Рождение свыше

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:3-7).

«Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18).

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Исследуя учение о рождении свыше, мы находим в словах Христа следующие пять вопросов, на которые Сам же Господь отвечает:

1. Кому должно родиться свыше?

2. Что значит «родиться свыше»?

3. Почему должно родиться свыше?

4. Как узнать, рожден ли человек свыше?

5. Каковы последствия рождения свыше?

Рождение свыше — это есть слияние божественной жизни с человеческой душой. Эта пересадка или проникновение божественного естества в человеческую душу делает нас чадами Божиими.

Рождение свыше — это таинственное явление, происходящее в сердце обратившегося ко Христу человека. Процесс возрождения протекает неприметным образом (Мк, 4:26-27).

Рождение свыше есть новое рождение, и оно сообщает нам новую природу — природу Духа Божия. Поэтому мы никогда не сможем начать новой жизни, пока не будем рождены свыше, пока не примем новой природы.

Человек становится дитем Божиим не через образование, а через рождение свыше.

Только через возрождение может человек увидеть сокровенную истину Божию. А без этого человек духовно мертв и слеп, даже если он богослов, прекрасно образован, а потому Царства Божия увидеть не может.

По благодати Своей во Христе Иисусе, Бог предлагает человекам спасение, то есть возможность нового рождения в «последнем Адаме», Христе, — рождение от Духа Божия.

Родиться свыше — это значит не перемениться, а действительно возродиться, получить совсем новое естество.

Человек по своему существу не имеет той святости, которая требуется Богом для Царствия Небесного. Только в новом рождении можно найти начало для такой жизни. Для того чтобы жить жизнью Бога, мы должны иметь Божию природу. Новое рождение совершено вне нашей воли. Другими словами говоря, новое рождение — это дело рук Божиих, нас рождает Бог.

Родиться свыше — это значит перейти от смерти в жизнь.

Жизнь есть выход из состояния смерти и осуждения, и это делает человека наследником Царствия Небесного.

Царство Божие для грешника открыто с тех пор, когда он рождается

свыше, то есть вторично.

Христианство есть жизнь, жизнь Божия в сердце рожденного свыше человека.

До нового рождения человеком управляет его «я» и «грех», но после рождения свыше управляет Святой Дух.

При рождении свыше Дух Святой оживотворяет дух человека и делает его местом Своего обитания.

Естественное, то есть земное рождение вводит человека в мир естественный, душевный, но не духовный, Божий.

Все иные виды существ во вселенной всего лишь сотворены, только искупленное человечество и сотворено, и рождено.

В первом рождении, то есть земном, естественном (природном) рождены мы от тленного семени, от семени Адама, над которым тяготеет проклятие, грех и власть смерти. Во втором рождении, сверхприродном, то есть свыше, человек рождается от нетленного семени, живого и животворящего Слова Божия, которое есть «дух и жизнь» (Ин. 6:63), и в этом рождении принимает жизнь вечную.

Принявши жизнь Божию, человек в смерти физической только переходит в другую область того же самого мира, в который он вошел здесь, на земле, при рождении свыше.

Бог не исправляет ветхой природы человека. Вместо того Он создает в человеке новое творение, которое не есть «перелицованная» на новый лад старая природа, а совсем новая жизнь во Христе Иисусе: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

При рождении свыше Дух Святой вселяется в уверовавшего человека, и последний становится, как говорит Писание, «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4).

Рожденный свыше человек участвует в настоящей жизни по Слову Божьему. Он становится соучастником божественного естества (2 Пет. 1:4), и называется в Новом Завете «новым творением» (2 Кор. 5:17), становится «новым человеком, созданным по Богу в праведности и святости» (Еф. 4:24; Кол. 3:10).

Доктор Б. Грэм пишет: «Я сам видел и вижу, как грубые, бесчувственные мужчины обновляли и обновляют сердца верою, принимая Христа как личного Спасителя, как они становятся милосердными, терпеливыми и милостивыми людьми.

Помню, в Лондоне автомобильный завод дал нам взаймы два новых автомобиля с их шоферами, чтобы наша группа проповедников могла разъезжать, куда нужно. Один из шоферов был типичным огрубелым светским человеком. Он приходил на наши собрания и беспечно смотрел на все окружающее с профессиональной озлобленностью. Но в один вечер, будучи на собрании, он принял Христа в свое сердце. Как невероятно изменился этот человек! Его грубость исчезла. Он был теперь «новой тварью». Он выбросил свои непристойные журналы и стал достойным христианином. «Плод же духа: благость, милосердие, кротость… на таковых нет закона»» (Гал. 5:22).

Вы не можете невозрожденного заставить силою делать то, что обновленный человек делает охотно. Можно учить его подавать добрый пример, но все-таки он не научится искусству святости: для него она не имеет смысла. Его природа, его характер толкают его на другой путь.

Если Господь сделает его новым человеком, то все окружающее представится ему совершенно в другом виде. Эта перемена так велика, что один новообращенный как-то сказал: «Либо мир изменился, либо я сам».

Новая природа следует тому, что справедливо, так же естественно, как старая следовала неправде. О, какое благословение получить такую природу!

Только Дух Святой может даровать нам ее.

Как только вы родитесь свыше, произойдут известные перемены.

Во-первых, у вас будет другое отношение ко греху. Вы будете ненавидеть грех, как Бог ненавидит его.

Во-вторых, вы будете знать, что вы родились свыше, потому что будете испытывать желание повиноваться Богу (1 Ин. 2:3).

В-третьих, вы будете отделены от мира (1 Ин. 2:15).

В-четвертых, в вашем сердце возникнет новая любовь к ближним (1 Ин. 3:14).

В-пятых, вы не будете грешить. (1 Ин. 5:18).

Новое рождение сказывается (проявляется) не в перемене индивидуальности как таковой, но в совершенно новом образе жизни.

Вы, может быть, когда-либо видели, как омар (морской рак) при борьбе с другим омаром теряет клешню и как на ее месте вырастает новая. Это чудо, которое действительно выше силы природы. Отрежьте какую-нибудь часть дерева — на ее месте вырастет новая; но можете ли вы изменить самую природу, самую сущность дерева? Можно получить лучшие плоды посредством прививки. Прививка — это хороший пример или картина, которую дает нам природа в деле благодати. Но переменить жизненный сок дерева — это было бы чудо.

Такое чудо и тайну власти производит Бог над всеми верующими в Иисуса Христа. Он берет из плоти нашей сердце каменное и дает нам сердце плотяное. Все жестокое делается нежным, все порочное — нравственным.

Перемена характера — вот что прежде всего характеризует рождение свыше.

Как семя, посеянное в почву, дает вскоре зелень, а потом зерно и колос, точно так же не замедлят проявиться сначала первые признаки возрождения. Возрожденный начинает вопиять к Богу, говоря: «Авва Отче, Отец мой», а затем и плоды возрождения свыше, которыми являются: любовь, радость и мир во Святом Духе (Гал. 5:22).

Признаков рождения свыше много, но первый из них: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4.7-8).

Рожденные от Бога похожи на своего Отца.

Верующий получает дар новой жизни, тесно соединенной с Начальником жизни.

Уверовавший в Бога принадлежит Богу по своему рождению и по своей личной, добровольной отдаче себя Ему.

Когда вы родитесь свыше, вы становитесь малым ребенком в духовной семье. Цель Бога: чтобы вы выросли и стали зрелым во Христе.

Бог отнюдь не ищет того, чтобы сделать «ветхого человека» (Еф. 4:22) более цивилизованным, культурным, утонченным и образованным через применение какого-либо особого свода нравственных или этических правил и постановлений. Высшей задачей Божией в этом направлении является создание во Христе Иисусе нового человека, подобного образу Сына Божия (Рим. 8:29).

В «новом человеке» Бог открывает возможность духовной победы во Христе Иисусе. И эту жизнь победы над грехом Слово Божие называет освящением, говоря о нем так: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).

Кто рожден от Бога, тот ежедневно должен уподобляться своему Отцу.

Если человек рожден от Бога, он не может преуспевать без Него.

Люди часто задают вопрос: «Когда же наступит следующий этап, на котором возникает новое существо?»

Новый вид человека возник во Христе, и новая форма жизни, которая возникла в Нем, должна быть заполнена в нас.

Как же получить эту новую жизнь? Вспомните прежде всего, как мы с вами получили нашу жизнь в ее обыкновенной форме. Мы унаследовали ее от других: от нашего отца и матери и всех наших предков без нашего согласия и посредством очень любопытного процесса.

Тот самый Бог, Который спланировал этот процесс, спланировал также и процесс распространения новой жизни — жизни во Христе

Родившийся свыше должен питаться «словом веры и добрым учением» (1 Тим. 4:6). Не питающийся же этой духовной пищей попадает обратно в состояние смерти — отпадает от Господа.

К рождению свыше мы приходим путем глубокого сознания своей греховности и своей тяжкой вины перед Богом; путем искреннего покаяния и решительного разрыва с грехом во всех его проявлениях; путем святой жизни и беспредельного исполнения всех повелений Господних.

Человек никогда не может изменить себя, но истинно и верно: то, к чему сам он не способен, то совершает Иисус Христос.

И все же, наперекор рассудку и свидетельству Слова Божия, человек обращается не к Господу за рождением свыше, а ограничивается лишь попытками внешнего «облагораживания» себя: он довольствуется возможностью «приодеть» и «приукрасить» свою негодную ветхую природу, чтобы дать ей наружную полировку — воспитание, образование, лоск и даже подобающую обстоятельствам религиозность. Но духовной ценности это не имеет никакой. В очах Божиих это лишь жалкое рубище, едва прикрывающее непривлекательную внутреннюю жизнь ветхого человека.

Несмотря ни на какую маскировку, от Бога не скрыто, как ужасающе греховна наша ветхая природа, наша «плоть», которая совсем не такова, какою желал бы представить ее миру сам человек, ибо он «смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

Если ваше сердце не в согласии с Богом и вы не родились свыше, совершенно неизбежно, что у вас будет искаженный взгляд на жизнь.

Всякая попытка обойти рождение свыше и каким-то другим путем «научить Никодима» видеть истину Божию была бы напрасной тратой времени. Душевный человек, не переживший рождения свыше, духовной истины не разумеет (1 Кор. 2:14-16).

Человек может быть гениальным математиком или химиком, выдающимся политическим деятелем, успешным инженером, знаменитым естественником и даже религиозным философом, но все же быть и оставаться совершенно слепым в отношении подлинной живой истины Божией, живого богодухновенного откровения свыше — Слова Божия, на каждой странице которого почиет печать Духа Святого. Рожденное от Духа чадо Божие и зрит, и всем сердцем принимает тайну Боговоплощения, Божество Господа Иисуса Христа, искупление в Его пречистой Крови, прощение своей греховной вины, спасение верой во Христа как личного своего Спасителя, в то время когда множество других людей, быть может,

гораздо более способных и образованных, не в состоянии открыть в Слове Божием ничего большего, чем в любой книге мира сего. Они могут восхищаться литературными красотами Слова Божия, но сама истина его остается для них скрытой. И все это по одной только причине: «Если кто не родится свыше, не может увидеть!» Воистину, «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25).

Не знал Никодим и не было ему открыто, что внутренняя природа всякого человека греховна и духовно мертва, так что даже повторное рождение (окажись оно возможным) не помогло бы и воспроизвело бы ту же, прежнюю человеческую жизнь. А порча ее настолько глубока, что жизнь эта совершенно безнадежна (Пс. 50:7; Ис. 64:6; Иер. 17:9; Мк. 7:20-23; Рим. 3:10-18).

Слова эти с величайшей точностью передают Божию «фотографию» нашей греховной природы, нашего сердца, каким оно рождается в мир и каким остается до конца земных дней. Именно так изображает Бог всякого человека в мире: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?» (Иер. 13:23).

Нравственная и достойная жизнь человека не может заменить собою рождение свыше.

Если нет возрождения, тогда о посылаемой свыше кротости не может быть даже речи. А если нет кротости, значит, нет и истинного счастья.

Вы должны пережить перемену своего нрава. Если вы хотите себе счастья, тогда вам нужно родиться свыше.

О Джордже Уайтфилде, выдающемся христианском реформаторе XVIII века, передают, что, по крайней мере, половина его деятельности заключалась в проповеди рождения свыше. Когда кто-то спросил Уайтфилда, почему он так часто об этом говорит, тот ответил: «А потому, что действительно родиться свыше надо всем людям, без исключения!»

До получения нами новой духовной природы мы всегда будем жить в грехах, будем продолжать грешить.

«Должно вам родиться свыше!» Господь не говорит: «Нужно вам родиться свыше» или «хорошо бы вам родиться свыше», или же «не плохо бы вам родиться свыше». Он говорит другое и это другое совершенно непререкаемо и ясно: «Должно вам родиться свыше!»

Принятие новой природы, природы Духа Божия, есть безусловная необходимость, есть совершенно категорический императив.

Без рождения свыше нет ни спасения, ни истинного христианина. Многие, считающие себя христианами, этого не понимают, а потому и не могут иметь в жизни своей ни благословений, ни радости в Господе, какие даются лишь рожденным свыше людям, знающим Христа как своего личного Спасителя.

Без рождения свыше спасения нет, и рождение свыше всегда связано с обращением человека от греховной жизни и уверованием во Христа как личного Спасителя. Без этого всякий человек остается погибшим грешником.

Если вы не приняли жизни Божией, жизни вечной уже здесь на земле, то вы останетесь вне Божией жизни и после своей смерти.

Рождение свыше не есть какой-то совсем излишний привесок к служению Богу или какая-то «сверхдолжная», но вместе с тем и совершенно ненужная личная заслуга человека перед Богом, без которой можно свободно обойтись, а наоборот — безусловно необходимый для спасения дар благодати Божией во Христе Иисусе! Без рождения свыше спасения нет, и без него человеку предстоит остаться навеки мертвым духовно и пойти в вечную погибель. Без рождения свыше жизни Божией человек в себе не имеет и Царства Божия не наследует.

Без рождения нет жизни, естественная жизнь начинается через рождение. И таким же точно образом, то есть через рождение свыше, начинается и жизнь духовная. «Должно вам родиться свыше!»

Рождены ли вы свыше? Я не спрашиваю о вашей принадлежности к церкви. Я не спрашиваю вас о крещении или же о регулярном причастии. Я не спрашиваю вас о том, помогаете ли вы бедным и аккуратно ли вы вносите в церковную кассу вашу членскую десятину. Я не спрашиваю вас также о том, принимаете ли вы участие в молитвенных часах, молитесь ли вы ежедневно или же систематически изучаете Святое Писание.

Я спрашиваю вас об одном: родились ли вы свыше? Сделались ли вы причастником Божьей природы? Если нет — вы можете иметь все это сегодня. Святой Дух в состоянии немедленно сделать вас совершенно новым. Если только разрешите, Он всегда готов Словом Божиим вселить в вас Свою святую сущность.

Когда Христос вселяется в сердце человека, там все делается новым. Если этого нет, обращение человека ко Христу неистинно и рождения свыше там не было. То, что мы прежде любили, теперь ненавидим; то, что мы некогда ненавидели, теперь любим. Новые радости, новые мысли, новые стремления, новые друзья, новое общество — все новое.

Произошло ли это уже с вами, друг? Пережили ли вы эту перемену? Она непременное следствие рождения свыше.