Проповедь

«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:13-14).

«Они пошли и проповедывали покаяние» (Мк. 6:12).

«Они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16:20).

«И послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:2).

«Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он [Иисус Христос] есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42).

«Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4).

Проповедь есть продукт христианства, ни в какой другой религии проповедь не культивировалась (И.С. Проханов).

В высшем значении слова проповедь есть слово Божие, передаваемое устами человека (И.С. Проханов).

В ближайшем значении слова проповедь есть сама по себе законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своей целью: призыв неверующих грешников к вере и покаянию; назидание или утверждение верующих в вере и добродетели и разъяснение учения Христа.

Соответственно с этим проповеди бывают четырех родов

1. Призывные, в которых неверующие и грешники призываются к вере и покаянию.

2. Назидательные или воспитательные, в которых верующие утверждаются в делах веры.

3. Призывно-назидательные проповеди, содержащие призыв к неверующим и назидание для верующих.

4. Поучительные, в которых разъясняются известные части Священного Писания или вопросы, основанные на них, главным образом для верующих.

Влияние и значение проповеди заключено и обнаруживается не в блеске красноречия, не в том или ином подкупающем построении фраз, не в особом умении держать себя за кафедрой и тем завоевывать расположение слушателей, но в особой простоте, ясности, благоговении и силе изложения и передачи духовных мыслей и истин, внедрении их глубоко и навсегда в умы и сердца слушателей.

Хлеб для души — это прежде всего! Наша проповедь и молитва будут иметь должную силу только тогда, когда Бог вновь явит Свою святость, любовь и величие; наставит нас, ободрит, смирит и утешит.

Одна лишь красноречивая проповедь без любви и богоугодной жизни никогда не достигнет истинной цели.

Проповедь расценивается не по длине, а по ее содержанию. Проповедь, бедная по содержанию, с бесконечными примерами, лишенными смысла, — бесцельна и пуста.

Все, что проповеднику надлежит проповедовать людям, заключается в одном слове — спасение. Оно должно быть полным или никаким Оно может быть только полным, совершенным и вечным.

Проповедь должна всегда быть простой, и вместе с тем серьезной, увлекающей слушателей ввысь, но близкой к реальной жизни, освещающей и увлекающей ум и согревающей и умиляющей сердце. Стремление проповедника блеснуть своей начитанностью и знаниями кто-то сравнил с пастухом, который кладет овцам хорошую пищу, но кладет ее выше их голов, так что они не могут достать ее и остаются голодными.

Проповедь без определенной темы никогда не даст положительных результатов.

Ни одна проповедь не может рассматриваться полной и соответствующей своей цели, если она не содержит в себе точно и ясно изложенного пути спасения, отсутствует призыв к покаянию, направленный к неверующим, и призыв к освящению и служению верующим.

Задача проповеди в том, чтобы возгреть веру в тех, у кого она ослабела, дать слушателям новые духовные знания и опыт.

Закончить даже хорошую проповедь слабо, малоубедительно и вяло — значит проиграть сражение.

Примеры в проповеди так же необходимы, как окна в комнате, как зажженные свечи в темном подвале, наполненном сокровищами.

Если проповедь произнесена в силе Духа Святого, она всегда будет свободна от лишних слов и расположит сердца слушателей к молитве.

Благоговейное произнесение и слушание проповеди приводит к смирению, укрепляет веру, удаляет сомнение, наполняет душу радостью, возжигает в сердце любовь, вдохновляет на жертвы и подвиги, приготовляет к вечности и устремляет взор к небу.

Люди нуждаются в ясной проповеди неповрежденного Евангелия. Если слушатели будут внимательны, то и проповеди станут лучше.

Безразличные слова, лишенные теплоты, не находят дороги к сердцам людей. Проповедь, не пережитая говорящим, лишена захватывающей силы.

Никто не в состоянии сказать хорошей проповеди, если он не прочувствует ее сначала в собственном сердце.

Проповедь часто побуждает нас к молитве и священным песнопениям. Хорошая проповедь есть угодное Богу поклонение, как откровение благодатных свойств Его. Благоговейное внимание к евангельским истинам — лучшая форма почитания Всевышнего Творца.

Все проповеди должны иметь определенное содержание, которое должно быть живым, сильным, веским и назидательным. Мы восходим на кафедру не для того, чтобы показать свое красноречие, а для того, чтобы преподать слушателям серьезные истины — истины жизни.

Мы должны проповедовать с кафедры христианам всю истину, некогда врученную людям Самим Господом и апостолами Истина, заключающаяся в учении Иисуса Христа, должна быть преподана народу таким образом, чтобы он не только услыхал святое благовестие, но и понял его.

Истинный служитель Иисуса Христа знает, что первое, главное достоинство проповеди заключается не в ее внешнем изложении, но в тех истинах, выражением которых она служит.

Все красноречие мира не более, как пустая солома в сравнении с полевым пшеничным колосом Слова Божия.

Евангелие — это благовестив нашего настоящего и будущего блаженства, это красноречие жизни, а не пустых слов.

Как ни красива цветочная корзина, но что в ней, если она пуста? И красноречивая проповедь, лишенная богатого внутреннего содержания, есть лишь жалкое пустословие. Она подобна облаку: проносится над головами слушателей, не роняя и капли живительного дождя на иссохшую землю.

Проповеди, выслушанные разумными слушателями, ценятся по мере и силе евангельского духа, а поэтому не заботьтесь о большом количестве произнесенных вами слов, но стремитесь возвысить ценность их внутреннего содержания.

Божественное правило: вложить закон в мысли и написать его в сердцах, сначала просвещается разум, а затем уже побеждаются страсти.

Проповедники должны подражать Господу и, насколько это возможно для них, назидать слушателей в таинствах благочестия, поучать их, как должно веровать и жить, а затем стараться воспламенить усердно выполнять то, чему они научились. Пренебрежение этим есть главная причина ошибок многих проповедников.

Здравое изложение истин Священного Писания — вот что должны получать слушатели от проповедников.

Проповедь должна иметь хорошее назидательное содержание, чтобы оно соответствовало Слову Божию. По правилам риторики, содержание проповеди должно вытекать из текста Писания.

Проповедь особенно сильно действует на совесть слушателей, когда она представляет собою слова, исходящие как бы из уст Самого Господа, не лекцию о Священном Писании, а само Писание.

Старайтесь, чтобы все, что вы проповедуете, было действительно назидательно и имело значение в жизни человека.

Главной темой проповеди должна быть радостная весть, ниспосланная нам с неба, весть о нашем спасении посредством крестной смерти Иисуса Христа, весть о Божией благодати, обещанной всякому, даже величайшему грешнику, если он искренне уверует в Господа Иисуса.

Проповедуйте простое евангельское учение. Постоянно возвещайте вашим слушателям истину о распятом Иисусе Христе.

Не обременяйте проповедь излишним материалом. Все истины Слова Божия невозможно вместить в одну проповедь. Проповеди не должны быть учебниками богословия.

Задача проповедника заключается в том, чтобы в немногих словах сказать много, но не лишнее и без длинных разъяснений. Одна мысль, вложенная в сердце, гораздо лучше пятидесяти, но лишь пролетевших мимо ушей.

К проповеди также относится девиз: все хорошо в свое время и на своем месте. Соблюдайте порядок в ваших проповедях. Не разбрасывайте мысли, но располагайте их стройно.

Проповедуемое вами учение должно быть изложено кратко, ясно и понятно. И оно должно быть понятно и ясно, прежде всего, вам.

Старайтесь, чтобы содержание ваших проповедей было ново, жизненно и постоянно возрастало, по мере вашего собственного духовного опыта.

Старайтесь, чтобы в ваших проповедях было все больше и больше глубины и сердечности, и этого вы достигнете, если будете лично сами возрастать в познании Господа и Его слова.

Слово «проповедь» означает «удар». Наше стремление при этом делании должно быть направлено к тому, чтобы разработать данный предмет веско и сильно. Говорить простые нравоучительные проповеди все равно, что сражаться деревянным мечом. В проповеди держитесь таких истин, которые сильно действуют на сердца и совесть слушателей.

Убедительно советую всем проповедникам держаться Евангелия, потому что оно обладает божественной силой и дарует блаженство и спасение здесь и на небесах.

Проповедуйте Иисуса Христа непрестанно и постоянно. В Нем заключается все Евангелие. Он, Его служение и дело должны быть постоянной темой наших проповедей. В Спасителе мира нуждаются все люди.

Спасти хоть одну душу от погибели лучше, нежели получить титул доктора богословия на поприще богословских прений.

Блаженно служение такого проповедника, который весь преисполнен Иисусом Христом.

Мир устал слушать мертвые нравоучения. Он не хочет знать Спасителя, о Котором говорят, но хочет знать Иисуса Христа, сила Которого проявляется в жизни говорящего о Нем человека.

Лишь те люди могут привести в движение мир, которые сами не поддаются влиянию этого мира.

Назидайте других осторожно, со смирением и сознанием собственных недостатков.

Самый лучший проповедник — это христианин, исполненный любовью Иисуса Христа.

Когда слышишь полезное слово, не суди того, кто говорит оное, чтобы не лишиться тебе полезного учения.

Жизненные проповеди гораздо сильнее устных.

Будем проповедовать о том, что Господь Иисус Христос сделал для нас, а не о том, что мы сделали для Него.

Проповедь — это провозглашение Благой Вести спасения человека человеку. Этот процесс подразумевает обязательное наличие двух элементов: человек и слово, истина и личность.

Что такое сильная проповедь? Это проповедь, достигшая желаемого результата.

Проповедь должна исходить от сердца проповедника к сердцам слушателей.

В епископальных и лютеранских церквах все служение делится на две большие части: первая посвящена вопросу оправдания, то есть тому, что Иисус Христос сделал для нас; вторая — вопросу освящения, то есть тому, что Иисус Христос делает в нас. Таким образом, освещение этих двух тем покрывает годовой цикл проповедей.

В проповеди не следует касаться вопросов, которые вы не в состоянии объяснить. Небольшие корабли во избежание крушения должны плавать как можно ближе к берегу.

Недопустимо использовать случайно выхваченные тексты Писания для обоснования какого-то спорного утверждения, касающегося второстепенных вопросов (обычаев, одежды, причесок и.т.д.). Такие тексты могут удовлетворить беспечных и тщеславных людей, но они послужат разочарованием для всех, кто пришел поклониться Богу и услышать Его слово из уст проповедника. Если у вас есть подобные проповеди, мой вам совет: сожгите их (Паркер).

Примеры в проповеди все равно, что окна в здании, это то, что пропускает свет. Дом, конечно, не может состоять только из окон, точно так же и проповедь — только из примеров.

Ораторы Древней Греции придавали особое значение заключению. По их образному сравнению, это заключительный этап битвы, который решает судьбу всего сражения.

Проповедь — это не выражение личных мыслей человека, это голос Божий. Иисус Христос говорил с людьми голосом Бога.

Мораль лучше излагается в коротких изречениях, нежели в длинных речах и проповедях (К. Имерман).

Краткую проповедь слушать хорошо, под долгуюдумать хорошо (русская народная мудрость).

Я полагаю, что проповеднику следовало бы в основу каждой своей проповеди брать одну истину, но существенную, назидательную и грозную; он должен развить ее и до конца исчерпать (Ж. Лабрюйер).

Кто говорит о великих истинах без уверенности, тот рискует быть неуслышанным (А. Верри).

Проповедь, произносимая в одном и том же тоне, крикливым или сдержанным голосом, наводит сон на слушателей.

Пусть будет нашей высшей целью: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим. И пусть наши слова приносят не удовольствие, а пользу (Сенека).

Речь, цель которой истина, должна быть простой и неподдельной.

Христианская истина — Господь. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Проповедь истины требует устранения всякой личной эгоистической заинтересованности, способной исказить истину, полного отречения от своей воли: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Успех проповеди определяется ее воздействием на паству. А это воздействие предполагает знание проповедником своей паствы, его пастырскую ревность и благочестивую жизнь.

Проповедь должна быть живым воспроизведением личного переживания.

Проповедь истины может быть и безмолвной, если она подтверждена жизнью.

Проповедь истины складывается из познания истины и свидетельства о ней. В первую очередь, свидетельство должно быть жизнью, то есть переживанием истины самим проповедником, которое не может не дать духовного плода и в душе, и во внешней жизни: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5:22).

И во вторую очередь, свидетельство истины должно быть выражением ее переживания в форме проповеди. Это значит: любая проповедь, обращенная к слушателям, вместе с этим должна быть переживанием истины, иначе она перестанет быть свидетельством, но будет всего лишь теоретическим рассуждением об истине.

Содержанием церковной проповеди должен быть Господь Иисус Христос. Ее цель — призыв к единению с Ним: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

Служение словом требует не только свидетельства истины жизнью, но и способности выражать ее в доступной для всех словесной форме.

«Знаю многих людей, проведших всю жизнь в постоянной строгости, — предупреждал проповедников Иоанн Златоуст, — пока они пребывали в уединении и пеклись только о себе, они были угодны Богу и каждый день возрастал их успех в подвижничестве. Но когда, выйдя из своего уединения, они явились к народу и им предстал подвиг — просвещать невежество людей, тогда одни из них с первого же раза оказались неспособными к такому подвигу, а другие, хотя по нужде и остались на месте, но переменили прежние правила жизни и тем причинили себе большой вред и не принесли никакой пользы другим».

Церковная проповедь только тогда отвечает своему назначению — свидетельству истины, когда проповедник не просто сообщает слушателям истины веры, но молитвенно переживает их жизненность своим духовным опытом.

Духовное слово питает лучше хлеба, исцеляет лучше лекарства, выжигает сильнее огня; не причиняя боли, оно останавливает течение дурных мыслей (Иоанн Златоуст).

Как искра, когда коснется дров, зажигает их, делает новым источником пламени и, таким образом, простирается дальше и дальше, так и проповедь (Иоанн Златоуст).

Поистине (для благовествования) недостаточно одного человеческого усердия, нужна высшая сила (Иоанн Златоуст).

Уста Христовы воскрешали мертвых: дочь Иаирову, сына вдовицы, четверодневного Лазаря, которые были мертвы телом. Проповедующий Слово Божие и учащий покаянию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждает об этом так: «Проповедь Слова Божия действует с большей силой, чем молитва, ибо большее чудо обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскресении мертвого восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно. Если хочешь убедиться на деле, что сказанное — истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, а что творил Лазарь по воскресении своем, Писание об этом умолчало; воскресил Бог душу в Павле — и что сотворила душа Павла? Своим учением он пробудил многие силы» (Димитрий Ростовский).

Пастыри с помощью Слова Божия отворяют себе и другим дверь ко Христу, Источнику Жизни и вечного блаженства (Тихон Задонский).

Проповедь Закона Божия нужна, чтобы люди познали свои грехи, как в зеркале видят недостатки своего лица, а познав, изгладили бы их покаянием и верой и впредь береглись бы их. И это дело — долг пастырей (Тихон Задонский).

Мы, усердно учащие, не виноваты в том, что не убеждаем слушателей, а отвечаем только за то, что не обращаемся с наставлениями. Наше дело — увещевание, а повиновение зависит от них (Иоанн Златоуст).

Народ (Мф. 14:13-21) есть образ человечества, алчущего и жаждущего истины. Когда Господь сказал апостолам: «Вы дайте им есть», то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому — напитать его истиной. Апостолы исполнили это дело для своего времени; для последующих времен передали это служение своим преемникам — пастырям. И к нынешнему пастырству простирается речь Господа: «Вы дайте есть народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство — питать народ истиной. В церкви должна неумолчно идти проповедь Слова Божиего. Молчащее пастырство — что за пастырство? А оно много молчит, чрезмерно много. Но нельзя сказать, чтобы это происходило от того, что нет веры в сердце; так, одно недоразумение, дурной обычай. Все же, однако, это не оправдывает его (Феофан Затворник).

Какая польза от грома, если нет дождя, изливающегося на жаждущую землю? Какое умиление душам от голоса учителя, если он не помогает им делом? Говорящий доброе, а делающий злое более соблазнит, чем научит, и от всякого услышит притчу: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк. 4:23) (Димитрий Ростовский).

Порочность в соединении с искусством слова производит гораздо больше беды, чем необразованность (Иоанн Златоуст).

Одно зависит от дел, а другое — от слов, и каждая из этих двух частей имеет потребность в другой, чтобы здание было совершенным (Иоанн Златоуст).

Впадающий в грех не может учить, как не впадать в него.

Проповедование Слова Божия без послушания — Богу не угодно и проповедующему не полезно. «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя?»» (Пс. 49:16-17) (Тихон Задонский).

Четыре причины приводят ум в состояние говорить: или сверхъестественная благодать; или чистота, происходящая от подвигов во имя Божие и возвращающая душу в первоначальную красоту; или земная ученость, приобретаемая учением человеческим и стремлением к внешней мудрости; или проклятое сатанинское обольщение, происходящее от гордости и демонского лукавства и составляющее извращение существа (Исидор Пелусиот).

Учи, чтобы самому научиться и доставить пользу слушателям (Ефрем Сирин).

Не должно проповедовать Евангелие из склонности к спорам, из зависти или соперничества (Василий Великий).

Предстоятель слова не должен употреблять своей власти к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а, напротив обязан более обращать высоту сана в повод к смирению (Василий Великий).

Проповедь разрастается подобно горчичному дереву. Поэтому надо не только быть прилежным к проповеди, отрешившись от всего прочего, — нужно делать это с радостью (Иоанн Златоуст).

Те, кто в угождение слушателям не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя перед теми, кому хотят угодить, уже не подчиняются Господнему владычеству (Василий Великий).

Не величайся красноречием, лучше возвещай действенное учение людей простых и некнижных, чтобы стать и тебе учеником апостолов Господних, а хвалиться внешней мудростью запрещено, особенно христианам (Ефрем Сирин).

Кто проповедует Слово Божие, чтобы прославиться на земле, — совершает мерзкий грех (Тихон Задонский).

Преждевременное стремление учить других и признание себя способным к этому служит причиной падения для души (епископ Игнатий).

Не нужно думать, что успех проповеди достигается нашими собственными измышлениями, но всю надежду надо возлагать на Бога (Василий Великий).

Для евангельской проповеди не нужно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затемнилась Божия благодать (Василий Великий).

Духовное слово может убедить послушных вере даже без содействия грамматики и риторики (Василий Великий).

Превосходный способ увещания — отклонять от слабого и приводить к твердому, уничтожать ложное и представлять истинное, обличать вредное и показывать полезное (Иоанн Златоуст).

Если никто не позволяет пользоваться оружием неопытным, то тем более употребление слова надо уступать людям способным, которые в состоянии выбрать и место, и время и, с разумом выслушивая вопросы, отвечают на них без склонности к спорам, благоразумно и правильно их разрешают к общему назиданию (Василий Великий).

Достоинства речи — истинность, краткость, ясность, благовременность. Недостатки же — лживость, многословие, неясность и несвоевременность. Ибо что пользы, если истина многословна и утомляет слушателей; или коротка, но не ясна; или ясна, но произносится некстати? Если же имеет все совершенства, то будет сильна, разительна, действенна, покоряя слушателей истиной, привлекая кротостью, уловляя ясностью и увенчиваясь благовременностью (Исидор Пелусиот).

Премудр в слове тот, кто может свою мысль изложить ясно, а не тот, кто затемняет ее ясность премудрыми и высокими речами. Один выносит на свет сокровенное, а другой и ясное для всех скрывает во тьме (Исидор Пелусиот).

Превосходное образование не позорь грубостью сердца, но присоединяй к хорошим дарованиям и доброе сердце и к силе слова — кротость нравов, чтобы сделаться славным перед Богом (Исидор Пелусиот)

Не нужно всегда держать в напряжении душу слушателей, потому что она скоро изнемогает. Не нужно всегда давать ей покой, потому что от этого она становится бездеятельной (Иоанн Златоуст)

Кто разнообразит речь и составляет ее больше из легких, чем из трудных предметов, тот прикрывает весомость предмета и, успокоив слушателя, успешнее убеждает и привлекает его (Иоанн Златоуст).

Наставники не все говорят, как хотели бы сами, но как этого требует состояние немощных (Иоанн Златоуст).

Намеренному говорить о предметах духовной мудрости особенно нужны слушатели сокрушенные и смиренные, чуждые гордости и тщеславию (Иоанн Златоуст).

Хороший рассказ должен быть краток, а плохой — еще короче.

Я перестал приглашать людей в церковь. Я теперь зову людей ко Христу.

Проповедь и внимание к ней

«Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих» (Пс. 77:1).

«Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою» (Ис. 28:23).

«Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:2).

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим» (Деян. 2:14).

Внимание — это сосредоточенность мыслей, зрения или слуха на каком-либо объекте; заботливое отношение, расположение к кому-либо.

Внимательность — проявление внимания.

Внимательный — делающий что-либо со вниманием, проявляющий внимание.

Внимать — слушать, прислушиваться, усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою; слушаться и принять наставление (В. Даль).

Первое золотое правило, чтобы возбудить внимание наших слушателей, будет следующее: говорите всегда о том, что стоит слушать.

Давайте вашим слушателям нечто такое, что, как сокровище, будут хранить они и о чем будут долго размышлять.

Говорите вашим слушателям нечто такое, что может низвести на них благословение и наполнить их сердца благодатными чувствами. Давайте им только что спавшую с неба манну.

Ясно и отчетливо располагайте тот материал, который вы предлагаете вашим слушателям.

Давайте вашим слушателям истину в таком точном и логическом распределении, чтобы они легко могли усвоить и удержать ее не только в памяти, но и в сердце.

Старайтесь о простоте и удобопонятности вашей речи. Помните, что ни одному человеку не может принести пользы самый превосходный материал, если он его не понимает. Обратите серьезное внимание на степень образования вашего слушателя.

Излагайте истину в ваших проповедях тонко и обдуманно, ясно и просто, и вы легко найдете дорогу к сердцам ваших слушателей.

Обратите внимание на способ вашего изложения, старайтесь возбудить внимание своих слушателей. Непременное правило для каждого проповедника: не читайте ваших проповедей. Лучшее чтение, когда-либо слышанное мною, все-таки пахнет бумагой и словно останавливается в горле. Я не думаю, чтобы бумага была хороша для пищеварения. Лучше всегда говорить без рукописи, а также и не наизусть.

Я присоединяю сюда еще следующее замечание: если вы хотите, чтобы вас слушали, то не говорите без приготовления, экспромтом, в буквальном смысле этого слова Это столь же плохо, как и читать, или даже еще хуже, если проповедь изложена экспромтом. Слушателям нужно подавать пищу не в сыром виде, но хорошо приготовленную. Предмет вашей проповеди должен быть тщательно и основательно изучен вами, даже еще основательнее, чем это мог сделать проповедник, переводящий свою проповедь на бумагу.

Затем, чтобы привлечь внимание ваших слушателей, старайтесь говорить немонотонно. Человек любит разнообразие, и Господь даровал нам его. Мы видим его в природе, в жизни и в проявлениях божественной благодати; да будет оно и в вашей проповеди!

Краткость — это такая же добродетель, обладать которой мы должны все; не будем же терять возможность получить через нее доброе расположение наших слушателей Если вы спросите меня, как достичь того, чтобы проповедовать кратко, то я отвечу: лучше приготовляйтесь к проповедям. Проводите больше времени в вашем рабочем кабинете, чтобы не оставаться долго на кафедре.

Если вы желаете удержать внимание слушателей, то интересуйтесь сами вашим предметом и вы заинтересуете других. Предмет проповеди должен так сродниться с вами, что вы невольно посвятите изложению его все свои духовные силы, и когда заметят ваши слушатели, что вы проникнуты им сами, проникнутся им и они.

Ромэн говорил, что хорошо обладать даром проповеди, но несравненно важнее — умение понять сущность его. Важная истина заключается в этих словах. Сущность есть сердце проповеди, умение вложить в нее свою душу и все усердие. Где это есть, там ваши стремления возбудить внимание слушателей уже почти достигнуты. С другой стороны, как можете вы надеяться снискать внимание ваших слушателей одним лишь усердием, когда вам нечего сказать им?

Если вы имеете что сказать своим слушателям, говорите от всего вашего сердца, и тогда они сядут у ваших ног.

Умейте прерывать вашу речь возбудительными паузами молчания. Речь — серебро, молчание — золото, если слушатели невнимательны.

Проповедуйте жизненные темы, о предметах важных, интересующих слушателей в данную минуту, — и вас будут слушать внимательно.

Вначале было сказано о золотом правиле, как привлекать внимание слушателей: говорите всегда что-то такое, что стоит слушать. Теперь же я даю вам еще драгоценное правило: говорите всегда в силе Духа Божия; тогда не возникнет вопроса, будут вас слушать или нет. Идите на проповедь после беседы с Богом, чтобы передать людям слова Божий, — и вы получите власть над слушателями. Когда говорит Бог, человек должен слушать; хотя бы Он говорил через слабого человека, тем не менее величие возвещаемой истины даст силу его голосу.

Мы говорим вам: развивайте ваше красноречие, изучайте все области науки; пусть будет ваша проповедь и в духовном, и в риторическом отношениях тем, чем она должна быть, но постоянно твердите себе: возродить духовно человека мы можем не собственною силою и властью, а только Духом Святым.

Разве не случается нам чувствовать присутствие Духа Божия? В такое время наши слушатели будут внимательны; но если не дано вам силы свыше, то вы будете лишь игроком на прекрасном инструменте или певцом, ясным голосом исполняющим хорошую песнь, но ваша игра или пение будут лишь услаждать слух, но не достигнут сердец слушателей. Если остаются равнодушными сердца, утомится скоро и слух.

И потому да будете вы овеяны силой Духа Святого, и проповедуйте тогда людям во славу Божию! И да будет с вами, братья, Сам Господь, когда выступаете вы во имя Его!

Проповедь и работа над ней

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4).

«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:10-11).

«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Мы никому не советуем проповедовать экспромтом. Этот прием представляется нам в большинстве случаев лучшим средством разогнать всех своих слушателей.

Внимание слушателей можно привлечь лишь посредством действительно содержательной и поучительной проповеди.

Проповедь, наперед непродуманная, есть нечто невозможное и даже вредное. Святой Дух не давал нам обещание посылать верующим духовную пищу через проповедников-импровизаторов (без предварительной подготовки). Он никогда не будет делать за нас то, что можем и должны делать мы сами.

Лень и нерадивость не могут быть вместе с Божией помощью. Промысел Божий обещал давать земную пищу людям; но если мы не будем заботиться о приготовлении ее, надеясь на то, что Господь в данную минуту подаст ее нам Сам, то, конечно, такие понятия будут наказаны голодом.

Наши проповеди должны быть излиянием наших духовных сил или, употребив другое сравнение, они должны быть хорошо отполированными и оправленными драгоценными камнями, носящими ясные следы нашей работы над ними.

М. Буден в своем прекрасном сочинении: «О свободной речи» пишет следующее: «Никто не научится хорошо говорить публично, если не достигнет сначала господства над собственными мыслями так, чтобы быть в состоянии раскладывать их на части, анализировать их начальные основания, а затем снова воссоединять их, смотря по надобности, снова собирать их и концентрировать. Но этот анализ мыслей, проходящий перед нашими духовными очами, может быть достигнут лишь посредством записи их. Только запись всего может помочь нам достигнуть ясного понимания и точного определения границ его. Только так можем мы понять самих себя и дать понять себя людям».

Я не думаю, что кто-либо может быть способным к свободной речи, если не будет серьезно трудиться над приобретением ее, даже более серьезно, нежели тот, кто записывает и учит наизусть свои проповеди. Помните, что только переполненный сосуд может изливаться через края.

Запасная сокровищница мыслей и выражений в высшей степени полезна. Кто обладает обширными и приведенными в порядок знаниями, кто хорошо знаком со своим предметом, тот может свободно раздавать свои сокровища. Хорошее знание Слова Божия, в применении к нашей духовной жизни и к великим событиям времени и вечности, безусловно, необходимо. От избытка сердца говорят уста.

Привыкайте к созерцанию небесных истин, исследуйте Священное Писание, полюбите Слово Божие, и вам нечего будет опасаться того, о чем вы будете говорить своим слушателям.

Если хотите говорить плавно и убедительно, то будьте полны всевозможных знаний и особенно познания учения Иисуса Христа.

Кто хочет хорошо говорить, тот должен, прежде всего, позаботиться о выборе предмета, вполне понятного ему.

Помните: нехорошо выступать в Церкви и надеяться, что внезапно найдет на вас вдохновение от истин, которых вы не понимаете.

Хорошая, свободная речь есть не что иное, как умение выражать свои мысли и размышлять вслух. Сколько возможно больше размышляйте вслух, когда вы одни, и вы скоро достигнете хорошего успеха в проповеднической деятельности.

Следует обратить внимание на необходимость всегда сохранять свое спокойствие и уверенность. Как говорил Сидней Смит, «многие таланты пропадают для мира вследствие недостатка мужества».

Братья мои, если действительно предназначил вас Господь к проповедничеству, вы можете быть спокойны. В самом деле, кого же и чего вам бояться? Вам должно исполнять повеление Господа с той силой, которую Он дарует вам. Вы исполняете ваш долг перед Господом, Который есть не жестокосердный судья. Вы восходите на кафедру не для того, чтобы блистать вашим красноречием или доставлять наслаждение слушателям; вы — посланники неба, а не рабы людей.

Мы посланы Господом не для того, чтобы приобрести себе славу хороших ораторов, а чтобы приводить к Иисусу Христу души и назидать их.

Джон Ньютон писал одному студенту богословия: «Вспомните слова Господа к Иеремии и бойтесь быть боязливым: «А ты препояшь чресла твои, и встань и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтоб Я не поразил тебя в глазах их»» (Иер. 1:17). Уповайте на помощь Святого Духа, и страх человеческий уйдет от вас.

Чтобы свободная речь христианского проповедника была свята и назидательна, он должен уповать на помощь Святого Духа. В Символе веры говорится, что мы веруем «и в Духа Святого». Многие не исполняют этого в действительности.

Бегать туда и сюда целую неделю, терять таким образом время и затем прибегать к помощи Духа Святого — это нечестивая дерзость, стремление сделать Господа слугою нашей лени и нерадения.

Если это вызвано необходимостью, тогда это совсем другое дело. Если необходимо произнести проповедь без приготовления, тогда с полным упованием надейтесь на Господа. Дух Святой приходит в таких случаях в соприкосновение с человеческим духом, помогает ему подняться из его слабости и рассеянности и дает силу возвещать божественную истину.

Это божественное посредничество, подобно чудесам, не предназначено для того, чтобы, надеясь на него, мы умаляли наши собственные усилия и прилежание. Серьезно советую не злоупотреблять проповедями экспромтом.

Если вы достигнете совершенства в свободной речи, то не забывайте, что вы легко сможете потерять его. Если я удлиняю и расширяю мои заметки два воскресенья подряд, на третье воскресенье мне нужно будет еще больше расширить их. Точно так же вижу я, что если начинаю много полагаться на свою память, то это желание начинает сильно увеличиваться.

Кто из одного каприза начнет ходить с помощью палки, тому эта палка скоро будет необходима. Если вы наденете очки, то скоро не сможете обходиться без них; если целый месяц будете ходить на костылях, они тоже будут нужны для вашего движения, хотя вы совсем здоровы. Дурные привычки приносят вред и самой природе. Вы должны постоянно упражняться в свободной речи.

Но никакое упражнение не принесет вам пользы без упования на Господа: если Он оставит вас, вы не сдвинетесь с места. И потому все ваши колебания и запинки в речи должны учить вас смирению и напоминать о том, где искать себе помощи и подкрепления.

Остерегайтесь, чтобы язык ваш не предупреждал ваши мысли.

Остерегайтесь пустословия, скучной болтливости и умения ничего не сказать многими словами. Очень плохо — ничего не сказать, проговорив бесконечно долго.

Какую пользу могут принести прекрасные выражения, но ничего не выражающие мысли? Свободная речь без предварительного изучения есть облако без дождя и источник без воды. Такая речь — опасный дар как для ее обладателя, так и для его паствы.

Произвольным толкованием не нужно навязывать тексту желаемый для вас смысл. Проповеднику не подобает идти против здравого смысла.

Никогда не искажайте Священное Писание, чтобы достигнуть нового, так называемого, мистического толкования.

Старайтесь, чтобы ваши слушатели не забыли, что события, которые вы истолковываете им, суть события действительно произошедшие, а не плоды вашего воображения.

Главное значение разбираемого места Священного Писания никогда не должно затемнять своими измышлениями. Оно должно быть изложено ясно и занимать всегда первое место.

Библия не есть сборник аллегорий или поучительных поэтических преданий. Она передает нам действительно произошедшие события и открывает серьезные и важные истины. Дайте почувствовать вашим слушателям, что вы сами проникнуты важностью этих священных событий.

Проповедь и Слово Божие

«Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).

«Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие» (Отк. 19:13).

«Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа» (2 Кор, 4:5).

Все хорошо в свое время, и чем текст Священного Писания своевременнее, тем лучше. Разумный домохозяин заботится своевременно подавать пищу своим домочадцам. Среди драгоценных камней, лежащих перед нами, мы обязаны выбрать именно тот, который наиболее дает блеска в данную минуту.

Мы можем сравнить себя с любителем редких растений, который окружен красотой сада, а имеет право сорвать лишь один цветок. Представьте себе, как долго будет думать он, что бы выбрать ему, розу или лилию, и как велико будет его затруднение избрать одну из тысяч цветущих красавиц. «Меня лично, — сказал Сперджен, — выбор текста всегда приводит в смущение. Затруднение от изобилия богатства».

Я сознаюсь, что сижу часто целыми часами, молясь и обдумывая темы, главные пункты, составляя план проповеди, и затем погружаю все в забвение, снова плыву по обширному морю, все дальше и дальше, пока не покажутся огоньки желанной гавани.

Но что такое настоящий текст и как узнать его? Его легко узнать. Если ляжет какой стих вам на сердце так, что вы не можете оторваться от него, то и нужно остановиться на нем для вашей проповеди.

Можно привести еще один пример. Мы берем в руки много текстов из Слова Божия и пробуем разбить их, но все наши старания напрасны. Наконец, находим такой, который разбивается при первом ударе; он ярко блестит, разлетается на мелкие кусочки, и внутри его мы находим драгоценный камень, сверкающий прекрасными огнями. Он очаровывает и восхищает нас, заставляет пасть перед ним на колени и налагает на нас бремя Господа. Отсюда мы легко можем понять, что это и есть те слова, возвестить которые повелевает нам Господь. Мы будем так поражены этим местом Священного Писания, что не успокоимся до тех пор, пока не разработаем его так, как вдохновил Господь. Ждите этого избранного слова, хотя бы пришлось его ожидать до последнего часа проповеди «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян. 1:4).

Верую «и в Духа Святого». Эти слова из Символа веры, но в действительности они редко выполняются теми, кто исповедует их. Многие проповедники думают, что они сами избирают текст Слова Божия, сами разбирают его значение и сами составляют свою проповедь. Но мы так не думаем. Конечно, наш разум, воля и сердечное желание должны участвовать в составлении проповеди. Дух Святой не будет заставлять нас проповедовать против нашего желания. Он не обращается с нами, как с заведенным часовым механизмом. Он смотрит на нас, как на разумных существ, управляемых духовными, соответствующими нашей природе законами. Но благочестивые сердца постоянно стремятся к тому, чтобы при выборе текста руководил ими не их только разум, а и благодать Духа Святого. Они смиренно предают себя воле Божией и просят Его озарить их сердца небесным светом.

Гурналл говорил: «Проповедник ничего не может сделать доброго только своими собственными силами. О, как долго приходится ему иногда сидеть, перелистывая книги и «ломать свои мозги», пока не придет к нему на помощь Господь. И тогда только как бы само собою все дается ему в руки. Если Бог не вдохновит нас свыше, то это будет все равно, как если бы мы писали пером без чернил. Проповедник, более чем кто-либо другой, должен жить в полной зависимости от Господа».

Если бы кто-либо спросил меня: «Как узнать мне лучший текст Слова Божия для проповеди?» — я ответил бы: «Громче взывай об этом к Господу». Гаррингтон Эванс в своем «Руководстве для составления проповеди» пишет: «Умоляй Бога при выборе текста. Исследуй хорошенько, почему выбрал ты именно это место. Реши этот вопрос беспристрастно. И может при этом случится, что твое сердце окажется против избранного текста».

Если же и не откроет молитва путь к желанному духовному сокровищу, все же она принесет вам пользу, хотя бы в том, что вы помолились. Молитва есть лучшее наше наставление и руководство. Молись в духе Священного Писания.

Такую молитву можно уподобить выжиманию виноградного сока из винограда, молотьбе зерна на гумне и выплавке металла из руды. Молитва выплавит из твоего сердца прекрасную проповедь. Молитва приносит двоякое благословение: проповеднику, который возносит ее, и церкви, которой он служит. Если ты обретешь свой текст в молитве, он должен быть вдвое дороже тебе. Он будет обладать особой силой божественной благодати, вполне неизвестной такому проповеднику, для которого все темы безразличны.

После молитвы мы обязаны приложить старания к тому, чтобы сосредоточить наши мысли и дать им должное направление Обратите надлежащее внимание на духовное состояние всех ваших слушателей и «пропишите лекарство» господствующей болезни и соответствующее духовное слово наиболее нуждающимся в нем.

На богатого слушателя следует обратить серьезное внимание, как и на всех остальных, вы не должны упускать из виду их духовные слабости. Обращайте подобное внимание и на бедноту, говорите так, чтобы они могли понять вас и были утешены вами.

Рассмотрите, какие пороки более господствуют между вашими слушателями: суета, скупость, гнев, злословие, малое усердие в молитве, недостаток любви друг к другу и другие пороки.

С искренней любовью относитесь к внутренней борьбе ваших слушателей, постарайтесь залечить их сердечные раны.

Когда проповедник подбирает текст, ему надо вспомнить, о чем он говорил прежде. Было бы неразумно говорить об одном и том же предмете и пренебрегать остальными. Лишь большие мыслители в состоянии говорить об одном и том же предмете в целом ряде проповедей и, подобно картинам в калейдоскопе, извлекать все новые и новые мысли. В большинстве же своем, мы, не обладающие такими выдающимися способностями, поступим лучше, если будем стараться разнообразить наши проповеди.

Если вы уповаете на Бога, Он не допустит вас до поражения. Усердному проповеднику будет послана помощь свыше. Если же вы были нерадивы всю неделю и не подготовились с должным усердием, то не можете ожидать и помощи свыше; но, если были прилежны и только ожидаете теперь узнать волю Господа, ваше ожидание не будет напрасно. Следите за признаками божественного вдохновения, поручите себя водительству и помощи Господа.

Позвольте посоветовать постоянно заниматься подбором текстов и проектами проповедей. Наше сердечное настроение должно быть направлено на это постоянно. Горе проповеднику, теряющему в данном вопросе хоть один час.

Прочитайте Джона Фастера «Рассуждение об умении возможно лучше использовать время». И поставьте себе в правило не терять никогда ни одной минуты. Кто привык с понедельника и до субботы только мечтать и ожидать, не принесет ли ему какой-нибудь посланник с неба нужный текст из Слова Божия для следующей воскресной проповеди, тот искушает Бога и не достоин открывать свои уста для проповеди.

У проповедника не должно быть праздного времени. Он никогда не свободен от своего труда. Никто не в состоянии будет оправдать вас, если вы не будете беречь ваше время. Не теряйте его легкомысленно, или вы поплатитесь за это.

Приготовление к проповеди есть ваше главное дело, и, если вы будете пренебрегать им, — это не даст чести ни вам, ни вашему званию. Пчелы с утра до ночи собирают мед, и мы должны постоянно собирать материал для проповедей и пищу для душ слушателей.

Я не высокого мнения о служении того проповедника, которому чуждо старательное приготовление к проповеди (Ч. Сперджен).

Кто из вас может говорить проповеди без всякого приготовления, не сердитесь на меня, если я не приду слушать вас (Ч. Сперджен).

Томас Спенсер писал: «Я держу при себе маленькую книжечку, в которую вписываю все тексты Священного Писания, производящие на меня сильное и благодатное впечатление. Если бы я даже во сне увидел подобное изречение, я бы записал его. Таким образом, когда собираюсь составлять проповедь, я только открываю свою книжечку и никогда не бываю в затруднении относительно текста».

Ищите ваши тексты во время прогулок по городу и в деревне. Употребляйте в дело ваше зрение и ваш слух, и вы увидите и услышите многое, что раньше ускользало от вашего внимания. Весь мир полон тем для проповедей — старайтесь только уловить их.

Прислушивайтесь на земле к голосу неба и переводите на язык людей.

Я вполне уверен, что если мы вознесемся мысленно к Богу и будем горячо молить Его руководить нами в деле проповеднического служения, Он направит нас на истинный путь. Но если поддадимся гордой мысли устроить этот путь собственными силами, мы скоро увидим, что даже в таком простом деле, как выбор текста, мы ничего одни не можем сделать. Ожидайте откровения свыше, внимайте тому, что будет Господь говорить вам, принимайте Слово Божие как бы из уст Божиих и тогда выступайте как Его посланники.

Скоро поблекнет цвет вашего проповедничества, если вы не будете, как тот блаженный муж первого Давидова псалма, день и ночь размышлять о законе Господнем.