Рай

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8).

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:8-12).

«И знаю о таком человеке, — только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает, — что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:3-4).

«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23.43).

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк. 2:7).

Рай — сад, где, по библейскому повествованию, жили Адам и Ева до грехопадения; место, где души умерших праведников ведут блаженное существование; красивое место, доставляющее удовольствие и наслаждение.

Рай — первобытный сад, жилище прародителей Адама и Евы; пребывание праведных душ (В. Даль).

Потерянный рай

При изложении хода священной истории, чтобы представить условия, в которых Бог сотворил человека, и назначение, для которого Он поселил человека на земле, применяются образы того же порядка. Бог насадил для человека рай в Едеме (Быт. 2:8). Жизнь в этом саду связана с трудом (Быт. 2:15) и сохраняет в то же время черты идеального счастья, которое во многом напоминает классические описания золотого века: близость к Богу, свободное пользование плодами сада, господство над животными (Быт. 2:19), гармоничное единение первозданной четы (Быт. 2:18,23), невинность, не ведающая чувства стыда (Быт. 2:25), отсутствие смерти, которая вошла в мир земной лишь как следствие греха (Быт. 3:19). Однако в этом первозданном раю важную роль играет испытание человека: Бог насадил там древо познания, там же змей искушал Еву. Несмотря на это едемское счастье, подчеркивается по контрасту горестный опыт нашего нынешнего состояния, являющегося плодом человеческого греха и связанного, таким образом, с темой потерянного рая (Словарь библ. богословия, с. 975).

Обещание рая

Мечта, которую человек носит в своей душе, следовательно, не обманчива. Она соответствуем его исконному призванию. Но она осталась бы навеки неосуществимой (Быт. 3:23), если бы по предначертанию Провидения весь ход священной истории не имел своей целью и смыслом вернуть человека к его первоначальному состоянию. Поэтому, переходя из Ветхого Завета в Новый Завет, тема вновь обретенного рая с ее разнообразными вариациями проходит через эсхатологические пророчества, переплетясь с пророчествами о новой святой земле и новом сотворении.

В этом новом раю поток воды живой будет течь из храма, где будет пребывать Господь. По берегам будут расти чудесные деревья, доставляющие новому народу пищу и врачевание (Иез. 47:12). Таким образом, дорога к древу жизни вновь откроется людям (Отк. 2:7; 22:2, в противоположность Быт. 3:24). Райская жизнь, восстановленная в конце священной истории, будет обладать чертами, сходными с первозданным Едемом и даже превзойдет ее в некоторых отношениях: чудесное плодородие природы (Ам. 9:13), всеобщий мир не только среди людей (Ис. 2:4), но и в природе и между животными (Ис. 11:6-9), чистейшая радость (Ис. 35:10; 65:19), упразднение всякого страдания и даже самой смерти (Ис. 35:5; 65:19; Отк. 20:14), уничтожение древнего змия (Отк. 20:2), вхождение в вечную жизнь (Дан. 12:2; Отк. 2:11; 3:5). Действительность, которую выражают эти образы, являя противоположность тому человеческому существованию, к которому привел грех, вновь обретает черты первозданного состояния человека, но уже без какой-либо мысли об испытании и возможности грехопадения (Словарь библ. богословия, с. 975).

Предвосхищение вновь обретенного рая

Вновь обретенный рай есть реальность эсхатологическая. Народ Божий в своем историческом опыте познал только ее мимолетные тени, как, например, обладание землей, где «течет молоко и мед» (Исх. 3:17).

Новый Завет дает познать последнюю тайну этого замысла Божия. Иисус Христос есть источник премудрости, Он Сам — эта Премудрость (1 Кор. 1:30). Он в то же время и новый Адам (1 Кор. 15:45), через Которого человечество получает доступ к эсхатологическому состоянию (Словарь библ. богословия, с. 976).

Рай — обитель праведных

Рай служит переходной обителью, куда Бог принимает праведных, в ожидании воскресения и жизни будущего мира. Такова обитель, обещанная Христом разбойнику благоразумному (Лк. 23:43), но обитель, уже претворенная присутствием Того, Кто есть жизнь: «Будешь со Мною в раю». Что же касается состояния блаженства, обетованного в конце священной истории, то Иисус Христос в него входит первым после Своей победы над смертью, чтобы дать туда доступ искупленным грешникам (Словарь библ. богословия, с. 977).

Рай и небеса

Поскольку рай есть место, где пребывает Бог, он находится вне мира сего. Но на библейском образном языке часто говорится о небе как обители Бога. Поэтому рай иногда отождествляется с «вышним небом», где обитает Бог: туда был восхищен в духе апостол Павел, чтобы слышать неизреченные слова (2 Кор. 12:4). Это тоже обычный смысл слова «рай» на языке христиан. Рай отверст для тех, кто умирает в Господе (Словарь библ. богословия, с. 977).

Рай — царство небесной любви, величайшая и возвышенная надежда человечества.

Рай относится не к нашей природе, а к сверхприроде.

Вся история людей, весь коллективный труд человека, все тайные думы людей не есть ли тоска о потерянном рае и стремление его возвратить?

Херувим и пламенный меч заграждали вход в рай, зато Господь

Иисус открыл путь «новый и живой», ведущий к Отцу, ведущий в святое-святых.

Все христиане хорошо знают, что за штормом жизни есть тихая, желанная пристань и за темнотой — рассвет дня.

Мы вернемся в рай лучшими, чем вышли из него, ибо мы вышли из него с познанием зла, а вернемся с победой над злом; вышли побежденными, а вернемся победителями.