Пророк

«Сошел Господь в облачном столбе… И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис. 12:5-8).

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет

тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте» (Вт. 18:15).

«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

«И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:28).

«И духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32).

«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1).

«Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41).

«Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23:28).

«Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Вт. 18:22).

Пророк — провозвестник воли Божией, предсказатель будущего.

Пророчество — предсказание, являющееся откровением Господа.

Пророк — кому дан свыше дар, озаренный Богом провозвестник (В. Даль).

Пророчество есть дар Божий, предмет обетования. «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28).

Пророку принадлежало определенное место в Израиле, но давалось оно призванием. Это до очевидности ясно в призваниях Моисея, Самуила, Амоса, Исайи, Иеремии, Иезекииля и, конечно, Отрока Бога. Но почин целиком принадлежит Богу, владеющему над личностью пророка. «Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8).

Пришествие Иисуса Христа на нашу землю не только не устранило пророческий дар, но напротив, вызвало его распространение, как это было предсказано. Моисей восклицал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29).

Назначение новозаветного пророка, как и ветхозаветного, отнюдь не только в том, чтобы предсказывать будущее: он «говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14:3).

Истинный пророк прислушивается сперва к голосу Божиему, а потом говорит людям.

Пророк, посредством Духа Святого, живет в тесном общении с Богом, он знает Его мысли, желания и волю и, таким образом, может передать их людям. Вследствие этого он выполняет тройную функцию: возвещает обличения и предупреждения, говоря людям, что их поведение не соответствует воле Божией; своим вдохновенным словом направляет людей на истинный путь и утешает. В духовной христианской жизни больше пользы приносит утешение, чем угрозы.

Пророчества могут проявляться в разных формах: посредством вдохновенных Духом Святым мыслей и речей, дневных и ночных видений, слышания Божия голоса и истолкования иных языков. Отличительной особенностью пророчества является наличие в нем особого вдохновения Духа Святого.

Пророчество — это слово под воздействием Духа Святого и Божие откровение не только нашему сердцу, но и разуму.

Пророчество должно созидать церковь, но не господствовать над ней. Пророчество должно служить верному духовному развитию церкви, но не разочаровывать ее. Оно должно помогать вставать упавшим духовно, но не подавлять их.

Истинный пророк имеет тесное общение с Господом посредством Духа Святого, и Он запечатлевает в его сердце и разуме те мысли и слова, которые пророк должен передать людям в «назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14:3).

В Дидахе, или «Учении двенадцати апостолов», первом молитвеннике христианской церкви, относящемуся к первому веку, есть очень интересное сведение о странствующих пророках:

«Настоящему пророку должно воздавать высокие почести, его должно принимать, и слово его слушать; свободу его не должно ограничивать. Но он не должен оставаться дольше одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же он останется на три дня, то он лжепророк. Он не должен ничего просить, кроме хлеба. Если он потребует денег, то он лжепророк. Все пророки утверждают, что они говорят в духе, но есть одна верная проба: по нраву своему будет признан лжепророк и истинный пророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк. Если же кто скажет в духе: дай мне денег или чего-нибудь другого, не слушайте его; если же пророк просит для неимущих, никто да не осудит его. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь, чтобы он не жил у вас как христианин без дела. Если же он захочет поступать так, то он не христианин. Держитесь подальше от таковых».