Познание Бога

«Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар 18:37).

«Дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:3).

«Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3).

«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5.20).

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).

«Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр. 3:6).

«Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2).

Познание — это процесс обретения знаний, постижение закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области.

Познать — получить знание, получить истинное представление о ком-либо или о чем-либо, постичь; испытать, пережить.

Познать — узнать, изведать, распознать, убедиться, удостовериться, уразуметь, постичь (В. Даль).

Познание Бога составляет прочное основание бесконечного счастья и вечной славы, незнание Его есть вечная гибель.

Познание Бога есть источник жизни. Истинное познание есть, прежде всего, познание Сущего. Высшая задача жизни заключается в том, чтобы познать Бога. Познание Бога Христа — суть духовной мудрости.

От истинного познания Бога и Христа, Сына Божия, начинается истинная и живая вера, необходимая для вечного спасения. Доказательство же истинности познания Бога — благочестивая христианская жизнь, без которой нет познания, есть только суета и пустое хвастовство.

Напрасно хвалятся познанием Бога те христиане, которые «делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). Познание Бога заключает в себе познание Его святой воли, благоволения и Его божественных свойств, которые открываются в Его святом Слове.

Всегда нужно помнить, что познавать Бога без Бога мы не можем (Тихон Задонский).

Потеря познания Бога принесла для Адама смерть; познание Бога — есть жизнь.

Совесть загнала Адама за деревья рая; познание Бога ведет в присутствие Божие.

Все заключается в познании Бога: оно оживотворяет душу, очищает сердце, успокаивает совесть, возвышает чувство, освящает характер и хождение в мире человека.

В Боге заключается нечто неизмеримо высшее, нежели Его премудрость и всемогущество; в Нем заключается еще любовь, милосердие, святость, правосудие, благость, нежность, долготерпение.

Знать Бога таким, как Он есть, — это совокупность всякого рода счастья: настоящего и будущего.

Душа, нашедшая Бога, нашла все, в чем она когда-либо имела нужду в настоящем и будущем.

Человеку доступно не только верить в Бога, но и познавать Бога, быть в Боге.

В познании Бога мы достигаем наивысшего уровня самих себя и, конечно, предельных границ нашей мысли.

Знать Бога — значит иметь жизнь вечную. Когда сердце познало Бога, Его ищет и разум.

Чтобы довериться Богу, надо знать Его; а чем больше человек Ему доверяется, тем более он познает Бога.

На деле познать Бога — значит действительно сблизиться с Ним.

Высшее благо человека не только зависит от познания Бога, но и вполне в нем заключается.

Высшее благо и основа нашего блаженства заключается в познании Бога и в любви к Нему.

Встреча с Богом зависит не от места, а от желания человека познать Его.

Через Свои деяния Бог открывает Свое сердце и дает человеку познание Самого Себя.

Познать Бога — значит быть познанным и открыть Его в истоке своего собственного существования; бежать от Него — значит чувствовать себя преследуемым Его взглядом.

Для того, чтобы поклонение Богу не было только наружным, оно должно исходить исключительно из познания Его.

Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости Путь же к Богу известен: чтение Слова Божия, благочестивое размышление, молитва, вера

Истинное познание Бога и Христа приходит к нам не путем знания, а путем откровения.

Как ни мало люди знают о Боге, все же, как только Его находят, понимают, что Он желает чего-то определенного и знает точно, что Он делает и куда направляет Свои стопы.

Одно дело услышать о Боге, но другое дело — познать Его лично. Познать Бога — значит быть познанным Им.

Прилепиться верою к Иисусу Христу — то же самое, что познать истинного Бога.

Кто более познает Бога, тот более смиряется и любит Его.

Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны.

Знать Бога — значит познать Его любовь во Христе, и ответить на нее послушанием.

Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога.

Любовь доставляет ведение. Такой путь к истине лучше уважаемого многими пути умственного познания, со всеми тонкостями (Григорий Богослов)

Бог не может быть познан и не почитаем. Знать Бога и не почитать Его от сердца — было бы противоречиво, ибо, познав величайшее добро, нельзя Его не любить (Тихон Задонский).

Чем более человек познает Бога, тем более почитает Его; и тем более познает, чем более рассуждает о Его божественных свойствах и поучается в Его Святом Слове (Тихон Задонский).

Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его.

Ищите Бога ради себя — и тогда загорится ваше сердце, и вы с полной уверенностью будете знать, кто Он есть.

Нельзя познать Бога помимо Его собственного откровения и веры, Им Самим даруемой, и всегда освященной божественным откровением.

Только одна Библия может пролить свет на вопрос Богопознания. Бог открыл Себя Самого человеку на страницах Священного Писания и может быть познан человеком чрез Писание.

К примирению приведет нас теоретическое знание о Боге, но именно Боговедение — знание Бога.

Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему.

Бог открывает Себя не остроте ума, а чистоте сердца.

Кто не имеет смирения, с глубоким самоунижением, тот не может рассуждать о величии Божием.

Мы должны радоваться тому, что Бог в Своей сущности непостижим. Он будет и есть предмет познания через всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия.

Люди часто постигают сущность Бога прежде, чем обретают знание о нем. В связи с этим один из богословов, говорит так: «Хотя ум просвещенный прежде всего приходит к познанию истины, но у сердца есть свои пути».

Чем больше открывается пред человеком высота Божия, тем более он познает свое ничтожество.

Чем глубже входит человек в познание Бога, тем более считает себя невеждой (Макарий Египетский).

Христианин во всем, что видит, слышит, ощущает, обоняет, вкушает — видит Бога.

Единственное и неоценимое приобретение человека на земле — познание Христа и уподобление Христу. Будет ли желать приобретений и наслаждений временных желающий стяжать это сокровище?

Величайшее, единственное благо для человека — познание Бога. Прочие блага в сравнении с этим не достойны называться благами.

Нет ничего подобного сладости познания Бога (Исаак Сирин).

Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца (Василий Великий).

Величие естества Божиего не ограничивается никаким пределом, никакая мера ведения не служит таким пределом в Его постижении. И нет предела, за которым жаждущему высокого познания следовало бы остановиться в стремлении. Напротив, ум, высшим познанием восходящий к горнему, находится в таком состоянии, что всякое совершенство познания, достижимое для естества человеческого, вызывает пожелание еще более высоких познаний.

Божественные тайны открыты вам, люди, насколько слух человеческий их может принять. Стремящиеся к благочестивому благоговению, насколько вмещает наш разум, — возносите славу Богу, зная, что сколько бы ни возрастало наше знание, — даже если бы вы превзошли самые высшие системы понятий о Боге, — и тогда обретенные вами и восхищающие вас — не само еще искомое, но только подножие ног Его (Григорий Нисский).

Не измеряй силы Божией по своим соображениям слабого человека. Не думай, что Бог может сделать только то, что ты можешь представить. Бог превосходит все представления и побеждает разум; неисследим Творец, и непостижимы дела Его (Иоанн Златоуст).

Божество непостижимо для человеческой мысли, и мы не можем представить Его во всей полноте.

Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так и ум не вмещал, ни слова не обнимали Божией сущности (Григорий Богослов).

Безумен тот, кто воображает, что постиг Бога. Чем более надмевается он этой мыслью, тем глубже падает с высоты своей.

Увидит ли солнце слепой, который стоит и порицает его? И славу Божества, Которая превыше всего, уменьшит ли любопытный исследователь? К посрамлению пытливого исследователя достаточно того, что он дерзко говорит о своем Творце (Ефрем Сирин).

Представлять себя знающим, что такое Бог, — это повреждение ума. Это то же, что, увидев в воде отражение солнца, думать видеть самое солнце (Григорий Богослов).

Всякий, считающий себя мудрым, потому что прошел науки и сведущ во внешних знаниях, никогда не будет удостоен проникновения в тайны Божий и не увидит их, если прежде не смирится и не почувствует себя безумным, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость (Симеон Новый Богослов).

Для того, чтобы познать Владыку всех, недостаточно только видеть чудеса — нужно иметь признающую душу. Так, лучи солнца не достаточны для того, чтобы видеть, — нужен еще и чистый, и здоровый глаз.

Хочешь воспринять луч, просвещающий твои очи? Сделай их чистыми, здоровыми и зоркими. Бог показал тебе свет Истины. Но если ты, убегая от света, устремишься к тьме, — какое тогда ты найдешь оправдание, какое извинение? (Иоанн Златоуст)

Бог истинно познается только достойной и угодной Ему душой (Макарий Египетский).

Христос познается в нас через чистоту, ибо Он чист и обитает в чистых (Преподобный Марк).

Вне креста нет живого познания Христа.

Христианский книжник должен научиться Царству Небесному не только от слышания проповеди, но и на опыте.

Познание людьми воли Божией может совершаться единственно при посредстве божественного откровения.

Помни: Бога без Бога познать мы не можем. И чем более кто познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его (Тихон Задонский).

Если Богу угодно дать тебе познание, то Он дает в свое время, и дает таким способом, какого даже не может представить себе плотской человек.

Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Духа Святого.

Человек не познает Бога от своих дел; он Его познает только благодатию, через веру. Мы ничем не оплачиваем путь к счастью и к небу: ни добрыми делами, ни моральными речами, ни самоисправлением, ни деньгами. Счастье и место в небе — это дары Божий через Иисуса Христа.

Отсутствие познания Бога и отказ человека повиноваться Ему являются основой всяких проблем и нужд, которые тяготят нас. Человеческое незнание и замешательство перед божественным Планом ввергает мир в хаос. Человеческое нежелание познать Бога и повиноваться Ему и Его законам является виной тому, что на наших душах тяготеет такое тяжелое бремя.

Дурно то, что люди не знают Бога, но хуже всего то, что люди признают Богом то, что не есть Бог.

Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод; так и самое сильное доказательство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу.

Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (Евр. 11:6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (Иоанн Златоуст)

Того, Кто есть Бог, не могут знать не только пророки и апостолы, Самим Богом просвещенные люди, но даже ангелы и архангелы — существа, самые приближенные к Богу.

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее (Григорий Богослов)

Все, что можно сказать о Боге, не похоже на Него, словами нельзя выразить Бога.

Бог умосозерцаем, хотя и отчасти, для некоторых. Однако никто не скажет, что Он такое, хотя иной и слишком уверен, что знает Его. Ибо к каждой мысли о Боге всегда, как мгла, примешивается нечто мое видимое (Григорий Богослов).

Чтобы познать Бога, нужно откровение свыше. Слово Божие про поведует Бога, но без Бога познать мы не можем. Слеп и темен наш разум, нуждается в просвещении от Самого Того, Который из тьмы производит свет (Тихон Задонский).

Мы отчасти познаем Бога, во-первых, через размышление о себе; во-вторых, через размышление о мире. По произведению угадывается художник, но всегда художник совершеннее своего дела.

Поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно понять, что Бог, Творец его, премудр и благ.

Поскольку Бог сотворил все, то можно узнать, что Он всемогущ.

Поскольку в мире есть красота, то можно понять, что в Боге, Творце его, есть красота величайшая.

Солнце с высоты для всех равно щедро излучает свой свет, но видят его только имеющие глаза и не закрывающие их. Так и Бог с высоты Своей посылает всем изобильную помощь, ибо Он — неиссякаемо источающий, спасительный и озаряющий Источник милости и добра. Наслаждаются же Его благодатью и силой к совершению добродетели и достижению совершенства не все, но только те, которые проявили доброе соизволение и делами показали веру и любовь к Богу; которые совершенно устранились от всего дурного, твердо держались заповедей Божиих и всегда устремляли душевный взор на Самое Солнце правды — Христа (Григорий Палама).

Бог для всех непостижим и неизмерим, кроме тех, которые вкусили принятое от Него же Самого и сознают свою немощь (Макарий Египетский).

Не ты познал Бога через праведность, но Бог познал тебя по благодати (Василий Великий).

Познается Бог через слышание заповедей Его и исполнение их.

Не тот знает Бога, кто много о Нем говорит и учит, а живет не согласно с учением, но тот, кто живет благочестиво, боится Бога, любит Его и соблюдает Его заповеди.

Знающие Бога таким, как Он есть, имеют жизнь; незнающие же Бога, по свидетельству Священного Писания, «подвергнутся наказанию вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес 1:9).

Познавший Господа слышит голос пастыря.

Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу.

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога; так нельзя постигнуть Его всего (Иоанн Златоуст).

Знание Бога может быть только внутреннее, сердечное.

Ищите Бога, ищите серьезно и не только разумом, но непременно совестью и сердцем.

Если кто не узрит Бога, не может и познать Его, а если не познает Его — не может познать волю Его (Симеон Новый Богослов).

Невидящий солнца будет жить, ведь слепой живет, зная о солнце по слухам, а души, лишенные света богопознания, мертвы, хотя и считают себя живыми (Иоанн Златоуст).

Можно не называть Бога, не говорить этого слова, но не признавать Бога нельзя.

Если мы не понимаем и того, что у нас под руками, — создания близкого к нам животного, то как же бессмысленно и безумно исследовать то, что касается Творца, и говорить, будто мы понимаем то, о чем не имеют понятия и высшие бестелесные силы (Иоанн Златоуст).

Мать может дать хлеб ребенку, питающемуся грудным молоком, но ребенок не может съесть его; так и Бог мог бы предложить нам высшую сверхъестественную мудрость, но мы не можем ее принять.

Самое пагубное дело не чтить Бога, что Он — первая причина всего сотворенного, от Которого все произошло и Которым хранимо по неизреченному чину и закону (Григорий Богослов).

В богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог.

Кого Бог просвещает озарением, тем дает видеть сокровенное в божественном свете, и просвещаемые видят это по мере любви и хранения заповедей

Замечаем по себе, что, сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав дурное, — неспокойны, даже если никто из других людей не беспокоит нас Размышляя об этих внутренних состояниях, можем познать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а доброе благословляет

Замечаем еще за собою, что желании наши не насыщаются ничем в мире, но всегда ищут нового. Если глубоко задуматься о том, что бы это было, чего всегда ищет наше сердце, но не находит во всем мире, то можно понять: ищет оно Бога, и Бог есть единственное истинное благо, которое может удовлетворить нас и сделать блаженными навеки.

Бог открывается одним людям в большей степени, чем другим; Он делает это потому, что для него невозможно открыть Себя человеку, чей разум и характер не находятся в соответствующем состоянии

Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж добродетельный познает их.

Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога.

Нет беднее ума, который без Бога любомудрствует о Боге.

Весьма опасно говорить о Боге что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным. Истинное слово о Боге есть только Слово Божие.

У одного человека спросили: почему он знает, что есть Бог, он отвечал: «Разве нужна свеча, чтобы видеть зарю?»

Чем больше человек исполняет волю Бога, тем больше он и знает Его. Если человек совсем не исполняет воли Бога, он совсем не знает Бога, хотя бы и говорил, что знает Его, и молился Ему.

Как всякую вещь можно узнать только ближе подойдя к ней, так и Бога узнаешь только когда приблизишься к Нему. И чем больше приучает себя человек к доброй жизни, тем больше узнает он Бога И чем больше узнает Бога, тем больше любит людей. Одно помогает другому.

Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не снявши прежде обуви, то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей.

Когда люди, живя дурною жизнью, говорят, что нет Бога, они правы: Бог есть только для тех, кто смотрит в Его сторону и приближается к Нему. Для того же, кто отвернулся от Него и идет прочь от Него, нет и не может быть Бога.

Между глиной и горшечником нет различия, а между Богом и людьми такое различие по существу, какого ни слово выразить, ни ум измерить не могут.

Два факта свидетельствуют нам об этом «Некто». Первый — созданная Им вселенная. Если бы вселенная была единственным свидетельством о Нем, то из наблюдения за ней мы должны были бы сделать вывод, что Он, этот загадочный «Некто», является великим художником (потому что вселенная воистину прекрасна).

‘Второй факт, указывающий на Его существование, — наличие морального закона, который Он вложил в наш разум. И это второе свидетельство более ценно, нежели первое, поскольку оно дает нам информацию внутреннего характера. Вы узнаете о Боге больше из морального закона, чем из наблюдения за вселенной в целом, точно так же, как вы больше узнаете о человеке, слушая, как он говорит, нежели созерцая построенный им дом. На основании этого второго фактора мы делаем заключение, что Существо, пребывающее за видимой Вселенной, горячо заинтересовано в правильном поведении людей, в их «честной игре», в бескорыстии их, храбрости, искренней вере, честности и правдивости.

Все старания сатаны направлены на то, чтобы лишить творение Божие познания истинного Бога. Он вселил в душу Евы ложное представление о Боге, внушив ей, что Бог не благ; это сделалось тайным источником всякого зла.

Свойство бесконечного оживляет несуществующее в существующее, что не могут сотворить никакие силы, как бы ни были они велики. Доказательство беспредельности разума, управляющего вселенной, продолжает великолепно выражаться существованием всего существующего.

Глубокое личное познание Бога и Его воли возможно лишь при одном условии, а именно: если мы всегда пребываем в Слове Божием, непрестанно переводя истину Его в послушание Богу.