Помышление

«Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21).

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои» (Пс. 138:23).

«Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои» (Пс. 5:2).

«Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс. 138:2).

«Помышление праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство» (Пр. 12:5).

«Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:6-7).

«И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:7).

Помышление — мысль, помысел. Помысел — мысль, намерение, замысел. Помышлять — думать, размышлять.

Помышление — дума, мнение, понятие, убеждение; замыслы, затеи; козни и тайные злонамерения (В. Даль).

Как дым — пчел, так нечестивые помыслы и пожелания удаляют от нас Духа Божия чистейшего.

Не думай ни о ком низко — тогда и Бог будет высокого мнения о тебе.

Как нельзя не допустить ветра до открытой груди, так нельзя остановить прилива помыслов; потому что человеческая душа по своей природе, вследствие грехопадения прародителей, открыта для действия зла.

Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? По крайней мере, остров противится волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но можем противиться им (Ефрем Сирин).

Не должно отчаиваться по причине борьбы, причиняемой нашествием помыслов Если противимся ревностно помыслам, то борьба с ними сплетает нам светлейшие венцы.

Осуждаемся мы не за то, что входят в нас помышления греховные, но за злоупотребление ими.

Не то навлекает на нас осуждение, что помыслы входят в нас, но то, когда мы даем им худое направление.

Не подумай когда-нибудь нерадеть о помыслах, ибо никакая мысль не может утаиться от Бога (Марк Подвижник).

Никогда не допускай войти в сердце твое помыслу, прогневляющему Бога.

Безопаснее не пускать врага в дом, нежели, допустивши, с ним бороться (Тихон Задонский).

Всякий греховный помысел изгоняй из сердца, как можно скорее, как сбрасываешь с одежды искру, попавшую на нее.

Как не удерживаешь скорпиона за пазухой, так не держи худого помысла в сердце твоем.

Угашай искру, пока в пламень не возросла, и удаляй плохие помыслы, пока малы они (Тихон Задонский).

Как искра удобно погашается до появления пламени, так и худые помыслы легко подавляются в начале.

Лукавому помыслу так же худо давать возрастать в душе, как и траве на гряде с овощами (Ефрем Сирин).

Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех. От помыслов и грех бывает, как от корня — дерево, или как от семени плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет (Тихон Задонский).

Не образуется облако без движения ветра; и страсть не рождается без мысли (Марк Подвижник).

Не появление помысла есть грех, но дружеская с ним беседа ума (Марк Подвижник).

Лукавые помыслы исторгай иными помыслами (Нил Синайский).

Помысел тебе представляет сладость греховного действия, а ты помышляй о заповеди Божией, запрещающей это действие, о тех плачевных последствиях, к каким приводит кратковременная сладость греха, и — помысел удалится от тебя.

Часто воздвигай ум к молитве, и истребишь помыслы, приступающие к сердцу.

Как острые лекарства врачуют жестокие болезни, так молитва с постом прогоняет злые помыслы.

Как воззрение на медного змея, вознесенного Моисеем в пустыне, имевшего силу прообразного им креста Христова, исцеляло уязвленных ядовитыми змеями; так воззрение с верой и молитвой на распятого Иисуса Христа исцеляет душу, уязвленную ядовитыми впечатлениями греховного помысла.

Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться; так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и покаянием, стараются бежать от человека.

Считай себя храмом Божиим и старайся не хранить в сердце мысленных идолов.

Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос.

Оставляя не только дурные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш (Иоанн Кассиан Римлянин).

Ты хочешь владеть своей душой? Отовсюду приведи себя в безопасность, чтобы не погрязнуть в сластолюбивых помыслах и не потерпеть крушения в пристани (Ефрем Сирин).

Мы должны знать, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. От Бога бывают, когда Он удостаивает нас посетить просвещением Духа Святого, возбуждая нас к высшему преуспеванию, и вразумляет нас спасительным сокрушением о том, что мы мало преуспели, или, пребывая в беспечности, были побеждены чем-либо, или когда открывает нам небесные тайны, обращает волю и намерение наши к лучшему. От диавола происходят помыслы, когда он старается низложить нас как услаждением пороками, так и тайными обольщеньями, с тонкой хитростью ложно представляя зло под видом добра и преобразуясь перед нами в ангела света. А от нас помыслы происходят, когда естество напоминает то, что мы делаем, или сделали, или слышали. Эту троякую причину мы постоянно должны наблюдать, и все помыслы, возникающие в нашем сердце, зорко рассматривать, сначала исследуя происхождение их, причины и виновников, чтобы можно было знать, как мы должны относиться к ним, смотря по достоинству внушивших их, чтобы нам сделаться искусными (Иоанн Кассиан Римлянин).

Будем избегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступком (Ефрем Сирин).

Как дева, обрученная мужу, если ее обольстит другой, делается оскверненной в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, осквернена перед Небесным Женихом своим — Христом (Ефрем Сирин).

Часто человек не может совершить грех по многим причинам, и страх перед людьми нередко предотвращает грех; помышления же совершаются безбоязненно и без труда. Так, например, нередко кто-нибудь из вас обращал невоздержный взор и увлекался своим помыслом, но тотчас проходил мимо. Такой уподобляется подстреленной серне, которая убегает от ловцов, но уносит в себе вонзенную стрелу. Ибо кто из вас побежден помыслом, тот уже нецеломудрен перед Богом. Если бы не страх людской и не стыд, человек вместе с душой своей часто растлевал бы и тело. Потому он не увенчается уже как целомудренный, но если не покается, непрестанно будет нести наказание (Ефрем Сирин).

Если нечистый помысел найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и занимает ее собою, чтобы умертвить; и делается лукавый помысел как бы сетью в душе, если не будет изгнан молитвой, слезами, воздержанием и бдением (Ефрем Сирин).

Всех порочных помыслов восемь: первый помысел — чревоугодия, второй — блуда, третий — сребролюбия, четвертый — гнева, пятый — печали, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Не в нашей воле, чтобы все эти помыслы тревожили или не тревожили нас, но чтобы они пребывали или не пребывали в нас, и возбуждали или не возбуждали страсти — это в нашей воле. Но одно дело — приражение, иное — сдружение, иное — страсть, иное — борьба; иное — соизволение, приближающее к делу и уподобляющее ему, иное — само дело, иное — пленение. Приражение есть простое напоминание, делаемое врагом, например: делай то или то; и это — в нашей воле. Сдружение же есть принятие помысла, внушаемого врагом, и как бы занятие им, и соединенное с удовольствием собеседование с ним, происходящее по нашему произволению. Страсть есть привычка к помыслу, внушаемому врагом, и как бы постоянное помышление о нем и мечтание. Борьба есть противление помыслу, склоняющаяся к истреблению страсти в помысле или к соизволению на страстный помысел. Пленение есть принужденное, невольное увлечение сердца, которым обладает предубеждение и долговременная привычка. Соизволение есть изъявление в помысле согласия на страсть, а исполнение — само действие по согласию на страстный помысел. Потому кто своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя помысел, тот сразу пресекает все остальное.

Истребляется же чревоугодие — воздержанием, блуд — божественной любовью и влечением к будущим благам, гнев — добросердечием и любовью ко всем, мирская печаль — духовной радостью, сребролюбие — состраданием к бедным; уныние — терпением, твердостью и благодарностью Богу, тщеславие — тайным деланием добродетелей и постоянной молитвой с сердечным сокрушением; гордость — тем, чтобы никого не осуждать и не унижать, подобно фарисею, но почитать себя последним из всех. Таким образом, ум, освободившись от страстей и вознесшись к Богу, еще здесь начинает блаженную жизнь в бесстрастии и истинном ведении, предстоя Богу (Ефрем Сирин).

Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись в сердце, не ограничиваются ими, — они выходят из него, проникая плоть и являясь наружу (Василий Великий).

В человеке проносятся душевные и греховные помышления, и если греховному помышлению удастся утвердиться, оно задерживает душу и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом (Макарий Египетский).

Познается дерево по плодам, и устроение ума — по помыслам, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души.

Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они исчезнут; они расстраивают только того, кто боится их.

Не связывай себя делами мира, и помысел твой будет безмолвствовать в тебе.

Понудь себя к непрестанному труду молитвы перед Богом в сердце, носящем помысел чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов (Исаак Сирин).

Если кто, набрав змей и скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они скоро умрут, — так и злые помышления, посеянные демонами, уничтожаются терпением.

«Погибели предшествует гордость» (Пр. 16:18). Стало быть, не допускай злых мыслей, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям. А между тем в этой внутренней суматохе подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но наше горе в том, что за последнее почти никто не берется, а все, как связанные, ведутся на зло (Феофан Затворник).

Человек будет судиться не только за дела и слова, но и за злые помыслы на страшном Христовом суде. Прелюбодействует уже тот, кто питает в сердце нечистые мысли. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15), и всякий, кто питает злобу на ближнего и хочет ему повредить или его убить, хотя и не убивает на деле. И тот есть вор и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает, и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается. Этот грех совершается против десятой заповеди: «Не желай» (Исх. 20:17). И хотя такой человек не делает ближнему зла, но хочет сделать, и так грешит против Божия повеления. Ибо Бог как говорит к душе и сердцу, так и смотрит, куда клонится сердце человека, и потому его судит. Христианину не только не должно делать, но и хотеть зла, если он не хочет против Слова Божия и своей совести согрешить, и так ее уязвить, и подпасть суду Божию (Тихон Задонский).

Начало борьбы с грехом — сопротивление помыслам (Тихон Задонский).

Христианин должен выйти из мира помышлениями (Тихон Задонский).

Надо отсекать помыслы, ибо они делают бесплодной духовную жизнь (Тихон Задонский).

Очищение ума от суетных помыслов есть жертва, благоприятная Богу (Тихон Задонский).

Отвергай благие, по внешнему виду, помышления и светлые, по внешнему виду, размышления, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие от молитвы (епископ Игнатий).

Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человеческим? Отгоняй их, когда ты один гласной, внимательной молитвой, произнося слова неспешно, с умилением (епископ Игнатий).

Пока молитва расхищается чуждыми помыслами, до тех пор подвиг ее совершается с трудом, со скорбью, с понуждением и усилием, до тех пор молящийся не допускается пред лицо Божие (епископ Игнатий),

Оружие врага — помысел и мечтание греха (епископ Игнатий).

Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда приводят кровь в усиленное неестественное движение (епископ Игнатий).

Греховные помыслы, будучи приняты и усвоены уму, входят в образ мыслей или разум и лишают его правильности, а греховные чувства, закоснев в сердце, делаются как бы его природным свойством (епископ Игнатий).

Когда явятся тебе помыслы и мечтания греховные, нисколько не обращай на них внимания. Лишь заметишь их, крепче затвори ум в слова молитвы (епископ Игнатий).

Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел: и явно греховный, и по наружности праведный (епископ Игнатий).

Плод лжепророка — помысла, возникшего под влиянием падения и лукавых духов — нравственное расстройство и гибель человека (епископ Игнатий).