Предопределение

«Что предопределено [Богом], то исполнится» (Дан. 11:36).

«Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?» (Ис. 14:27).

«Чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:28).

«Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30).

«Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5).

Предопределить — определить, назначить, постановить наперед, на будущее время; предустановить, предузаконить, предназначить, предустроить; предопределенье — неизбежное в будущем; провиденье, промысел, судьба, неминуемая будущность (В. Даль).

Предведение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям. Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различны между собой Предведение есть одно ведение будущего, без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию — благости.

В конце своего пророческого изложения о замысле Божием (Рим. 1-8) апостол Павел хочет укрепить надежду верующих, открывая им «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2:7); «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8:28-29). Итак, в полноте замысла Божия апостол Павел различает два аспекта: Бог все знает, и заранее Бог определяет. Их не надо смешивать (Словарь библ. богословия, с. 888).

Согласно библейскому складу ума, знание состоит не в умозрительном акте, а в связи двух существ. Между Богом и некоторыми людьми существовала прежде создания мира в мысли Божией связь любви: они «познаны Богом» (1 Кор. 8:3; Гал. 4:9). Можно установить связь между этим предведением и избранием: это те, кого «Бог от начала … избрал» (2 Фес. 2:13), «избранные по предведению Бога Отца» (1 Пет. 1:1-2). Следовательно, в основе предопределения лежит предведение — это избрание (Словарь библ. богословия, с. 888).

Второй аспект замысла Божия: избрание совершено с определенной целью, с определенным назначением. Поскольку оно определено уже от начала, его можно назвать «предопределением». Но понять его можно, восходя к началу, только потому, что известен уже конец времен; искупительная жертва осуществила примирение с Богом и усыновление: Бог «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Таков контекст, в котором возникает богословское учение апостола Павла: благоволение (Еф. 1:9), благодать (Рим. 11:5), милость (Рим. 11:30), наконец, любовь (1 Фес. 1:4). Итак, если быть предопределенным означает быть любимым Богом, в этой тайне нет ничего устрашающего; напротив, человек познает радость знать не только начало, но и завершение замысла Божия (Словарь библ. богословия, с. 888).

Божие предопределение

Слово «предопределение» (греческое — «проорезен») означает: «определять и назначать заранее, предуготовлять, предрешать». Греческое слово, находящееся в основе «проориза»: означает «отделять или размечать границы чего-либо».. Возникает картина того, что Бог Делает для верующего. Границы обозначены и определены для верующего: в этих границах христианин будет уподоблен образу Сына Божия. Христианин будет таким, как Иисус Христос; он будет в точности подобен Его образу. Ничто не остановит Божий план для христианина. Он определен, установлен и обозначен. Христианин, возможно, будет биться и страдать в этом мире; он будет спотыкаться и падать, его будут постигать разочарования, и часто он будет испытывать упадок душевных сил. Но если он является истинным чадом Божиим, он никогда не будет побежден окончательно. Он оправится от своего падения и вновь будет следовать за Христом. Он предопределен стать братом Христу, поклоняться и служить Ему в вечности. И Христос не будет разочарован. Бог любит Своего Сына и не допустит Его разочарования при потере хотя бы одного Своего брата. Он увидит лицом к лицу каждого Своего брата, и каждый будет похож на Него в своем совершенстве. Вечная судьба христианина уже предрешена. Бог предопределил освободить его от борьбы и страданий этого грешного мира. «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:4-5).

Бог знает о страданиях каждого христианина. Он действительно обладает «предведением», и Он «предузнал» о них еще до создания мира. Однако, не зависимо от степени страданий и борьбы, Бог твердо намерен завершить Свой план для христианина, Бог «предопределил [христиан] быть подобными образу Сына Его», и абсолютно никто не в силах изменить это.

Христиане будут подобны образу Сына Божия. Слова «подобными образу» (греческие — «сумморфоус тес ейконос») подразумевают как внутреннее, так и внешнее подобие.

«Подобными» (греческое — «сумморфоус») означает: «быть той же самой формы и быть похожими на Иисуса Христа». Внутри нашей природы — нашего существа, нашей личности мы будем точно такими же, как и Христос. Как Он является совершенным и вечным — без болезней и боли, греха и смерти — точно так же и мы будем совершенны. Мы будем преобразованы в Его образ.

«Образ» (греческое — «ейконос») означает: «унаследованная или данная схожесть». Быть похожим на образ Иисуса Христа, на образ Сына Божия означает:

— стать причастником Божеского естества (2 Пет. 1:4);

— быть усыновленным Богу (Еф. 1:5);

— быть святым и непорочным перед Ним (Еф. 1:4; 4:24);

— носить образ небесного, то есть нетленное, бессмертное тело (1 Кор. 15:49-54);

— иметь тело, преображенное (уподобленное) сообразно Его славному телу (Флп. 3:21);

— измениться (преобразиться) в образ Господа (2 Кор. 3:18);

— быть воссозданным подобно Ему (1 Ин. 3:2-3).

Таково предопределение Божие о всех учениках и ученицах Иисуса Христа, о всех Его последователях, истинных христианах.