телесный труд.

Руки и ноги за делом, а мысль с Богом — вот настоящий стоячий человек.

Внутреннее надо налаживать утром — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть. Сократить внешние отношения и все наладить на один чин — есть спасительная рамка жизни.

Когда придет внутренняя молитва, тогда она может заменить отчасти пребывание в храме, но внутренней молитвы ничто так не разогревает, как храм (Феофан Затворник).

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига; подвигом только доказывается действительность и искренность желания получить дар (епископ Игнатий).

Благочестивый подвиг есть не что иное, как деятельное принятие спасения, как проявление свободы нашей воли на опыте, в самой жизни.

Никакой подвиг не может быть достаточно велик, если от него нет пользы другим (Иоанн Златоуст).