Правда

«Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:2-3).

«Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина» (Пс. 118:138).

«Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить» (Пс. 118:144).

«Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти» (Пр. 10:2).

«Помышление праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство» (Пр. 12:5).

«Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника» (Пр. 13:6).

«У Тебя, Господи, правда» (Дан. 9:7).

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21-22).

«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).

Правда — это то, что соответствует действительности, истина; то, что верно с точки зрения морали, этики, то, чем должен руководствоваться человек в своих поступках; то, что исполнено истины и правдивости.

Правда — это истина на деле и во благе; правосудие и справедливость; честность, неподкупность, добросовестность; правосудие свыше (В. Даль).

Правда — это не открытие абстрактных истин, а конкретный образ жизни; это не только мышление, но и действие.

Правду можно похоронить, но она не останется в могиле.

Правда точно горькое питье, не приятна на вкус, но зато восстанавливает здоровье (О. Бальзак).

Жизнь по правде — вот самая лучшая и сильная проповедь.

Будем правдивы! В этом тайна красноречия и добродетели, в этом нравственное влияние, в этом высшее правило искусства жизни.

Никакая правда не ведет к унынию. Лучшее доказательство правого дела состоит в том, что оно имеет власть над нашим сердцем, приводит нас в восторг, покоряет нас и помогает нам.

Красота коня в беге, а красота человека — в правде. Говори правду, если даже она против тебя.

В жизни господствует не хаос, но удивительный и строгий порядок, основанный на правде, которая рано или поздно скажется.

Есть чувство правды в сердце человека — святое вечности зерно.

Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит (русская народная мудрость).

Правда являет Бога таким, как Он есть.

Соломон говорит: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Пр. 21:3). «Ибо Господь праведен, — любит правду» (Пс. 10:7), или Он и есть самая Правда и Истина, поэтому и любит правду и истину. Мы почитаем правдой Его — вечную правду, истиной — вечную истину, когда делаем то, чего Его правда хочет, и храним себя от лжи, лукавства и лицемерия, от чего Его вечная истина отвращается. Потому пророк увещевает нас: «Приносите жертвы правды» (Пс. 4:6). И апостол говорит: «Говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25), ибо «Господь хранит верных» (Пс. 30:24) (Тихон Задонский).

Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию Слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья. Поэтому и Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди о блаженствах сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6) (Иоанн Златоуст).

Владыка у нас человеколюбивый: когда видит, что мы старательны и усердны в познании божественных слов, не попускает нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам Свое озарение и по великой премудрости Своей сообщает нашей душе истинное учение (Иоанн Златоуст).

«Небеса провозгласят правду Его» (Пс. 49:6). Здесь пророк опять, желая показать светлость, ясность, очевидность, непререкаемость, известность правды Божией, представляет неодушевленные стихи возвещающими ее (Иоанн Златоуст).

И ты, обижаемый, оканчивая жизнь, не отчаивайся в праведном воздаянии: после отшествия отсюда ты непременно получишь награду за труды. И ты, грабитель, корыстолюбец и нарушитель правды, оканчивая свою жизнь в мире, не оставайся спокойным: после отшествия отсюда ты за все отдашь отчет, за все зло получишь воздаяние. Бог существует всегда, и правда Его пребывает всегда, не находя в смерти препятствия ни для воздаяния за подвиги добродетели, ни для наказания за дела злые (Иоанн Златоуст).

«Правда Твоя — правда вечная» (Пс. 118:142). Мысль святого пророка, начав с юности и пройдя всю жизнь, перенеслась в вечность и узрела на всем этом протяжении неизменно пребывающей только правду Божию. «Правда Твоя — правда вечная». Почему? Потому что она одна дает закон, который не только истинен, но и сам есть истина. Питаясь этой уверенностью, как бы так говорит пророк: воодушевляюсь надеждой, что, идя путем закона Твоего и пребывая верным правде Твоей, я держусь того, что единственно истинно, необманчиво и безошибочно. Там, за пределами жизни, я вижу конец, которым увенчается верность закону Твоему и правде Твоей (Феофан Затворник).

Есть и человеческая правда, правда по законам внешним, но правда малозначащая, не имеющая совершенства и полноты и основывающаяся на человеческих соображениях. А я прошу Твоей правды, которая восходит от Тебя и которая возводит на небо, прошу и помощи, чтобы приобрести эту правду (Иоанн Златоуст).

Правда у людей на малое время приписывается тем, кто судит праведно, а правда Божия дает вечное оправдание (Афанасий Великий).

Правдой Он называет человеколюбие, и во многих местах Писания слово «правда» употребляется в этом значении, и весьма справедливо. У людей правда не соединяется с милостью. А у Бога не так, но с правдой соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда называется человеколюбием (Иоанн Златоуст).

Блажен, кто праведен правдой Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13) (епископ Игнатий).

Кто с правдой приступает к Богу, любящему правду, тот не отойдет, не получив ничего, и, напротив, кто приступает к Нему без нее или осквернившись противоположными ей пороками, тот, хотя бы просил тысячу раз, не будет иметь никакого успеха, потому что не имеет с собой того, что может умолить Его. Поэтому, если ты хочешь иметь какой-нибудь успех пред Богом, приступай к Нему, взяв с собой правду. Под именем же правды понимай здесь не часть добродетелей, но всю добродетель всецело (Иоанн Златоуст).

Божественная правда явилась человечеству в божественном милосердии и повелела ему уподобиться Богу совершенным милосердием, а не какой-либо другой добродетелью.

Всем сердцем, всею душою и всем помышлением возжелал я любить Тебя и ближнего своего, как самого себя, так как в этом вся совокупность заповедей. Не моей, но Твоею правдой оживи меня, то есть исполни меня той любовью, которой я возжелал. Помоги мне исполнить то, что Ты повелеваешь; даруй Сам, что заповедуешь. Сам я в себе имею только то, чем умереть, а чем жить, того не могу найти нигде, как только в Тебе одном: животвори меня правдою Твоею, то есть Христом, ибо Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30) (Блаженный Августин).

Ничто так не долговечно, как правда.

Бог ожидает от христианина не только теоретического знания правды, но хождения в правде.

Правда Божия подобна восходящему солнцу, от которого ладонью на закроешься.

Правда идет навстречу лишь к тому, кто ищет ее. Самая горькая правда лучше приятного заблуждения.