Пристрастие

«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1 Тим. 5:21).

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего) И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17)

Пристрастие — сильная склонность, влечение к чему-либо; пред- взятое отношение к кому-либо или чему-либо, предубеждение.

Пристраститься — приобрести постоянную склонность к чему-либо.

Стыдно видеть, что те, кому уготовано наслаждение вечными благами, роются в прахе — в земных вещах (Нил Синайский)

Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами (Макарий Египетский).

Пристрастие к земным вещам возмущает ум и сердце, презрение же их доставляет успокоение.

Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы делают привязанным к земным вещам. А когда пренебрежет оно тленным, тогда примет нетленное (Ефрем Сирин).

Кто любит что-нибудь в этом мире и привязывается к какой бы то ни было мирской и тленной вещи, тот на эту вещь меняет Небесное Царство (Ефрем Сирин).

Всякая земная связь, всякое пристрастие к чему бы то ни было вещественному, как бы ни было это маловажно, в пристрастившемся производит удовольствие и приятное ощущение, хотя и неразумное и впоследствии вредное. И вожделенная сила души так сильно порабощается этим, что покорившийся страсти с лишением любимого впадает в раздражение, в печаль, в гнев, в памятозлобие. А если сверх пристрастия нечувствительно и неисцелимо овладевает человеком хотя бы и небольшая привычка, тогда плененный неразумным пристрастием до конца предается ему по причине скрытого в нем удовольствия, потому что удовольствие похоти многообразно и находит себе удовлетворение во всех страстях (Ефрем Сирин).

Какое может иметь оправдание тот, кто сотворен для благоугождения человеколюбивому Богу и наслаждения благами будущего Царствия, но нисколько не заботится об этом и предается житейским делам и мирским заботам? (Иоанн Златоуст)

Ничто не лишает свободы настолько, как привязанность к житейскому и пристрастие ко всему, доставляющему удовольствие. Такой человек служит не одному, не двум и не трем, а бесчисленным господам (Иоанн Златоуст).

Неспристрастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных (Иоанн Лествичник).

Душа, привязанная к многим вещам, не остается верной божественным наставлениям (Исаак Сирин).

Как тот, кто на пламень разожженной печи набросает земли, угашает огонь, так и житейские попечения и всякий вид пристрастия к чему-либо, даже последнему и ничтожному, истребляют возжегшийся вначале огонь в сердце (Симеон Новый Богослов).

Какая разница, покорен ли кто страстью к стяжаниям обширным и величественным или к чему-нибудь маловажному? Тем большего достоин осуждения тот, кто, презрев большее, привязывается к меньшему (Иоанн Кассиан Римлянин).

Признак неверия — связывать себя земными вещами (Ефрем Сирин).

Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, тот вполне прельщает самого себя (Иоанн Лествичник).

И подлинно, одно из труднейших дел — отвергнуть пристрастие и старую привязанность, расторгнуть многосложные соблазны, окрылиться и вознестись до небесных сводов; как у мучеников тяжел подвиг, так и у этих бывает продолжительная скорбь (Иоанн Златоуст).

Когда видишь вещи красивые и ценимые на земле, подумай, что все они ничтожны, как сор, по сравнению с красотами и богатствами небесными, которые, несомненно, ты получишь после смерти, если презришь весь мир (Никодим Святогорец).

Тщетно сияет солнце с чистого неба для очей, пораженных слепотой, и вечность как бы не существует для сердца, связанного пристрастием к земле, к ее великому, к ее славному, к ее сладостному (епископ Игнатий).

Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых должен крайне храниться от пристрастия. Когда сердце заражено пристрастием, оно не может исполниться чистой и святой воли Христовой с подобающей святостью и чистотой (епископ Игнатий).

Одно ничтожное пристрастие может держать христианина прикованным к земле и вполне отнять у него духовное преуспевание (епископ Игнатий).

Пристрастие к земле умерщвляет душу вечной смертью, она оживляется Словом Божиим, которое возносит мысли и чувствования ее к Небу (епископ Игнатий).