Пьянство

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Пр. 23:29-34).

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Пр. 23:20-21).

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11).

Пьянство — постоянное потребление спиртных напитков, алкоголизм.

Пьянство — винопийство, пропойство, питье хмельных напитков (В. Даль).

Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия (Блаженный Августин).

Что трезвый не сделает, на то пьяный дерзает (Тихон Задонский).

Пьяный, смотря на все глазами, не видит и того, что у него под ногами.

Главное зло пьянства заключается в духовной области, в том опустошении внутренней жизни, какое производит алкоголь.

Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог (Василий Великий).

Пьянство — вражда на Бога (Василий Великий).

Пьянство — мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного робким, целомудренного — похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие (Василий Великий).

Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает страсти и сластолюбие (Василий Великий).

Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти диавола (Иоанн Златоуст).

Пьянство — корень всех зол (Иоанн Златоуст).

Пьяница — живой мертвец (Иоанн Златоуст).

Пьянство — это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода (Иоанн Златоуст).

Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом ожидает тягчайшее наказание (Иоанн Златоуст).

Пьянство — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства (Иоанн Златоуст).

Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех (Иоанн Златоуст).

Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной (Иоанн Златоуст).

Пьяный не умеет распоряжаться своими речами с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей… все тратит и низвергает (Иоанн Златоуст).

Пьяный более жалок, чем мертвый. Мертвый бесчувствен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плотском, умерщвляет свое тело (Иоанн Златоуст).

Пьянство — всегда зло (Иоанн Златоуст).

Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним (Иоанн Златоуст).

Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленное потчевание, общение со злыми и невоздержанными. От частых повторений порождается страсть и злой обычай (Тихон Задонский).

Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грубить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница (Тихон Задонский).

Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает (Тихон Задонский).

Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Сир. 31:29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. «Работник, склонный к пьянству, не обогатится» (Сир. 19:1). Оно отнимает славу и доброе имя, напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше приносит бед и напастей, чем пользы обществу (Тихон Задонский).