Прощение

«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11:25-26).

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

«Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22).

«Он [Господь] прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102:3).

«А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него» (Дан. 9:9).

«Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Лк. 7:47-48).

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

Прощение — это милость к провинившемуся, снисходительность к вине, помилование.

Простить — отпустить провинность, освободить от кары и взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость (В. Даль).

Прощай от всего сердца того, кто тебе причинил зло; блаженны прощающие, ибо и они будут прощены.

Не прощая других, мы не заслуживаем прощения сами; вынося строгий приговор другим, мы одновременно выносим такой же приговор самим себе.

Божие прощение и милосердие к нам зависит от нашего прощения и милосердия к людям.

Не прощая брату, мы выносим приговор брату, а Бог выносит приговор нам.

Дух непростительности — не Божий Дух. Наше непрощение обнаруживает нас и показывает всем, кто мы есть.

Предлагая простить нашего ближнего, Бог обращается к нашему разуму и логике. Тот, кто согрешил против тебя, — плохой. В твоих очах — он презренный человек. А какой ты в очах Божиих, если

сердце твое наполнено таким злым чувством?

Большое счастье — иметь в своем сердце неиссякаемый источник прощения. Какое великодушие — простить того, кто меньше всего заслуживает и рассчитывает на наше чистосердечное прощение!

Рассказывают об индусском миссионере Сундар Синге, что во время его проповеди в зал ворвалась группа индусов, жестоко избили его и убежали. Гонители были местными жителями, и присутствующая на богослужении публика знала их и возмущенно требовала, чтобы предать это злодеяние в руки правосудия. Нашлись и те, которые говорили, что они сами с ними расправятся.

Выслушав всех, Сундар Синг сказал: «Братья! У меня, пострадавшего, есть третье предложение; давайте простим их, так же, как Христос простил распинавших Его или как Стефан простил побивавших его камнями».

Наша любовь к Богу измеряется нашим прощением, проявляемым к окружающим нас людям.

Мудрость жизни в том, чтобы не быть чрезмерно требовательным к людям. Нормой наших взаимоотношений с людьми должно быть: понимание людей, любовь, терпение и прощение.

Мир давно бы перестал существовать, если бы исчезли в нем любовь, доброта и взаимное прощение.

Прощай другим все — себе ничего.

Пожалуй, нет ничего более постыдного, чем злоупотребление прощением, чтобы грешить вновь.

Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей будут прощены и твои грехи.

Прощайте другим! Это главное условие для получения прощения от Бога. Не говорите, что вам прощены грехи Богом, если вы кому-нибудь не простили обиду.

Господь милует раскаявшегося грешника не так, как мы прощаем друг друга: простив, продолжаем помнить о нанесенной нам обиде Господь прощает, и прощенного им греха Он уже не вспоминает.

Не прощай себе ничего, а другим прощай все.

Не прощая другому, ты не столько его огорчаешь, сколько себя обижаешь.

Не мсти, а прощай ближнего за причиненную обиду, потому что и сам имеешь нужду в прощении от Бога.

Кто хочет с должника своего взыскать строго, пусть помыслит, что и он должник у Бога.

В прощении радость, а в Божием прощении — ликование.

Славнее всех побед — прощение. Как часто мы бываем победителями?

Никогда душа человека не бывает такой сильной, как при прощении нанесенных ей ран.

Мы прощаем кающихся, ради их добра, и прощаем обидчиков не кающихся, ради самих себя.

Щадите друг друга — пощадит и вас Господь.

Помни Иисуса Христа, пролившего Свою Кровь и за тех, кто проливал ее; помни Христа, возносившего на кресте молитву и за тех, кто вознес Его на крест; и ты не будешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь их.

Благодеяния записывай на металле, а обиды — на воде.

Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей; но с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата (Нил Синайский).

Должно ненавидеть и преследовать грехи, но не согрешающих. С людьми мирись, а с грехом борись.

Христианская победа состоит не в отмщении, но в доброте и прощении.

Если по-человечески тяжело прощать причиненные обиды, то по-христиански гораздо тяжелее не прощать их.

Ваш обидчик не достоин прощения, но Иисус Христос разве не достоин того, чтобы вы из любви к Нему простили своего обидчика?

Не о том помышляй, чтобы никто не сделал тебе обиды, но о том, чтобы никто, хотя бы и захотел, не мог сделать.

Поразмысли, что лучше: обидчиком ли быть или обиженным? Без сомнения, лучше быть невинным, чем виновным.

Не прощая другому, ты не столько его огорчаешь, сколько себя обижаешь (Иоанн Златоуст).

Нет ничего безопаснее, как простить врагу, и нет ничего опаснее, как мстить ему (Иоанн Златоуст).

Простивши врагу, вы можете сделать его другом своим.

Всякий раз, когда вспомнишь оскорбляющих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них как о виновниках величайших для тебя благ.

Мстить за обиду — значит поставить себя на один уровень со своим врагом; простить ему — значит возвыситься над ним.

Прощение врагу — признак не слабой, но великой и сильной души.

Ничто так не радует людей, как то, когда их прощают и платят им добром за зло, и ничто так не радостно тому, кто это делает.

Наиболее почитаем у Бога тот, кто прощает обиду обидчику.

Прощать — это значит не мстить, не платить злом за зло, значит любить. Если ты хочешь исправить ближнего в его ошибке, скажи ему кротко о том, что он худо сделал. Если он не послушает тебя, не вини его, а только самого себя за то, что ты не сумел сказать ему, как надобно.

Прощать — значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего. А для того, чтобы сделать это, надо помнить свои грехи, а будешь помнить, то, наверное, найдешь за собою худшие дела, чем те, за которые ты сердишься.

Не прощай себе, и тогда легко будет прощать другим.

Прощая тем, кто нас обижает, мы освобождаемся от самолюбия и самообольщения. Марк Аврелий говорил: «Человек бранит тебя и оскорбляет, а ты не поддавайся ему, не становись на тот же путь злословия, на который он хочет завести тебя, не делай того же, что он делает».

Последователи Иисуса Христа — это прощенные и прощающие люди.

Не прощает лишь тот , кто делает зло.

Прощение обидчика возвращает спокойствие.

Прощения для безгрешных нет: оно для виновных и для грешных.

Прощение является одной из самых замечательных добродетелей христианина.

Прощение есть основной принцип практического христианства.

Недостаточно не делать зла, не причинять никому вреда, но важно прощать другим, как и Господь простил нам.

Прощать — это значит не помнить обиды, покрывать все любовью, делать добро и не мстить за себя.

Прощение уменьшает зло. Если не будет прощения, то зло катастрофически может увеличиться.

Прощение является бальзамом для страдающей души.

Где нет общения, там нет прощения. Где прощение, там восстанавливается общение. Одно от другого неотделимо.

Кто не может простить своему ближнему, тот разрушает мост, по которому сам должен пройти.

Исповедоваться перед Богом легче, чем перед людьми. Но кто не унизится, не может быть прощен.

Конец гордыни — начало прощения.

Путь к радости прощения лежит через скорбь сознания своих грехов.

«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших». Буквальный смысл этого моления таков: «Прости нам грехи наши в той мере, в какой мы прощаем согрешивших против нас».

Человеческое и божественное прощение неразрывно связаны друг с другом.

Прощение нами наших собратьев неотделимо от прощения Богом наших грехов: они связаны и взаимозависимы.

Никто не может возносить молитву к Господу, когда в сердце его витает дух непрощения.

Чтобы получить прощение, мы должны прощать, а сделать нас способными к этому может лишь сила Иисуса Христа.

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных (А.В. Суворов).

Обиженный может простить, но обидчик — никогда (Ф Понати).

Прощающий по заповеди Господа и упованию христианскому — это человек иного, лучшего мира.

Прощение есть добродетель, тотчас вознаграждающая наше сердце. Только сильные умеют прощать (Э. Ожеенко).

Славнее всех побед — прощение (Ф. Шиллер).

Кто больше понимает, тот больше прощает (итальянская народная мудрость).

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного.

Другим прощай многое — себе ничего (Публимий Сир).

Прощать врага — это признак сильной души.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Кто не прощает своему обидчику подобно распятому Спасителю, тот не христианин.

Прощая ближним, не будем думать, что мы благодетельствуем им или что проявляем к ним большую милость: мы оказываем благодеяние себе и извлекаем большую пользу. Если же мы не прощаем их, мы не причиняем им особенного вреда, но себе готовим страшное наказание в геенне (Иоанн Златоуст).

Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие, одна из величайших черт богоподобия (Никодим Святогорец).

Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним (Василий Великий). Прощай — получивший прощение; милуй — помилованный, человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть для этого время (Григорий Богослов).

Тебя ударили по щеке? Почему же допускаешь, чтобы другая твоя щека оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно — невелика заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно: произвольно подставить другую щеку, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь это дело Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он — единственное, неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за проклинающего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? А твой долг — делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбляющего тебя твоя кротость обратит к кротости, и из врага он сделается учеником (Григорий Богослов).

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой. Бог не примет тебя (Ефрем Сирин).

Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив к тебе, когда сам ты не милостив к оскорбляющим тебя? (Иоанн Златоуст)

Чем больше кто согрешает против нас, тем более мы должны спешить к примирению, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов (Иоанн Златоуст).

Господь желает, чтобы мы были кротки к виновным, незлопамятны к согрешившим против нас, прощением их приобретали прощение себе и сами приготовляли себе меру человеколюбия (Иоанн Златоуст).

Если мы не простим ближних, то этим не причиним им никакого вреда, а себе приготовим невыносимую гееннскую муку (Иоанн Златоуст).

Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, оказываем ему благодеяние или великую милость; нет, мы сами получаем благодеяние, извлекаем для себя великую пользу (Иоанн Златоуст).

Если нужно, будем и извиняться, и просить у враждующих прощения, не откажемся от этого, хотя бы и сами были обижены. Таким образом мы приготовим себе великую награду и твердое упование (Иоанн Златоуст).

Ничто нас так не уподобляет Богу, как прощение людей злых, которые обижают нас (Иоанн Златоуст).

Бог для того только и требует от нас снисхождения к ближним, чтобы Самому иметь случай прощать нам великие согрешения (Иоанн Златоуст).

Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних (Иоанн Златоуст).

Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении (Иоанн Златоуст).

Если (обидчик) сделал что-нибудь оскорбительное и враждебное, то оставим это и изгладим из памяти, так чтобы не осталось и следов. Если же и вообще не было нам от него ничего доброго, то тем больше нам награды, больше хвалы, если мы прощаем (Иоанн Златоуст).

Недостаточно не мстить (это было в Ветхом Завете) — будем делать все для обидевших нас, как для искренних друзей, как для самих себя. Мы подражатели Того, Который после распятия употребил все меры для (спасения) распявших (Иоанн Златоуст).

Кто простил грехи, принес пользу и своей душе, и душе того, кто получил прощение, потому что сделал кротким не только себя, но и его. Преследуя обидевших нас, мы не так уязвляем их души, как прощая их, ибо приводим их этим в смущение и стыд (Иоанн Златоуст).

Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь Слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение (Иоанн Златоуст).

Человек, простивший ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас (Иоанн Златоуст).

В подражание Богу будем и мы благотворить врагам; не отвергнем тех, кто ненавидит нас (Иоанн Златоуст).

Любовь к врагам есть любовь к Богу, даровавшему заповеди и законы, есть подражание Ему. Знай же, что, оказывая благодеяние врагам, ты благотворишь не им, а себе, не их любишь, а повинуешься Богу (Иоанн Златоуст).

Когда человек, которому нанесена обида, молится за обидевшего, он получает великое дерзновение (Иоанн Златоуст).

Почему ты сделался чадом Божиим? Потому, что ты прощен. На том же основании, на каком удостоен ты столь великой чести, ты и сам прощай ближнему (Иоанн Златоуст).

Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя. Кто молится за врага, тот молится за себя (Иоанн Златоуст).

Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он скорее смилостивился над ним: он брат твой, член твой. Но, скажешь, он чересчур оскорбляет меня. Тем больше будет тебе награда за это. Потому особенно надо оставлять гнев на обидчика, что его ранил диавол. Не укоряй же его еще и ты, и не повергай вместе с ним и самого себя, В самом деле, пока ты стоишь, ты можешь спасти и его; если же ты и себя повергаешь через ответное оскорбление, то кто после этого поднимет вас? Тот ли, раненый? Но он не в состоянии будет сделать этого. Или ты, упавший вместе с ним? Но как же ты, оказавшись не в силах помочь себе, протягиваешь руку другому? Того ранил диавол, не наноси раны еще и ты, а, напротив, извлеки и прежнюю стрелу. Если мы будем так обращаться друг с другом, то вскоре все будем здоровы, а если мы станем вооружаться друг против друга, то не нужно и диавола для нашей гибели (Иоанн Златоуст).

Когда кто-нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает, и ты не только не будешь иметь гнева против него, но и прольешь слезы (Иоанн Златоуст).

Кто желает одержать блистательную победу, тому нужно не только мужественно переносить оскорбления и обиды, но даже уступать обижающему больше, чем он хочет взять, и избытком собственной щедрости простираться за пределы его лукавого пожелания. А если это кажется тебе странным, то решение примем с небес, и там прочтем этот закон. Спаситель не сказал: «Кто ударит тебя в правую щеку твою», переноси это мужественно и успокойся, но повелел: «Обрати к нему и другую» (Мф. 5:39) с готовностью принять удар. Вот блистательная победа! Первое мудро, а второе сверхъестественно и небесно (Исидор Пелусиот).

Царь всего примерного и земного сошел с небес и принес нам знание небесного жития, которое и предложил нам в противоположность олимпийской борьбе. Ибо там увенчивается тот, кто наносит удары и одолевает, а здесь — кто приемлет их и терпит. Там торжествует воздающий за удар ударом, а здесь восхваляется на ангельском зрелище подставляющий другую щеку, потому что победа — не в отмщении, а в мудрости (Исидор Пелусиот).

Мы должны прощать тем, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель (Марк Подвижник).

Мы должны иметь одно намерение, чтобы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему

против нас и получить (таким образом) прощение собственных грехов (Марк Подвижник).

Иисус Христос воспринял за нас то, чего не был должен, чтобы избавить нас от долгов. Он не должен был умереть, как мы не должны были жить; почему? потому, что были грешниками. Как для Него смерть, так для нас жизнь не были долгом; но чего не был Он должен, Он принял, и в чем не был нам должен, даровал. А чтобы вы не подумали, что ради отпущения грехов много для вас подражать Христу, внимайте словам апостола: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас… подражайте Богу» (Еф. 4:32; 5:1)

(Блаженный Августин).

Желая знать, сколько раз должно прощать брату, апостол Петр спросил, предрешая ответ: «До семи ли раз?» И сказав это, думал, что назначил самую большую меру. Как коротко терпение человеческое! Господь же, применяя Свое долготерпение к нашим немощам, определил: «Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти» (Мф. 18:21-22). Это то же, что сказать: всегда прощай, и не думай не прощать. Всепрощение и будет отличительной чертой христианского духа, ибо всепрощение — источник и постоянная поддержка жизни в нас о Господе, от лица Божия. Всегдашнее прощение всем всего есть внешняя одежда христианской любви, которая, по апостолу «долготерпит, милосердствует… не раздражается… все покрывает» (1 Кор. 13:4-7). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на последнем Суде, ибо если мы отпустим, отпустит и нам Отец наш Небесный (Мф. 6:14). Таким образом, если хочешь в рай — прощай всем, искренне, от души, чтобы и тени неприязненности не осталось (Феофан Затворник).

На войне, где люди с людьми сражаются, побеждает та сторона, которая гонит противника, но не так на христианской брани, которая бывает против диавола. Тут побеждает диавола тот человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу бывает, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит своих врагов (Тихон Задонский).

Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, как не простить и мстить ближнему за согрешения. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13) (Тихон Задонский).

Христианская любовь требует не мстить брату нашему, который был побежден естественной немощью, поощрен диавольским действием и согрешил против нас, но, умилосердившись, простить, чтобы он от мщения не пострадал и мы о том после не жалели, что причинили брату беду (Тихон Задонский).

Если бы все друг другу мстили, общество не могло бы сохраниться, все бы друг друга истребили во взаимной вражде. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5:15), — говорит апостол (Тихон Задонский).

Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил (Тихон Задонский).

Надо простить ближнему, если сам хочешь получить прощение (Тихон Задонский).

Прости — и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится (Тихон Задонский)

Когда получаем прощение наших великих долгов от Бога, то ради этой милости Божией к нам должны и сами прощать малые долги нашим ближним, чтобы и с нами не случилось того же, что с этими лукавыми евангельскими рабами (Тихон Задонский).

Если бы тебе земной царь повелел не только простить ближнему твоему обиды, но и послужить ему — или умереть, что бы ты избрал? Умереть — или простить и послужить ближнему? Надеюсь, что скорее бы ты захотел простить и послужить ближнему, чем умереть. Небесный Царь повелевает не только прощать оскорбляющих, но и любить врагов, и творить добро ненавидящим. Иначе последует вечная смерть тем, которые не слушают повелений Небесного Царя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21) (Тихон Задонский).

Когда будем людям, обидевшим нас, уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за зло воздавать, тогда диаволу не будет места. Тогда мы не будем ему уступать, но будем стоять против него и противиться ему, ибо диавол не хочет, чтобы мы делали людям добро. В этом состоит христианская победа (Тихон Задонский).

Для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать.

Простить — это значит больше, чем примириться. После прощения мы должны обращаться с прощенным так, как будто он никогда нам ничего плохого не делал.

Лучше много прощать, чем много осуждать.

Оскорбляющего вас брата простите, не ожидая от него извинения. Вот в этом и есть христианство.

Великая трагедия начинается там, где отсутствует прощение и сочувствие.

Бог прощает тех, кто сам не прощает себе.

Исповедание греха и прощение не следует смешивать с праведностью жизни.

Получить прощение — значит обрести мир с Богом, и именно этот дар принес людям Иисус Христос.

Нет границ прощению Божию, потому что нет предела силе искупления, нет предела значению и целебным свойствам Крови Иисуса Христа, очищающей нас от всякого греха; нет цены заступничеству за нас благословенного Ходатая нашего, великого нашего Первосвященника, могущего до конца сохранить приближающихся к Нему.

Во Христе мы получили не только прощение грехов, но и сердце, прощающее других.

Что бы мы когда-либо ни сделали, не «сможет заслужить нам прощения; лишь то, что Бог сделал для нас, дает человеку прощение.

Человек не вправе прощать обиды, которые не ему нанесены. Предположим, что кто-нибудь причинил тебе большое зло; ты можешь простить обидчика, и я надеюсь, что это сделаешь. Но никакое третье лицо, помимо твоей воли, этого сделать не может. Если обида нанесена тебе, то только от тебя можно получить прощение.

Мы согрешили против Бога, и простить нас может только Он, ибо грех совершен против Бога. Царь Давид говорит: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Следовательно, Бог, против Которого совершено преступление, может и снять его.

У Бога полнота прощения. Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, помиловать виновных.

Господь не прощает грех тому, кто грех свои сознает и в то же время его любит и в нем остается. Кто же сознает свой грех и его оставляет, тот будет помилован.

Только когда человек говорит: «Я согрешил», Бог может сказать: «Я прощаю».

Прощение получает не тот, кто хочет говорить с Богом на равных, а тот, кто преклоняет свои колена в робком раскаянии и произносит, преодолевая свой стыд: «Боже, будь милосерд ко мне, грешнику».

Наши грехи были возложены на Иисуса Христа, Он принес за нас жертву на кресте, в силу этого нет никакого основания предполагать, что человек будет вторично наказан за грехи, в которых он раскаялся.

Спаситель, распятый за грешников, — это Божия гарантия того, что Он прощает грешника, приходящего к Нему.

Душа, торжествуй: тебе нет осужденья! Грехам чрез Христа Бог дарует прощенье.